Пригородный поезд Великие Луки – Бологое – один из самых известных в России. Во-первых, часть его маршрута несколько лет назад стала первой регулярной линией в РФ на ретротяге. Во-вторых, недавно все обсуждали новые вагоны поезда. Наконец, в-третьих, линии, по которой он ходит, посвящен популярный на дзене канал «Заповедная магистраль».
Немного про пузырь
Я ездил на этом поезде от Бологого (да, склоняется) до Осташкова в 2019 году, но никогда не проезжал весь маршрут от Великих Лук целиком.
На днях мне нужно было попасть из-под Великих Лук в Москву. По субботам поезд Великие Луки – Москва не ходит, поэтому я решил поехать на пригородном до станции Бологое, а затем – на «Сапсане» до Москвы.
Я понимал, что сидеть придется 10 часов, но мне было интересно. К тому же от Осташкова до Бологого по субботам и воскресеньям – паровозная тяга.
Немного о расписании. Фактически маршрут Великие Луки – Бологое состоит из двух частей, согласованных друг с другом. Это Великие Луки – Осташков и Осташков – Бологое. Раньше в Осташкове даже нужно было выйти из поезда и перейти в другой. Теперь пересадку делать не надо.
Летом оба поезда ходят каждый день, а с октября по май ежедневным остается часть маршрута Бологое – Осташков, а от Осташкова до Великих Лук вагончики продолжают ходить только пять раз в неделю. Вернее, ходят-то они каждый день, но по понедельникам и средам пассажиров брать нельзя. Это происходит в тех случаях, когда регионы не сделали заказ и не оплатили перевозчику все дни курсирования.
Но железнодорожникам-то все равно нужно перегнать вагоны до определенной станции, чтобы на следующий день они могли выехать с пассажирами обратно. Вот и возят воздух. На жаргоне такие поезда называются «пузырями».
Мест нет
Из Великих Лук мой поезд отправился в 08:08 утра. Время отправления удобно стыкуется с прибытием в Луки поездов из Петербурга и Москвы. В обратную сторону стыковка тоже есть, правда, экстремальная. По выходным дням в Великие Луки «пригород» приходит в 19:45, а поезд на Москву отправляется в 19:55.
На втором пути Балтийской стороны вокзала нас ожидают два зеленых вагона в фирменной ливрее ретро-поезда «Селигер» с тепловозом ТЭП70БС, «запаркованные» практически вплотную с рельсовым автобусом РА-1. Мы уедем на Бологое, а РА-1 вскоре после нас – на Нелидово.
Билеты приобретаются в поезде. Проводница предупредила, что если нужно оплатить картой, то лучше это сделать сразу при посадке в вагон, потому что позже перестанет ловиться сеть. Пробивается два билета. Первый – на участок от Великих Лук до Осташкова, второй – от Осташкова до станции Бологое. Общая стоимость поездки составила 869 рублей. Не слабенько для пригорода!
Я сел в поезд за 15 минут до его отправления. К этому времени мест у окон уже не было, а непосредственно к отправлению были заняты все сидячие места, и части пассажиров пришлось стоять.
Впрочем люди начали выходить на первых же остановках после Великих Лук. Здесь их очень много! За первый час пути поезд останавливается 11 раз! К чести машинистов все происходит плавно и без рывков. Где-то после Торопца уже появились свободные места у окна, и я устроился с комфортом на одном из них.
Вагоны ретропоезда вызвали много споров в Сети. Многие возмущались: ну какое же это ретро? Обычные современные вагоны, еще и кое-как покрашенные.
Лучше «Сапсана»
И здесь есть две точки зрения. С одной стороны, вагоны и правда совсем не ретро. Есть стилизация, но она весьма условная. С другой стороны, внутри все выглядит достаточно уютно. И ехать в таких вагонах удобно.
Во-первых, есть биотуалеты. Точно такие же, как в привычных современных вагонах поездов дальнего следования! Проводница, правда, держала открытым только один туалет, из-за чего периодически возникали очереди: на 60 с лишним человек одного туалета мало. Вторым она пользовалась сама.
Думаю, просто было лень убирать два. Обратило внимание то, что в туалете есть только туалетная бумага. Ни бумажных полотенец, ни подкладок на унитаз в туристический ретропоезд выдавать не положено. Московско-Тверская пригородная пассажирская компания экономит.
