Найти тему
1520. Все о путешествиях

Высидеть 10 часов в самом известном пригородном поезде России, выжить и получить удовольствие (32 ФОТО)

Пригородный поезд Великие Луки – Бологое – один из самых известных в России. Во-первых, часть его маршрута несколько лет назад стала первой регулярной линией в РФ на ретротяге. Во-вторых, недавно все обсуждали новые вагоны поезда. Наконец, в-третьих, линии, по которой он ходит, посвящен популярный на дзене канал «Заповедная магистраль».

Ретропоезд «Селигер» на станции Фирово
Ретропоезд «Селигер» на станции Фирово

Немного про пузырь

Я ездил на этом поезде от Бологого (да, склоняется) до Осташкова в 2019 году, но никогда не проезжал весь маршрут от Великих Лук целиком.

На днях мне нужно было попасть из-под Великих Лук в Москву. По субботам поезд Великие Луки – Москва не ходит, поэтому я решил поехать на пригородном до станции Бологое, а затем – на «Сапсане» до Москвы.

Я понимал, что сидеть придется 10 часов, но мне было интересно. К тому же от Осташкова до Бологого по субботам и воскресеньям – паровозная тяга.

Схема линий Бологое – Соблаго – Великие Луки с ответвлением на Торжок
Схема линий Бологое – Соблаго – Великие Луки с ответвлением на Торжок

Немного о расписании. Фактически маршрут Великие Луки – Бологое состоит из двух частей, согласованных друг с другом. Это Великие Луки – Осташков и Осташков – Бологое. Раньше в Осташкове даже нужно было выйти из поезда и перейти в другой. Теперь пересадку делать не надо.

Летом оба поезда ходят каждый день, а с октября по май ежедневным остается часть маршрута Бологое – Осташков, а от Осташкова до Великих Лук вагончики продолжают ходить только пять раз в неделю. Вернее, ходят-то они каждый день, но по понедельникам и средам пассажиров брать нельзя. Это происходит в тех случаях, когда регионы не сделали заказ и не оплатили перевозчику все дни курсирования.

Но железнодорожникам-то все равно нужно перегнать вагоны до определенной станции, чтобы на следующий день они могли выехать с пассажирами обратно. Вот и возят воздух. На жаргоне такие поезда называются «пузырями».

Мест нет

Из Великих Лук мой поезд отправился в 08:08 утра. Время отправления удобно стыкуется с прибытием в Луки поездов из Петербурга и Москвы. В обратную сторону стыковка тоже есть, правда, экстремальная. По выходным дням в Великие Луки «пригород» приходит в 19:45, а поезд на Москву отправляется в 19:55.

На втором пути Балтийской стороны вокзала нас ожидают два зеленых вагона в фирменной ливрее ретро-поезда «Селигер» с тепловозом ТЭП70БС, «запаркованные» практически вплотную с рельсовым автобусом РА-1. Мы уедем на Бологое, а РА-1 вскоре после нас – на Нелидово.

Пригородный поезд Великие Луки – Бологое на станции Великие Луки
Пригородный поезд Великие Луки – Бологое на станции Великие Луки

Билеты приобретаются в поезде. Проводница предупредила, что если нужно оплатить картой, то лучше это сделать сразу при посадке в вагон, потому что позже перестанет ловиться сеть. Пробивается два билета. Первый – на участок от Великих Лук до Осташкова, второй – от Осташкова до станции Бологое. Общая стоимость поездки составила 869 рублей. Не слабенько для пригорода!

Я сел в поезд за 15 минут до его отправления. К этому времени мест у окон уже не было, а непосредственно к отправлению были заняты все сидячие места, и части пассажиров пришлось стоять.

Пригородный поезд Великие Луки – Бологое
Пригородный поезд Великие Луки – Бологое

Впрочем люди начали выходить на первых же остановках после Великих Лук. Здесь их очень много! За первый час пути поезд останавливается 11 раз! К чести машинистов все происходит плавно и без рывков. Где-то после Торопца уже появились свободные места у окна, и я устроился с комфортом на одном из них.

