Температуры уверенно движутся вверх, и автомобилисты вспоминают о летней резине. Разберемся, когда лучше переобуть авто и какие шины выбрать для грузовиков.
Когда менять: законы и практические советы
Сроки замены зимней резины на летнюю прописаны в Техническом регламенте Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» в Приложении №8 пункт 5.5.
Ознакомиться с документами по ссылке:
1. О принятии технического регламента таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" https://гибдд.рф/upload/site1000/folder_document/link/Reshenie_Komissii_Tamozhennogo_soyuza_ot_09.12.2011__877.pdf
2. Технический регламент таможенного союза http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Documents/TR%20TS%20KolesnTrS.pdf
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных, средств"" https://fsa.gov.ru/documents/12320/
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 21.12.2021) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств") http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125114/db76edd86d25da1399ae444c8b710417dd149a9e/
Это означает, что владельцам легковушек и грузовиков до 3,5 тон нужно снять «шиповку» в период с 1 марта до 31 мая, если иное не предписано органами российских субъектов (информацию по регионам отслеживайте в региональных пабликах или запрашивайте на сайте ГИБДД https://гибдд.рф/request_main), а "липучку" можно использовать круглый год. Собственникам грузовиков свыше 3500 кг можно ездить на летних покрышках круглый год.
Но какой месяц выбрать? На практике время замены летней резины на зимнюю напрямую связана с температурой, которая влияет на эксплуатацию шин. При температуре выше нуля зимняя резина становится мягче, что ухудшает сцепление, увеличивает тормозной путь и расход топлива, а также приводит к быстрому стиранию резинового протектора. Поэтому при стабильной температуре +5+7 шины следует сменить. Температура должна быть выше нуля не только днем, но и ночью. А для водителей, выполняющих дальние рейсы, лучше ориентироваться на нижние температуры на протяжении всего маршрута, чтобы избежать аварийных ситуации там, где снег и наледь еще не сошла.
На что обратить внимание при выборе летней резины для коммерческого транспорта?
- Летняя резина для коммерческого транспорта должна отвечать требованиям упомянутого выше Технического регламента. То есть:
- шины должны соответствовать рекомендациям завода-изготовителя и размерности колеса;
- высота протектора должна превышать 1,6 мм у грузовых авто до 3,5 т, 2 мм – у автобусов и 1 мм – у грузовиков и прицепов более 3,5 т.
- категория скорости шины должна соответствовать или превышать максимальную скорость транспортного средства (так, шины категория F позволяют развивать скорость 80 км/ч, G – 90 км/ч, H – 100 км/ч, и т.д., то есть каждая следующая литера прибавляет 10 км).
- индекс несущей способности шины должен соответствовать допустимой массе, приходящейся на 1 покрышку (так, шина с маркировкой 121 выдерживает нагрузку в 1450 кг).
Таким образом, маркировка, 102Q означает, что такие шины можно установить на транспортное средство, развивающее скорость не более 160 км/ч при нагрузке не более 850 кг.
2. При выборе шин нужно принимать во внимание по каким дорогам будет ездить машина. От этого зависит рисунок протектора:
- Дорожный рисунок – для езды по асфальту.
- Рисунок направленного действия - для лучшего сцепления на бездорожье.
- Шашки и ребра, если нужны универсальные шины для преодоления различных по сложности маршрутов.
3. Профиль шины (двузначное число, которое пишут через дробь после ширины колеса; является процентом от ширины).
- Низкий и сверхнизкий профиль обеспечивает устойчивость и облегчает вождение.
- Покрышки широкого профиля устанавливают на тяжелогрузы, которые передвигаются по плохим дорогам.
- Арочные шины лучше всего показывают себя на мягком грунте.
4. Тип оси шины влияет на тормозной путь и рулевое управление автомобилем.
- Шины для рулевой оси имеют канавки в протекторе для большей устойчивости и маневренности.
- Для ведущей оси - имеют ромбы или другие фигуры в рисунке протектора и ламели, которые улучшают сцепление с дорогой и силу тяги.
- Универсальные устанавливают и на рулевую и на ведущую оси.
- Прицепные шины часто принимают на себя основной груз. Здесь важно правильно подобрать индекс грузоподъемности.
Особенности легкогрузовых шин
Учитывая нагрузки и интенсивность эксплуатации, на легкой грузовой транспорт нельзя устанавливать легковые шины. Покрышки для легкогрузовых автомобилей должны обладать высокой износоустойчивостью. Для этого в состав резины добавляют компоненты, увеличивающие стойкость к истиранию, и увеличивают число слоев каркаса. В результате шина становится более жесткой. Минус данной ситуации – ухудшение тормозных качеств шины на мокрой дороге.
На такие машины часто ставят покрышки с индексом нагрузки «102/100» (850кг) и индексом скорости «Т» (разрешенная максимальная скорость до 190 км/ч). У них усиленный каркас, повышенный индекс нагрузки и «база» обычных легковой покрышек.
________________________________________________________________________________
Итак, мы рассказали о нюансах летней резины для коммерческого транспорта. Однако весеннее обслуживание авто не ограничивается шиномонтажем.
Если у вас возникла необходимость в подборе и покупке необходимых запчастей, звоните к нам в Автотягу +7 (495) 104-98-10.
А также подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и делитесь своим опытом по подбору резины в комментариях.