Это лишь эпизоды из действий Черноморского флота в годы Первой мировой войны. Основной задачей оставалась десантная операция по взятию Босфора и Константинополя, что иллюстритрует этот агитационный плакат той поры.
По моему мнению, действия Кавказского фронта в ту войну вообще мало известны у нас по сравнению с Западным фронтом, меж тем, они были гораздо успешнее, конечно относительно значительно меньшего театра боевых действий. Русские войска почти всё время наступали, хотя горная местность в таком случае достаточно затрудняют наступление.
Это сейчас Черноморское побережье обжито гораздо больше, дороги и другую ифраструктуру не сравнить с теми временами. Большое количество рек, впадющих в море по крутым ущельям, служили дополнительным препятствиям. Засядут турки за речкой на укреплённом хребте и поробуй выковыряй их оттуда.
Тут-то флот и сказал своё слово. Вот карта, показывающая опрерацию у Вице в феврале 1916 года.
Обратите внимание на правый верхний угол. Всего неделю назад турки были выбиты после упорных боёв вдоль реки у Арахве, где они потеряли до 500 человек только убитыми в результате обстрелов русской корабельной артиллерией и действий наших сухопутных войск - и тут же создана новая линия обороны вдоль реки Абу-Вице.
Прежде чем прибыл линкор "Ростислав", акватория была протралена, неожиданностей вроде неизвестной минной банки не должно было быть. Позиции неприятеля не были изучены, точное положение батарей не было известно, и их очень трудно было определить с моря, так как весь склон занятых неприятелем гор был покрыт лесом, маскировавшим расположение турок.
Сперва была произведена доразведка и пристрелка 152 мм орудиями, корректировка велась с берега по радиотелеграфу. После этого открыт беглый огонь по расположению турецких батарей и укреплений. Стреляли также канонерские лодки и эсминцы. Но пехотв в тот день в атаку так и не пошла, сухопутное командование посчитало достигнутый успех артподготовки недостаточным.
На следующий день корабли подошли гораздо ближе к берегу, благо. глубины позволяли. Линкор оказался под ружейным и пулемётным обстрелом (!). Но его броня выдержала :). зато «Ростислав» открыл энергичный огонь по всему участку из 152-мм и 75-мм орудий. Однако, несмотря на страшные разрушения и, вероятно, значительную убыль в людях, турки упорно удерживали эту позицию, посылая подкрепления и ведя усиленный огонь. С целью сокрушить эту позицию, «Ростислав» пустил туда четыре 254-мм снаряда, которые произвели ошеломляющий эффект, судя по тем разрушениям, которые были видны в оптические приборы. Окопы мгновенно смолкли.
Турки начали отступление, переваливая очередные хребты, а корабли следовали за ними вдоль берега, не давая нигде закрепиться. Противник полностью покинул прибрежный район и помощь нашим войскам со стороны кораблей уже не требовалась.
Зато начались высадки десантов, которые ударяли в тыл противнику. Два батальона высадились с транспорта "Корнилов" и двух тральщиков, расчистив путь наступающим войскам. Был взят город Ризе и на очереди стоял Трапезунд, он же Трабзон. Не помню уже, сколько раз бывал я в этом Трабзоне, возили уголь в основном. Вот пара моих снимков оттуда.
Вид с этого моста
А вот он на рисунке того времени обозначен стрелкой:
А тогда потребовались крупные десанты. Цитата с сайта Военно-морского архива: 5 - 7 апреля. Перевозка 1 и 2 пластунских бригад и горного артиллерийского дивизиона из Новороссийска в Ризе для усиления Приморского отряда Кавказской армии на Трапезондском направлении.
Транспортная флотилия в составе 27 судов под прикрытием и охраной линейных кораблей «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина II», четырех крейсеров, двух авиатранспортов и минной бригады, имея на борту 18327 чел., 2913 лошадей, 12 орудий, 462 быка, 5 верблюдов, 20 000 пудов фуража, выйдя из Новороссийска 5 апреля, к утру 7 апреля подошла к порту Ризе, рейд и побережье которого были заблаговременно оборудованы для высадки и выгрузки обеих бригад и их обозов.
Выгрузка была произведена под прикрытием флота, крейсировавшего в море, и под охраной от подводных лодок миноносцев и тральщиков, образовавших двойную цепь впереди сетевого заграждения. К утру 8 апреля 1-я бригада пластунов для скорейшей доставки на фронт была перевезена на «Эльпидифорах» в Хамуркан.
Всё делалось по-взрослому. А что за "Эльпидифоры"? Кода стало ясно, что приличные десанты не совместимы с высадкой со шлюпок, были созданы специальные десантные суда. За образец взяли азовскую шхуну водоизмещением около 1000 т, принадлежавшую купцу греческого происхождения Эльпидифору. Судно сохранило все черты своего торгового "предка", но было значительно улучшено. Оно было оборудовано двойным дном и специальными балластными цистернами, позволявшими притапливать кормовую часть и тем самым облегчать нос, который имел при этом нулевую осадку и мог "въезжать" на берег. Во всех помещениях появился электрический свет, на передней мачте установили прожектор, в рубке - радиостанцию, а под полубаком оборудовали порты для выгрузки полевой артиллерии и грузов. Ограждения люков подкрепили, чтобы они могли выдержать тяжесть двух гидросамолетов или быстроходных катеров. Мощное вооружение из трех 102-мм пушек, двух 75-мм зениток и двух пулеметов позволяло эффективно поддерживать высаживающиеся войска. В общем, "эльпидифоры" можно считать самыми удачными и совершенными десантными средствами первой мировой войны.
К сожалению, полностью серию из 30 планировавшихся единиц построить к 17-му году так и не удалось. Но несколько из них в Стамбуле, для десанта в который и строились, всё же побывали, но уже в составе эмигрирующего белогвардейского флота.
В конце мая - начале июня состоялась перевозка 123-й пехотной дивизии из Мариуполя в Трапезонд.
Посадив 28–30 мая войска, транспортная флотилия в составе 23 транспортов вышла 30 мая из Мариуполя в Керченский пролив; откуда 31 мая, охраняемая флотом в составе линейного корабля «Императрица Мария», крейсеров «Память Меркурия», «Алмаз», авиатранспорта «Александр I» и миноносцев направилась к Трапезонду и с рассветом 2 июня приступила к высадке дивизии в бухте Кавата. Всего было перевезено 17825 чел., 2 197 лошадей и голов скота, 800 повозок и 800 т груза. Вследствие засвежевшей погоды невыгруженными остались 100 повозок, 900 лошадей, 1050 чел. обозной команды и 650 т груза, которые были доставлены в Батум и затем в Трапезонд на местных транспортных средствах , и это не последний десант на Чёрном море в ту пору, просто статья ограничена в размерах.
Однако самого главного десанта осуществить так и не удалось. Может и итория пошла после него совсем по-другому...