Расписание поезда Великие Луки – Бологое
Расписание поезда Великие Луки – Бологое

Вагоны ретропоезда вызвали много споров в Сети. Многие возмущались: ну какое же это ретро? Обычные современные вагоны, еще и кое-как покрашенные.

Лучше «Сапсана»

И здесь есть две точки зрения. С одной стороны, вагоны и правда совсем не ретро. Есть стилизация, но она весьма условная. С другой стороны, внутри все выглядит достаточно уютно. И ехать в таких вагонах удобно.

Пригородный поезд Великие Луки – Бологое
Пригородный поезд Великие Луки – Бологое

Во-первых, есть биотуалеты. Точно такие же, как в привычных современных вагонах поездов дальнего следования! Проводница, правда, держала открытым только один туалет, из-за чего периодически возникали очереди: на 60 с лишним человек одного туалета мало. Вторым она пользовалась сама.

Туалеты в пригородном поезде Великие Луки – Бологое
Туалеты в пригородном поезде Великие Луки – Бологое

Думаю, просто было лень убирать два. Обратило внимание то, что в туалете есть только туалетная бумага. Ни бумажных полотенец, ни подкладок на унитаз в туристический ретропоезд выдавать не положено. Московско-Тверская пригородная пассажирская компания экономит.

Во-вторых, в вагоне есть кондиционер. Это немаловажно в жару. Правда, почему-то первую часть пути он держал температуру воздуха на комфортном уровне в +24 градуса, а во вторую часть пути стало уже +26. Вероятно, работал не на полную мощность, и проводница не стала заморачиваться с его настройкой. Вообще к проводнику есть много вопросов, но об этом ниже.

В-третьих, в вагоне очень комфортабельные сиденья с большим углом наклона спинки. Ехать достаточно легко (конечно, не 10 часов), намного легче, чем в «Сапсане». После отправления поезда многие пассажиры уснули почти сразу.

Пригородный поезд Великие Луки – Бологое
Пригородный поезд Великие Луки – Бологое

Наконец, в-четвертых, между кресел есть встроенные розетки – по одной на каждого пассажира! То есть всем хватит электричества! Такая роскошь.

Я, правда, ехал и думал, что для 10-часовой дороги лучше подошли бы вагоны со спальными местами. Например, как в ретро-поезде под Воронежем, где для пассажиров оформили плацкартные вагоны. Но там поезд идет два часа. А тут – 10. Им бы поменяться классами вагонов.

Пригородный поезд Воронеж – Рамонь. Фото: РЖД
Пригородный поезд Воронеж – Рамонь. Фото: РЖД

Теперь что касается «ретро». Если честно, то из стилизации можно отметить только зеленый окрас вагона.

Пригородный поезд Великие Луки – Бологое
Пригородный поезд Великие Луки – Бологое

Снаружи выглядит… странно. У старых-то вагонов была серая крыша.

Пригородный поезд Великие Луки – Бологое, старые вагоны
Пригородный поезд Великие Луки – Бологое, старые вагоны

И гербы нарисовали не там – надо на уровне окон, а получилось выше.

И крепление для маршрутных табличек сделали не по центру вагона, а ближе к тамбуру. Где и так на окне висит маршрутная табличка!

Пригородный поезд Великие Луки – Бологое
Пригородный поезд Великие Луки – Бологое

А внутри вагона нарисовали паровоз с видом Кругобайкальской железной дороги (почему-то).

Погибающие деревянные вокзалы

Бологое-Полоцкая железная дорога имеет статус заповедной. Здесь сохранилось много памятников железнодорожной архитектуры начала ХХ века. Правда, к сожалению, заповедный статус им не особо помогает. Вокзал на станции Черный Дор сгорел в 2021 году.

Вот фотографировал его в 2019-м.

Сгоревший вокзал бывшей станции Черный Дор
Сгоревший вокзал бывшей станции Черный Дор

А теперь все выглядит так.

