Когда перед тобой пустой проект и ты не знаешь, с чего начать — это отвратительное чувство. А когда песня сама аранжируется в голове — совсем другое дело. Но часто мы работаем в каком-то среднем режиме и вот здесь важно просто следовать инструкции. Не чтобы слепо копировать и делать унылые поделки, а чтобы облегчить себе работу и сосредоточиться на творчестве.
- Распиши форму песни на листе. Это как структурная схема, которую ты так же делаешь блоками. Интро-куплет-предприпев-припев-куплет 2, как пример такой формы. Чем она хороша? Ты видишь всю песню целиком, понимаешь как должна работать каждая часть и чем эти части отличаются друг от друга. Плюс дополнительно можно прописать динамику над каждой частью, акценты или описание инструментов, которые в ней будут задействованы.
- Подготовь проект заранее. Не важно, в каком DAW ты работаешь — каждый из них умеет сохранять template (шаблон) проект. И если сразу создать нужное количество дорожек (аудио, виртуальные инструменты, внешние эффекты и т.д.), повесить на них все нужные тебе эквалайзеры и компрессоры, а потом разложить по папкам, то большая часть нудной работы уже будет сделана.
- Распечатай (или выведи на планшет, второй экран) лист с аккордами и нотами. Вроде звучит логично, только вот очень часто люди надеятся на свою память. А как итог — приходится постоянно подглядывать в Word, что сильно сбивает темп работы и вообще куда менее удобно, чем лист бумаги рядом, куда моментально можно подсмотреть (плюс делать пометки). Но если вы человек, радеющий за природу, то хороший планшет (с пером для пометок) тоже отличная идея.
- Запиши сам или попроси клиента сделать демо песни под гитару или пианино. Одним дублем и обязательно под метроном (темп которого ты, как аранжировщик, определяешь заранее). Так у тебя всегда будут гармоническая и ритмическая основы, от которой ты можешь отталкиваться. Плюс вокал, который обозначает мелодию и текст. Кажется мелочью, но когда проектов много и памяти не хватает на всех, очень удобно открывать один из них и понимать, в какой его части ты находишься. Гораздо удобней, чем работать без голоса и обозначенных аккордовых акцентов.
- Скорее это дополнение к пункту 2, но отстрой громкости отдельных дорожек и всего проекта в целом. Так вышло, что в цифровой записи есть клиппинг (который, на самом деле, есть везде, но в цифре он особенный). Это искажение звука при достижении определенной громкости. И если клиппинг аналоговый, а особенно ламповый — это вкусно и музыкально, то цифровой режет частоты и некрасиво искажает. Вот почему я ставлю громкость всех дорожек на -10 дБ, плюс так же от -5 до -10 дБ на основном канале проекта (bus шине). И конечно контролирую входной сигнал, чтобы он оставался в зеленой зоне (обычно на самой звуковой карте есть индикаторы). Это помогает не только избежать клиппинга, но и дает огромный запас громкости с динамикой для последующей работы над песней.
Надеюсь, что эти маленькие советы помогут сделать вашу музыку лучше, а процесс — удобным и приятным. Мы и так работаем в самой лучшей сфере, так почему бы не сделать нашу работу еще круче? Если согласны, то не вижу причин не подписаться на telegram канал "Записки Аранжировщика". И заодно послушать подкаст «Слышь!», в котором, кстати, был выпуск об аранжировках и процессе их приготовления.