Я уже рассказывал об атомах, из которых складывается бухгалтерский учет — первичных документах. Все факты хозяйственной жизни (ФХЖ) регистрируются в них. Но первичный документ — всего лишь фиксация ФХЖ, а бухучет должен дать пользователям понимание как под влиянием зарегистрированных ФХЖ меняются объекты учета: активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Для этого бумажное или электронное море первички нужно упорядочить. И здесь на помощь приходят регистры.
Слово «регистр» происходит от латинского Registrum — список. Бухгалтерские регистры используются для накопления и систематизации данных первички. В классической бухгалтерии они могут иметь форму реестров, ведомостей, журналов и книг. Фактически это таблицы, в которых данные сгруппированы по определенным признакам. Например, это карточки счетов или уже знакомые вам шахматка и оборотка. С 2022 года вступит в силу ФСБУ 27/2020 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», который устанавливает требования к регистрам. Из этих требований можно понять, как организуется обобщение первички в бухгалтерских регистрах.
- Полнота. В регистрах хранятся данные, необходимые всем пользователям. Подробно о полноте рассказывал здесь.
- Хронологическая и систематическая запись. Данные обобщаются в разрезе дат ФХЖ (хронологическая запись) и бухгалтерских счетов (систематическая запись)
- Синтетический и аналитический учет. Данные группируются иерархично: от субконто к субсчетам и синтетическим счетам.
- Системность информации. Хронологическая и систематическая запись, данные аналитического и синтетического учета, данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности должны «биться» друг с другом
- Обоснованность учетных записей. Записи в регистрах формируются только на основе первичных документов. Нет документа — нет записи
- Достоверность информации. Данные должны отражаться без пропусков и искажений в тех периодах, когда фактически произошли ФХЖ. Подробно о достоверности в бухгалтерии рассказывал здесь.
- Своевременность информации. Данные должны попадать в регистры настолько быстро, чтобы успеть учесть их при составлении ближайшей финансовой отчетности. Подробно о своевременности в бухгалтерии рассказывал здесь.
- Юридическая значимость учетных записей. Данные регистров подтверждают наличие и величину объектов бухгалтерского учета
Единых установленных форм бухгалтерских регистров не существует, за исключением некоторых кассовых документов. Формы регистров разрабатываются главбухом каждой конкретной компании и утверждаются директором. Но есть обязательные реквизиты, установленные законом «О бухгалтерском учете»:
- название регистра;
- название компании;
- даты начала и окончания ведения регистра;
- хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
- стоимость объектов бухгалтерского учета и единица измерения этой стоимости;
- наименования должностей ответственных за ведение регистра;
- личные подписи этих сотрудников с указанием фамилий и инициалов.
Регистры не обязательно вести на бумаге, допустима электронная форма. В современных бухгалтерских программах аналитика многомерная, все это добро перевести в бумажный вид бывает проблематично. Но если договор или закон обязывает предоставлять бумажный регистр, его придется распечатать и подписать.
Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — так вы точно ничего не пропустите!