Остановочный пункт Черный Дор
Остановочный пункт Черный Дор

Между Великими Луками и Осташковом остался всего один деревянный вокзал – на бывшей станции Скворцово. Против солнца его было неудобно фотографировать.

Вокзал станции Скворцово
Вокзал станции Скворцово

Но есть хорошие фотографии здесь.

Дорога до Осташкова заняла пять с небольшим часов.

За окном было много симпатичных пейзажей.

Виды Бологое-Полоцкой железной дороги
Виды Бологое-Полоцкой железной дороги

А вот мост через Волгу в городе Пено.

Мост через Волгу на Бологое-Полоцкой железной дороге
Мост через Волгу на Бологое-Полоцкой железной дороге

На берегу Селигера

В Осташкове поезд стоит полтора часа. Очевидно, что простому пассажиру высидеть все это невозможно, поэтому, кроме меня, кажется, весь маршрут ехал всего один человек!

Вокзал станции Осташков
Вокзал станции Осташков

По прибытии в Осташков я сложил наименее ценные вещи на свое кресло (чтобы не заняли), технику взял с собой, и пошел гулять по городу. Благо, было с кем.

Осташков прекрасен, здесь много достопримечательностей и есть водные маршруты по Селигеру! Вот кусочек этого озера!

Озеро Селигер в Осташкове
Озеро Селигер в Осташкове

Когда мы вернулись на платформу, вагончики уже стояли под паровозом. Дымящим и пыхтящим. И это, конечно, главное развлечение и главная прелесть этого поезда! Паровая тяга всех неизменно восхищает!

Ретропоезд «Селигер» отправление из Осташкова
Ретропоезд «Селигер» отправление из Осташкова

Автор канала «Заповедной магистраль» Алексей Алексеев передает привет читателям «1520»!

С автором канала «Заповедная магистраль»
С автором канала «Заповедная магистраль»

Я вошел в вагон и понял, как правильно сделал, что оставил вещи на местах. Потому что сидячих кресел уже не было, и людям приходилось стоять. Многие возмущались: поезд туристический, а мест нет. Человек 10-15 поехали стоя. А за время стоянки температура в вагоне поднялась до +29 градусов!

Перевозчик МТППК, кстати, мог бы решить эту проблему, продавая часть билетов с указанием мест, как он это делает на направлении Москва – Тверь в «Ласточку». Например, в каждом поезде можно выделить 20 билетов с местами. Хочешь гарантированно ехать сидя - купи заранее билет с указанием места, заплатив за него чуть дороже. Но нет! Эта мысль, видимо, слишком сложна.

Проводники, к счастью, нашли возможность собрать по вагонам всех детей и увести в соседний вагон в служебное купе.

Осташков – Бологое

После отправления из Осташкова на телевизорах включили кино – «Вокзал для двоих». Звук шел из динамиков, но был достаточно тихим, чтобы слышать диалоги, хотя я его смотрел столько раз, что, кажется, мог бы озвучивать сам.

-22

Примерно на полпути между Осташковом и Бологим, когда часть местных пассажиров уже вышли, свободных мест, наконец, хватило, чтобы все могли рассесться.

Станция Фирово – вторая после Осташкова, где поезд стоит больше двух минут. Целых десять! Можно выйти, размяться и сделать несколько фотографий.

Ретропоезд «Селигер» на станции Фирово
Ретропоезд «Селигер» на станции Фирово

В Фирово тоже сохранился деревянный вокзал. Жаль, что поезд остановился не напротив.

Ретропоезд «Селигер» на станции Фирово
Ретропоезд «Селигер» на станции Фирово

Еще деревянные вокзалы есть в Баталино...

Вокзал станции Баталино
Вокзал станции Баталино

...и в Куженкино. В Куженкино – самый интересный. Если ехать на ретропоезде в обратную сторону (из Бологого в Осташков/Великие Луки), там будет стоянка 30 минут, во время которой пассажирам проводят экскурсию по всему станционному комплексу.

