Найти в Дзене
Круто об искусстве

Почему младенец Иисус так похож на стареющего карлика?

Амброджо Лоренцетти "Мадонна с младенцем", 1319. Музей Джулиано Гелли в Сан-Кашано.
Амброджо Лоренцетти "Мадонна с младенцем", 1319. Музей Джулиано Гелли в Сан-Кашано.

О, это прекрасное средневековье! Именно там сформировалась традиция, которая плавно вошла в искусство Проторенессанса, и во многом еще осталась в эпохе кватроченто.

Давайте по-порядку: средневековые младенцы - это ВСЕГДА только Иисус и НИКОГДА любой другой ребенок (за исключением редких немногих изображений других детей из Священного Писания), поскольку детского портрета просто не существовало, а само искусство было ТОЛЬКО религиозным.

Философский камень всего средневековья есть Богоцентризм (он же теоцентризм) - все вокруг Бога и Священной Истории, все для Бога и во славу Бога, и, конечно, Бог есть источник жизни и любого блага, наивысшая и абсолютная точка бытия, ибо все сущее имеет право быть только по причине воли Божьей.

Проторенессанс - это уже ИНОЕ время, время в котором переплелись старые и новые черты, то есть еще силен Бог, но Человек изрядно на него давит (ну или можно сказать по-другому: теоцентризм еще властвует в культуре, но антропоцентризм уже во всю уверенной походкой пробивает себе путь наверх / Северное Возрождение вообще все есть скрещивание средневековых подходов с новыми прогрессивными идеями гуманизма и понимаем жизни в свете уже антропоцентризма, т.е, например, Лукас Кранах Старший современник Рафаэля).

Поэтому, рассматривая младенца Христа с картин Чимабуэ, Джотто, Дуччо, Симоне Мартини, Пьеро и Амброджо Лоренцетти и др. мы в первую очередь должны думать о средневековье и о средневековом мировоззрении.

Итак, ПОЧЕМУ Он ТАКОЙ?

1️⃣ Потому что искусство средних веков не должно было развлекать достоверностью,

а СХЕМАТИЧНО и СИМВОЛИЧНО (символично! ибо бога изобразить нельзя, но можно представить его как символ) должно было передавать принадлежность сюжетов из истории Священного Писания к миру Божьему (поэтому все очень условно, плоскостно, во всем символика и знаки).

Амброджо Лоренцетти "Мадонна с младенцем", конец 1330-х - начало 1340-х. Музей искусств, Бостон.
Амброджо Лоренцетти "Мадонна с младенцем", конец 1330-х - начало 1340-х. Музей искусств, Бостон.

❌ Художники просто не умели рисовать, ибо средние века - это темные века, которые утратили все те блага, созданные античностью, в том числе и для искусства.

✔️ Задачи художников формировались, в первую, во вторую... в сто двадцатую очередь, исходя из СИМВОЛИЧЕСКОГО толкования Священного Писания.

2️⃣ РЕБЕНКА в средневековье СЧИТАЛИ НЕДОРАЗВИТЫМ ВЗРОСЛЫМ (ну и все мы рождаемся во грехе и, конечно, уже грешными до невозможности).

А Иисуса НЕЛЬЗЯ ПРЕДСТАВИТЬ НЕДОРАЗВИТЫМ, ибо он родился совершенным существом, сразу мудрым и зрелым. И вообще нельзя Бога изображать глупым - это аксиома.

Какой выход? - представить Сына Божьего со взрослыми, умудренными (как им казалось, потому что на деле - это очень хочется развидеть) чертами лица (намек еще и на то, что Сын Божий готов принять свою будущую жертву). Часто даже фигура была как у взрослого, а не у младенца, только в разы уменьшенная.

Это не выглядело странным, потому что опиралось на довольно распространенную по тем временам идею создания гомункула - уменьшенной копии человека, которую алхимики якобы могли вырастить в сосуде.

Так появился канон - только такое изображение младенца Христа стало единственно возможным и прочно вошло в традиционную иконографию (смотри нашу иконопись, например).

В эпоху уже Ренессанса (до XV века Проторенессанс, c XV века Ренессанс) отношение к детям поменялось - их стали считать НЕВИННЫМИ СОЗДАНИЯМИ, ибо человек стал венцом творения Бога, созданный по его образу и подобию, а значит идеальный, красивый, созидающий (распространилась мысль о том, что каждый ребенок рождается безгрешным и еще ничего не знает о мире).

Амброджо Лоренцетти "Мадонна с младенцем, святая Магдалина, святая Доротея и Успение", 1330-е. Сиена, Пинакотека.
Амброджо Лоренцетти "Мадонна с младенцем, святая Магдалина, святая Доротея и Успение", 1330-е. Сиена, Пинакотека.

Уточню: представление о ребенке как о недоразвитом взрослом означает, что к нему относились как ко взрослому, но, поскольку он ребенок и много чего не умеет и не знает, его понимали как недоразвитого. То есть не в плане болезни или какого-либо дефекта, а в контексте его незрелости по отношению ко взрослому.

Другими словами, в эпоху Ренессанса трансформировалось само ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о детях и их восприятие: от крошечных взрослых к невинным созданиям (а любили детей во все эпохи одинаково).

Более того, с эпохи кватроченто (XV век) возрос интерес к семейному портрету, а никто из нормальных людей не желает видеть своего ребенка в виде карлика с переизбытком холестерина.

Все это сместило границы допустимого в изображении детей. В итоге традиция распространилась и на самого младенца Христа. И вот уже перед нами милый розовощекий пухленький Иисусик и прекрасные херувимчики.

И еще один момент: в эпоху Возрождения появляется новый интерес - интерес СМОТРЕТЬ, в плане наблюдать за природой и изображать вещи такими, какими он их видит (то есть не просто знак елки, а конкретная елка, стоящая у того сарая на окраине города, которую художник реально видел). Плюс открытия оптики, анатомии и т.д. и, вуаля, Иисус уже нормальный ребенок.

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
Скриншоты сторис из моего инстаграм