Найти тему
Закреплено автором
Максим Шишов
Первичный и вторичный процесс в психоанализе или интерпретация вступления к мифу Овидия о Нарциссе
1 год назад
Почему «снимать мышечные блоки» может быть опасно, и почему это нужно делать, лишь работая со специалистом в долгосрочном взаимодействии?
Иногда я встречаю различные высказывания наподобие: «убрать блоки», «освободиться от зажимов, спазмов и стать счастливым (прокачанным, 5D)», «убрать деструктивные…» и т.д. Имея некоторый опыт (учеба, супервизии и клиентские случаи) в данной теме, я интерпретирую такие высказывания, зачастую как некий «вау-эффект», «замануху». Мышечные блоки, зажимы в таком случае преподносятся как причины всех бед человека, как что-то негативное. Вместе с тем это совершенно не так, а подобные высказывания зачастую...
1 год назад
Некоторые размышления по поводу психофизиологии травмы… чтение «По ту сторону принципа удовольствия» З. Фрейда. Преамбулой всего поля является раздражающее на человека действие окружающей среды. Вместе с тем существуют психические психических защиты, которые уменьшают силу этих приходящих раздражений до весьма малых, однако по отношению к внутренним влияниям такая защита бывает затруднена, возбуждение глубоких слоев психики непосредственно и не уменьшаясь, распространяется на весь организм. Следующим важным моментом будет то, что внешние раздражители и возбуждения, которые достаточно сильны, чтобы прорваться, пройти сквозь защиту от раздражения, называются травматическими. Фрейд говорит по поводу этого: «Я полагаю, что понятие травмы включает в себя понятие нарушения защиты от раздражения». Физиологически организм не в силах сдерживать длительное переполнение психического аппарата, поэтому возникает задача, состоящая в том, чтобы победить это раздражение, психически связать эту массу ворвавшихся раздражений – когнитивно и посредством компенсированной самооценки. Психоаналитическое понятие травматического невроза сходится с теорией шока. Условием для шока служит отсутствие подготовленности, следствие такого «пониженного» энергетического потенциала системы является то, что психика оказывается не в состоянии связывать приходящие к ней возбуждения, что создает переизбыток энергии в системах, воспринимающих раздражение. Подготовленность в виде страха представляет последнюю линию защиты от раздражения. Если сновидения, вспышки паники, страха, флэшбэки возвращают в травматическую обстановку, то они осуществляют важную задачу: они стараются справиться с раздражением посредством развития чувства страха, отсутствие которого стало причиной травмы, то есть производят активацию, телесное «включение организма» для того что бы «отыграть» раздражение.
1 год назад
О пограничности и перверсии. Зачастую за пограничными радикалами, стоят перверсивные части личности. Перверсию (от лат. perversio — перевернутый) зачастую переводят как извращение – но меня такой перевод и употребление не устраивает. Я понимаю этот термин гораздо шире, и он касается переворачивания социальных ролей. Например, когда мама начинает считать себя папой и встраивает такую позицию восприятия ребенку. Скрывает от него свою уязвимость, потребность в насыщение мужским, фаллическим, выстраивает некую иллюзию самости (сама в себе для себя). Личности с перверсивными частями зачастую расщеплены внутри, в том числе телесно. Случается, что мать по личным причинам, иногда ей даже неизвестным (вписанным в ее историю или в историю отца ребенка) отказывается от реальности отцовской позиции, ограничивающей наслаждение. Так происходит формирование особых "осколков" в теле, что приводит к тому, что тело раздрабливается в своем образе. Зоны зажимов (материнских вложений) будут маркировать следы первых предпочитаемых объектов (фиксаций): - грудь; - ягодицы; - голос; - взгляд. Хочется привести пример из произведения Питер Пен. Там есть момент, когда на корабле пираты (метафора отца) предлагают детям либо стать одними из них – то есть инициироваться в агрессивный взрослый мир, либо «пройтись по доске», и одна из главных героинь, подавая всем пример, выбирает второе. В этом месте мы можем наблюдать некоторое различие между нарциссизмом и пограничностью (перверсией) – нарцисс сформирует ложную идентичность, станет пиратом, и будет, таким образом, «нормальным» для социума, ведь иначе он столкнется с травмой собственной нежеланности, что вынуждает его перекраивать себя по чужой мерке, ожидать признания Другого. Личность с первертными (пограничными) радикалами не откажется от удовольствия, поскольку в психике образ матери идееализирован и своими психологическими функциями переплетен с отцом. Это вызывает протест, но протест этот почти безнадежен. Лакан определяет эту ситуацию выражением "кошелек или жизнь", это ситуация вынужденного выбора: субъект либо откажется от удовлетворения своих сокровенных желаний (отдаст "кошелек") и тогда он сможет продолжить жизнь как член культурного общества, либо он не отдаст "кошелька", но тогда он будет исторгнут из жизни и его желания все равно остануться неудовлетворены. Отдавая "кошелек", субъект отдается на милость Другого, то есть отца, который был вытеснен материнской политикой. И здесь стоит обозначить фрейдовский термин «Verleugnung», который Лакан в своих рассуждениях предпочитал переводить как «уличение, изобличение в чем-либо». Личность, таким образом, защищается тем, что изобличает отцовскую метафору (логику реальности), имеющую место быть исходя из собственного детского опыта. Это панк-рок (punks not dead), обличающий эдипальное общество, патриархат, гетеросексуальность, тоталитаризм, и все прочие несвободы. Это не психоз, как бегство в воображаемое, но и не вытеснение, как условное принятие, а выстраивание своей особой логики взаимодействия.
1 год назад
Этика и психоанализ
Аристотель определяет свою этику через понятие благо [1]. Благо это то, «к чему все стремятся». В этом плане Аристотель приближается к понятию Платона «Эрот» [2], которое и представляет само «устремление». Устремление направлено на виды блага: здоровье, богатство, победу, т.е. по существу приближается к эгрегорам древнегреческих богов. Частным случаем блага является счастье, которое Аристотель определяет, как «деятельность души в полноте добродетели». Добродетель губят, как избыток, так и недостаток...
1 год назад
Психоаналитические заметки об обсессивно-компульсивном опыте
Хочу поделиться с вами некоторыми заметками об обсессивно-компульсивых (навязчивых) феноменах, которые были собраны мною из разных источников. Ссылаясь на них, я зачастую объяснял тот или иной опыт, отмеченный мною во время работы. В виду своей сложности зачастую не получалось его «прочувствовать», да и собственно тема на самом деле непростая, однако часто встречаясь в жизни, оставаясь при этом нераспознанной. Хочется признаться, более-менее целостная картина начала складываться не сразу. Вместе...
1 год назад
Первичный и вторичный процесс в психоанализе или интерпретация вступления к мифу Овидия о Нарциссе
На прошлых двух проведенных мною встречах по теме нарциссизма (Нарциссизм З. Фрейда и Нарциссизм/психосоматика/зеркала) планировал провести еще один семинар касающийся, казалось бы, самого простого – интерпретации мифа. Вместе с тем ограничиваться знакомой для многих темой с отражениями Нарцисса и т.д. мне было не интересно, по причине достаточного количества качественного материала в сети. Среди ключевых хочется отметить некоторые особо интересные для меня статьи: 1) Шамшикова О.А. Миф о Нарциссе...
1 год назад