Вокзал станции Куженкино
Вокзал станции Куженкино

И немного о сервисе. Вернее, о его отсутствии

Я ехал в ретро-поезде «Селигер» три года назад, когда проект был еще молод, а вагоны наоборот стары. Тогда у него было много интересных «фишек».

В поезде ехал начальник поезда, который отчасти выполнял функции экскурсовода, рассказывая про дорогу, станции и т.д. Теперь начальника поезда нет...

Начальник поезда Евгений Ивчин
Начальник поезда Евгений Ивчин

Тогда выдавали красивые билеты, стилизованные под ретро. Теперь – нет.

Сувениры в витрине у проводника есть, но с ними вообще интересная история.

-28

На участке от Великих Лук до Осташкова проводница продавать их отказалась. Мол, приходите после Осташкова, когда поезд из пригородного превратится в туристический. Я подошел в Фирово и хотел купить много с оплатой картой. Проводница сказала, что картой она уже взять оплату не может, потому что сеть кончилась, появится только в Бологом, а там ей некогда, потому что ей нужно сдавать терминал сразу по прибытии.

«Но ведь мы же десять минут будем ехать по Бологому», – возразил я.

«Нет. Некогда. Или наличкой, или никак», – сказала проводница.

Немного ошалев от такого сервиса, я обратился к проводнице другого вагона. Она сказала, что запросто продаст мне сувениры по карте в Бологом и спокойно все оформила, пока мы ехали от станции Бологое-Полоцкое до станции Бологое – Московское.

Кстати, в Бологое-Полоцком ужасно изуродовали крышу исторического вокзала. Но, правда, давно.

Вокзал станции Бологое-Полоцкое
Вокзал станции Бологое-Полоцкое

Незадолго до прибытия на конечную станцию я, простите, решил посетить туалет. Но он оказался не просто закрыт. Рядом еще и стояла охранница, которая ехала с нами всю дорогу (их было двое)! Что и отчего они охраняют, я так и не понял.

«Все закрыто, мы уже подъезжаем», – сказала она.

«Так это же биотуалет, он может работать всю дорогу», – возразил я.

«Нет, уже все закрыто».

-30

Я сфотографировал закрытый туалет, а охранница, видимо, почуяв неладное, начала меня стыдить: «Не понимаю наше общество. Люди работают, а вы им навредить пытаетесь».

А у меня сложился пазл. Проводнице нужно было пораньше уйти домой. Поэтому она и туалеты закрывает раньше времени (и вообще только один держит открытым), и с сувенирами возиться на хочет. А пассажиры, по мнению охранников, только и делают, что вредят.

А теперь про важное

Ретропоезд из Бологого в Осташков – это очень круто! Круто в первую очередь потому, что это доступно для жителей Москвы и Петербурга. Гораздо доступнее, чем «Рускеальский экспресс», до которого еще нужно доехать в Карелию.

Ретро-поезд «Селигер» в Бологом
Ретро-поезд «Селигер» в Бологом

Но, кажется, что этот поезд для перевозчика и системы РЖД существует как будто для галочки.

Иначе как объяснить такую нелюбезность проводников? Как объяснить, что в вагоне, к примеру, никак не рекламируют трехчасовой аудиогид по маршруту, который можно скачать в приложении izi.travel? Как объяснить отсутствие возможности купить гарантированное сидячее место? Как объяснить дизайнерские косяки в оформлении вагона? Наконец, как объяснить то, что теперь для пересадки на поезд невозможно приехать утром в Бологое на «Сапсане» из Петербурга (их просто нет), а вечером ближайшего «Сапсана» на Москву приходится ждать 2,5 часа. А когда запускали проект, были удобные стыковки.

-32

Поезд «Селигер» – это не только развлечение из серии «покатушки на паровозе», но еще и попытка сохранить наследие Бологое-Полоцкой железной дороги (на которой, кстати, остался всего один поезд дальнего следования Петербург – Осташков, и ходит он всего 20 раз в год). И это более важно.

Съездите, если не были.

А я на следующий день направился на мероприятие от @zenmag.