Еще один макет плацкартного вагона представлен в Москве. РЖД в последние годы находится в поисках новой формы плацкарта, и вот производитель «выкатил» новый концепт. Идея в том, чтобы «уложить» всех пассажиров вдоль вагона, то есть все полки сделать боковыми.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
Как не запутаться в новых плацкартах
Последние несколько лет СМИ постоянно пестрят заголовками «о новых плацкартных вагонах» от РЖД, при этом всегда показывают разные картинки, поэтому в голове читателя может возникнуть некая путаница. Прежде, чем рассказать о новой разработке, давайте разберемся, что происходит с плацкартными вагонами.
Во-первых, надо понимать, что РЖД продолжает закупать абсолютно новые плацкартные вагоны у Тверского вагоностроительного завода. Они – ровно такие же по размещению полок, как были и 20, и 40 лет тому назад. Разница лишь в том, что теперь у каждого места есть розетка или usb-разъем, а в вагонах – кондиционеры, биотуалеты и душевые в санузлах. Новые вагоны выпускаются только в виде двухвагонных сцепов, где один проводник (одна бригада проводников) обслуживает сразу два вагона.
Кроме того, в Тамбове для РЖД переделывают старые плацкартные вагоны на новый лад. «Переделывают» – в буквальном смысле слова. Берут старый вагон, вынимают всю «начинку» и делают новую внутренность. Получается красивый вагон со шторками и столиками на уровне вторых полок.
Больше про текущее производство плацкартных вагонов сказать нечего. Дальше начинаются мечты об идеальном вагоне будущего.
Больше вагон – больше пассажиров
У РЖД и производителей есть несколько идей, как сделать более удобный вагон, сохранив при этом возможность перевозить в нем лежа 54 пассажира (а лучше – больше).
Всего есть три варианта размещения мест. Один из них – классический, но дополненный шкаф-колонной у окна вагона. Второй – с размещением боковых полок вдоль прохода. Третий – с местами «ёлочками» под углом.
Насколько я понимаю идею РЖД, все эти варианты – кандидаты на то, чтобы стать наполнением вагона нового габарита Т. Снаружи он выглядит так.
Этот вагон будет больше по размеру, чем существующий. За счет этого можно удлинить полки, а душ, наконец, вынести в отдельное от туалета помещение. Вдобавок ко всему такие вагоны хотят поставить на пневмотележки, которые идут тише и мягче.
Сразу скажу: про третий концепт пока известно, что он существует в теории и его реализация еще не начата. Есть только картинка.
А вот первый вариант – со шкафом-колонной у окна – уже построен. Сперва в РЖД долго показывали макет такого вагона на разных вокзалах, а в конце прошлого года представили первый опытный вагон.
К нему было много вопросов. Больше всего пассажирам не нравилось отсутствие места для багажа (в вагоне сняты третьи полки, а из-за особенностей нижнего места убирать большие чемоданы туда не получается) и странная планировка отсека со шкаф-колонной, при которой посидеть на полке можно только спиной к окну. Залезать на такое место приходится ползком.
На презентации вагона представители РЖД говорили, что поезд, составленных из таких плацкартов, пойдет на юг уже в этом году, но, насколько мы знаем, пока эти вагоны не пошли в массовое производство. По крайней мере, в том виде, в котором был презентован концепт. Возможно, кстати, прислушались к критике.
Китайский вариант
Теперь о новом концепте. Это и есть второй вариант – с «боковыми» полками. Пока такого вагона нет, но от картинок, которые были показаны еще полтора года назад, перешли, по крайней мере, к макету.
За основу взят китайский скоростной поезд Пекин-Шанхай. Снаружи кажется, что все вагоны этого поезда – двухэтажные, но это не так.
Это обычный одноэтажный поезд, просто окна расположены отдельно для пассажиров нижнего и верхнего ряда мест. Если верить макету, в России хотят сделать также.
Спальные места в китайском вагоне ориентированы так же, как боковые полки в нашем плацкарте, однако они длиннее (195 см) за счет того, что ноги пассажира убираются в «ящик», который одновременно является столиком для другого пассажира.
При этом места расположены со смещением по отношению друг к другу. Как если бы у нас было две боковых полки рядом.
Итого получается: проход по центру вагона, а справа и слева по два ряда мест, которые закрываются шторками.
В Китае, правда, этот поезд – скоростной и проход по вагонам – сквозной, без тамбуров. Для пассажиров верхних полок предусмотрена лесенка. На верхних полках достаточно пространства, чтобы ехать не только лежа, но и сидя.
56 мест и стеллаж для чемоданов
Два года назад мы публиковали расчеты нашего читателя Александра Азбеля о том, что такая концепция сработает и в России. И вот в начале июня в Москве был презентован макет, который повторяет китайский вариант.
Новый концепт рассчитан на 56 индивидуальных мест-капсул. В РЖД применительно к такому вагону используют слово «некупейный», а не «плацкартный». У каждой из них будет своя шторка, столик с углублением под стаканы, светильник, USB-розетка. Багаж можно будет хранить под нижней капсулой либо на стеллаже, расположенном при входе в вагон. Ноги пассажиров лежат в «ящиках», как и в китайском варианте.
«Мы с коллегами из "Трансмашхолинга" долго работали над данным концептом капсульного вагона, много советовались с пассажирами и конструкторами, последовательно шли к его исполнению и воплощали все те новшества и сервисы, которые пользуются популярностью: розетки, шторки, световое решение, багажные места и т. д.
Теперь ждем оценок и отзывов наших потенциальных пассажиров, после чего концепт вагона будет доработан, воплощен в металле и выйдет на линию», – сказал заместитель генерального директора ОАО РЖД Дмитрий Пегов.
По его мнению, эти вагоны должны быть востребованы для так называемых ротационных поездок, когда поезд едет быстро на большое расстояние, а пассажиры сменяют друг друга в пути следования.
Важно, что каждое спальное место увеличено на 15 см в длину по сравнению с привычными размерами полок в вагонах. Возможно, этот рисунок позволит лучше понять, как устроены места в новом вагоне.
Лично я, путешествуя в одиночестве на расстояние в пределах 12-15 часов езды, не раздумывая купил бы билет в такой вагон. Для поездок на более дальние расстояния или с семьей я предпочел бы традиционный вариант. А вам нравится?