Советами делятся специалисты учебно-тренировочного центра «САМ». Это проект некоммерческой организации из Новосибирска «Шаг за шагом», которая помогает подросткам и молодым взрослым с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями. Цель проекта – подготовить ребят к взрослой жизни, развить социально-бытовые навыки: приготовление еды, уборка квартиры, мытьё посуды.
Совет 1. Начинать обучение с несложных блюд
Конечно, процесс обучения должен быть построен по принципу «от простого к сложному». При этом стартовый уровень «простого» и «сложного» у разных детей может быть различным. Самое простое блюдо, с которого можно начать обучение – бутерброд, но и его можно варьировать по уровню сложности. Самый простой вариант – «бутерброд-конструктор», состоящий из 2-3 предварительно нарезанных ингредиентов (например, хлеб, сыр, колбаса). Таким образом, задача ребёнка – сложить вместе все составляющие и получить готовое блюдо. Наиболее сложный вариант бутерброда – гамбургер или, например, горячий бутерброд. Эти блюда состоят из множества ингредиентов, которые требуют предварительной обработки. Как определить, какой из вариантов выбрать? Правильно! Это зависит от возможностей ребенка.
Совет 2. Ориентироваться на вкусовые пристрастия ребёнка
Залог успеха любого обучения – это заинтересованность ребёнка в результате. Если ваш начинающий повар очень избирателен в еде, и его рацион состоит всего из нескольких блюд, то лучше начинать обучение с приготовления одного из них. Возможно, это поможет увлечь ребёнка, а также постепенно сформировать у него понимание, для чего нужны все эти разнообразные кухонные «телодвижения». Идеальная ситуация, когда ребёнок съедает блюда, приготовленные им, или хотя бы пробует.
Совет 3. Применять в процессе обучения метод цепочек
Обучение цепочкой – это метод обучения сложным навыкам, состоящим из множества шагов. Приготовление любого блюда – это последовательность определенных действий. Ребёнка с аутизмом нужно учить выполнять не отдельные действия, а именно последовательность, отрабатывать с ним каждый шаг. Приготовление любого блюда начинается с поиска необходимых продуктов, затем следует поиск посуды, инструментов, техники, после чего можно приступать к манипуляциям с найденными продуктами и т.д.
Совет 4. Составлять подробные визуальные инструкции
Большинству детей с аутизмом бывает сложно понять, запомнить и выполнить инструкции, подаваемые «голосом». И здесь нам на помощь приходит визуализация. В идеале подробную визуальную инструкцию приготовления какого-либо блюда можно составить вместе с ребёнком (конечно, если коммуникативные навыки ребёнка это позволяют). ёИнструкцию можно написать на листе бумаги от руки или распечатать на принтере. Главное условие – она должна быть подробной. Постарайтесь не упустить ни одной детали, ни одного, даже незначительного, на ваш взгляд, шага. В случае, если у ребёнка есть сложности с чтением и пониманием прочитанного им текста, инструкция может состоять из картинок.
Совет 5. Использовать подсказки
Обучение ребёнка с аутизмом любому навыку невозможно без использования подсказок. Однако подсказки бывают разными, и применять их нужно своевременно. Прежде всего, не следует торопиться применять подсказку, нужно дать ребёнку время на осмысление задачи и самостоятельные действия. Например, в процессе приготовления какого-либо блюда понадобилась сковорода. Не стоит торопиться и сразу говорить ребёнку, где она лежит. Дайте ему возможность самому ее найти. Если ребёнок затрудняется, подскажите, укажите направление, в каком месте нужно искать. Подсказывать ребёнку можно голосом, жестом или визуально, при помощи картинки.
Совет 6. Отказаться от физической подсказки
Некоторые виды подсказок многие специалисты считают совершенно неэффективными, и даже вредными для процесса обучения. Речь идёт о так называемой физической подсказке «рука в руке», когда взрослый выполняет какое-либо действие рукой ребёнка. Такая подсказка существенно тормозит процесс формирования навыка, она подавляет его инициативность, самостоятельность. Альтернативой физической подсказке «рука в руке» является обучение посредством имитации, когда взрослый показывает ребёнку действие и дает инструкцию: «Повтори!» или «Делай, как я!», и ребёнок пытается повторить это действие. Добиться от ребёнка с аутизмом имитации какого-либо действия бывает порой очень трудно, тем не менее, этот метод обучения в конечном итоге более результативен.
Совет 7. Использовать мотивационные стимулы
Мотивация и поощрение – залог успеха в обучении ребёнка с аутизмом. Использование этих инструментов требует глубокого изучения его мотивационной сферы: пристрастий, увлечений, интересов. Чем тяжелее продвигается процесс обучения, тем больше следует хвалить и поощрять начинающего повара. При этом поощрение должно быть значимым для ребёнка. Похвала может быть устной («Молодец!») или жестовой (большой палец вверх или «Дай пять!»). Поощрять следует за полностью выполненную задачу. Например, ребёнок нашел и принес на стол все продукты, необходимые для приготовления блюда. Он заслужил награду! Наградой может быть всё что угодно: конфета, машинка, мыльные пузыри, игра на планшете и т.д.
Совет 8. Не обращать внимание на грязь и беспорядок
Очень часто у детей с аутизмом присутствует неловкость, неуклюжесть, раскоординированность движений. Поэтому в процессе приготовления блюд, особенно на первоначальном этапе, неизбежны ситуации, когда жидкости проливаются, крупы, мука и макароны рассыпаются, посуда падает на пол и т.д. Здесь необходимы терпение и такт. Прежде всего, не следует критиковать ребёнка, говорить, что он делает плохо, неряшливо. Нужно спокойно подсказать: «Вытри!», «Собери!», «Подними!» и т.д., подать тряпку, салфетку, если необходимо. Ведь самое главное – это то, что ребёнок самостоятельно выполняет правильную последовательность действий, совершает необходимые манипуляции, опираясь на подсказки взрослого. А точность и ловкость движений обязательно придут с опытом. Кроме того, со временем, вы постепенно удлините цепочку приготовления блюда, и в нее войдут такие этапы, как уборка стола, мытьё посуды и т.д.
Совет 9. Давать ребёнку короткие и понятные инструкции
Очень часто у детей с аутизмом затруднено понимание обращенной к ним речи, и слишком длинные фразы, состоящие из множества слов с предлогами и речевыми оборотами, ими не воспринимаются. Поэтому в процессе приготовления блюд следует давать ребёнку короткие инструкции, состоящие из простых нераспространенных предложений. Например, «Перемешай!», «Посмотри!», «Возьми ложку!», «Поставь миску на стол!» и т.д.
Совет 10. Улыбаться
Приступать к процессу обучения следует в хорошем настроении, как можно больше улыбаться, разговаривать с ребёнком в спокойном, ласковом тоне. Это поможет сделать процесс приготовления блюда приятным и увлекательным. Улыбайтесь, и всё у вас получится!
_________________________________
Фотографии предоставлены специалистами АНО «Шаг за шагом».