Во-вторых, в вагоне есть кондиционер. Это немаловажно в жару. Правда, почему-то первую часть пути он держал температуру воздуха на комфортном уровне в +24 градуса, а во вторую часть пути стало уже +26. Вероятно, работал не на полную мощность, и проводница не стала заморачиваться с его настройкой. Вообще к проводнику есть много вопросов, но об этом ниже.
В-третьих, в вагоне очень комфортабельные сиденья с большим углом наклона спинки. Ехать достаточно легко (конечно, не 10 часов), намного легче, чем в «Сапсане». После отправления поезда многие пассажиры уснули почти сразу.
Наконец, в-четвертых, между кресел есть встроенные розетки – по одной на каждого пассажира! То есть всем хватит электричества! Такая роскошь.
Я, правда, ехал и думал, что для 10-часовой дороги лучше подошли бы вагоны со спальными местами. Например, как в ретро-поезде под Воронежем, где для пассажиров оформили плацкартные вагоны. Но там поезд идет два часа. А тут – 10. Им бы поменяться классами вагонов.
Теперь что касается «ретро». Если честно, то из стилизации можно отметить только зеленый окрас вагона.
Снаружи выглядит… странно. У старых-то вагонов была серая крыша.
И гербы нарисовали не там – надо на уровне окон, а получилось выше.
И крепление для маршрутных табличек сделали не по центру вагона, а ближе к тамбуру. Где и так на окне висит маршрутная табличка!
А внутри вагона нарисовали паровоз с видом Кругобайкальской железной дороги (почему-то).
Погибающие деревянные вокзалы
Бологое-Полоцкая железная дорога имеет статус заповедной. Здесь сохранилось много памятников железнодорожной архитектуры начала ХХ века. Правда, к сожалению, заповедный статус им не особо помогает. Вокзал на станции Черный Дор сгорел в 2021 году.
Вот фотографировал его в 2019-м.
А теперь все выглядит так.
Между Великими Луками и Осташковом остался всего один деревянный вокзал – на бывшей станции Скворцово. Против солнца его было неудобно фотографировать.
Но есть хорошие фотографии здесь.
Дорога до Осташкова заняла пять с небольшим часов.
За окном было много симпатичных пейзажей.
А вот мост через Волгу в городе Пено.
На берегу Селигера
В Осташкове поезд стоит полтора часа. Очевидно, что простому пассажиру высидеть все это невозможно, поэтому, кроме меня, кажется, весь маршрут ехал всего один человек!
По прибытии в Осташков я сложил наименее ценные вещи на свое кресло (чтобы не заняли), технику взял с собой, и пошел гулять по городу. Благо, было с кем.
Осташков прекрасен, здесь много достопримечательностей и есть водные маршруты по Селигеру! Вот кусочек этого озера!
Когда мы вернулись на платформу, вагончики уже стояли под паровозом. Дымящим и пыхтящим. И это, конечно, главное развлечение и главная прелесть этого поезда! Паровая тяга всех неизменно восхищает!
Автор канала «Заповедной магистраль» Алексей Алексеев передает привет читателям «1520»!
Я вошел в вагон и понял, как правильно сделал, что оставил вещи на местах. Потому что сидячих кресел уже не было, и людям приходилось стоять. Многие возмущались: поезд туристический, а мест нет. Человек 10-15 поехали стоя. А за время стоянки температура в вагоне поднялась до +29 градусов!
Перевозчик МТППК, кстати, мог бы решить эту проблему, продавая часть билетов с указанием мест, как он это делает на направлении Москва – Тверь в «Ласточку». Например, в каждом поезде можно выделить 20 билетов с местами. Хочешь гарантированно ехать сидя - купи заранее билет с указанием места, заплатив за него чуть дороже. Но нет! Эта мысль, видимо, слишком сложна.
Проводники, к счастью, нашли возможность собрать по вагонам всех детей и увести в соседний вагон в служебное купе.
Осташков – Бологое
После отправления из Осташкова на телевизорах включили кино – «Вокзал для двоих». Звук шел из динамиков, но был достаточно тихим, чтобы слышать диалоги, хотя я его смотрел столько раз, что, кажется, мог бы озвучивать сам.
Примерно на полпути между Осташковом и Бологим, когда часть местных пассажиров уже вышли, свободных мест, наконец, хватило, чтобы все могли рассесться.
Станция Фирово – вторая после Осташкова, где поезд стоит больше двух минут. Целых десять! Можно выйти, размяться и сделать несколько фотографий.
В Фирово тоже сохранился деревянный вокзал. Жаль, что поезд остановился не напротив.
Еще деревянные вокзалы есть в Баталино...
...и в Куженкино. В Куженкино – самый интересный. Если ехать на ретропоезде в обратную сторону (из Бологого в Осташков/Великие Луки), там будет стоянка 30 минут, во время которой пассажирам проводят экскурсию по всему станционному комплексу.
И немного о сервисе. Вернее, о его отсутствии
Я ехал в ретро-поезде «Селигер» три года назад, когда проект был еще молод, а вагоны наоборот стары. Тогда у него было много интересных «фишек».
В поезде ехал начальник поезда, который отчасти выполнял функции экскурсовода, рассказывая про дорогу, станции и т.д. Теперь начальника поезда нет...
Тогда выдавали красивые билеты, стилизованные под ретро. Теперь – нет.
Сувениры в витрине у проводника есть, но с ними вообще интересная история.
На участке от Великих Лук до Осташкова проводница продавать их отказалась. Мол, приходите после Осташкова, когда поезд из пригородного превратится в туристический. Я подошел в Фирово и хотел купить много с оплатой картой. Проводница сказала, что картой она уже взять оплату не может, потому что сеть кончилась, появится только в Бологом, а там ей некогда, потому что ей нужно сдавать терминал сразу по прибытии.
«Но ведь мы же десять минут будем ехать по Бологому», – возразил я.
«Нет. Некогда. Или наличкой, или никак», – сказала проводница.
Немного ошалев от такого сервиса, я обратился к проводнице другого вагона. Она сказала, что запросто продаст мне сувениры по карте в Бологом и спокойно все оформила, пока мы ехали от станции Бологое-Полоцкое до станции Бологое – Московское.
Кстати, в Бологое-Полоцком ужасно изуродовали крышу исторического вокзала. Но, правда, давно.
Незадолго до прибытия на конечную станцию я, простите, решил посетить туалет. Но он оказался не просто закрыт. Рядом еще и стояла охранница, которая ехала с нами всю дорогу (их было двое)! Что и отчего они охраняют, я так и не понял.
«Все закрыто, мы уже подъезжаем», – сказала она.
«Так это же биотуалет, он может работать всю дорогу», – возразил я.
«Нет, уже все закрыто».
Я сфотографировал закрытый туалет, а охранница, видимо, почуяв неладное, начала меня стыдить: «Не понимаю наше общество. Люди работают, а вы им навредить пытаетесь».
А у меня сложился пазл. Проводнице нужно было пораньше уйти домой. Поэтому она и туалеты закрывает раньше времени (и вообще только один держит открытым), и с сувенирами возиться на хочет. А пассажиры, по мнению охранников, только и делают, что вредят.
А теперь про важное
Ретропоезд из Бологого в Осташков – это очень круто! Круто в первую очередь потому, что это доступно для жителей Москвы и Петербурга. Гораздо доступнее, чем «Рускеальский экспресс», до которого еще нужно доехать в Карелию.
Но, кажется, что этот поезд для перевозчика и системы РЖД существует как будто для галочки.
Иначе как объяснить такую нелюбезность проводников? Как объяснить, что в вагоне, к примеру, никак не рекламируют трехчасовой аудиогид по маршруту, который можно скачать в приложении izi.travel? Как объяснить отсутствие возможности купить гарантированное сидячее место? Как объяснить дизайнерские косяки в оформлении вагона? Наконец, как объяснить то, что теперь для пересадки на поезд невозможно приехать утром в Бологое на «Сапсане» из Петербурга (их просто нет), а вечером ближайшего «Сапсана» на Москву приходится ждать 2,5 часа. А когда запускали проект, были удобные стыковки.
Поезд «Селигер» – это не только развлечение из серии «покатушки на паровозе», но еще и попытка сохранить наследие Бологое-Полоцкой железной дороги (на которой, кстати, остался всего один поезд дальнего следования Петербург – Осташков, и ходит он всего 20 раз в год). И это более важно.
Съездите, если не были.
А я на следующий день направился на мероприятие от @zenmag.