#~532 год #Восстание «Ника». Восстание «Ника» — крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии, произошедший при правлении императора Юстиниана I в 532 г. В результате Константинополь был существенно разрушен, а при подавлении восстания было убито более 35 тысяч человек. Восстание было вызвано налоговым гнётом, притеснением властей, церковной политикой императора Юстиниана I, преследовавшего еретиков и язычников, что не устраивало многие слои населения и заставило народ объединиться и выступить против императора. Восстание началось на Императорском ипподроме, во время проведения гонки колесниц, когда типичная потасовка среди болельщиков переросла в крупнейший бунт. Болельщики зрелищ (гладиаторских боёв, а затем, с введением христианства (и запрета боёв императором Гонорием) — цирковых представлений и скачек) как старой Римской, так и в Восточной империях делились на несколько группировок по цветам, в частности, колесниц, за которые болели и которые ими содержались: белые, зелёные, красные, синие (соответствовали стихиям: воздуху, земле, огню и воде). На протяжении нескольких веков самыми крупными и влиятельными были две основные категории — «синие» (венеты) и «зелёные» (прасины), причём в правление Юстиниана венеты в основном представляли класс патрициев, военных и землевладельцев, а прасины чаще представляли собой плебеев, ремесленников и крестьян; хотя среди и тех и других были сенаторы. Эти партии были разделены и по религиозному вопросу: венеты являлись христианами, поддерживавшими решения Халкидонского собора, прасины были монофизитами. Император Анастасий I благоволил прасинам, Юстиниан же — венетам, к тому же его жена императрица Феодора в детстве, после смерти своего отца — смотрителя зверинца прасинов — была ими отвергнута, и семье дали кров и работу венеты. В день начала бунта «Ника» конфликт среди группировок достиг такого накала, что притесняемые прасины прямой речью к императору Юстиниану, находившемуся в своей ложе на ипподроме, потребовали его отречения от престола. Зачинщики потасовки были схвачены и казнены, после чего прасины и венеты объединились, и начался бунт. В Константинополе начались уличные бои, восставшие сжигали налоговые списки, захватили тюрьму и выпустили на свободу заключённых. В пожарах погибли многие дворцы и храмы, причём дворцы грабили простолюдины, а никенианские храмы — императорские наёмники-ариане — готы и герулы. В результате город был существенно разрушен; Октогон, Термы Зевксиппа, собор Святой Софии с государственным хранилищем Актов Империи, церковь Святой Ирины и ещё несколько христианских храмов разграбили и сожгли. Счёт убитых шёл на тысячи, бунтовщики собирались штурмовать Большой дворец. Сенатская оппозиция выдвинула нового императора — Гипатия, племянника императора Анастасия, который был торжественно коронован. По словам современников, настал критический момент и «сама империя, казалось, находилась на краю гибели». Во дворце началась паника. Юстиниан уже рассматривал план побега, но его жена императрица Феодора заявила, что лучше смерть, чем изгнание: «Порфира — лучший саван». Значительный вклад в подавление бунта внёс армянский полководец Нарсес: именно он сумел подкупить и завербовать на сторону императора большинство сенаторов. Таким образом, восстание лишилось большинства своих предводителей. Нарсес сумел убедить сенаторов в том, что восстание подготовили простолюдины, и после тайной встречи с ним сенаторы начали скандировать: «Юстиниан Август, ты побеждаешь». После этого малочисленные правительственные войска, возглавляемые полководцами Юстиниана — Велизарием и Мундом, — внезапно напали на собравшихся на ипподроме для коронации Гипатия бунтовщиков и учинили резню, во время которой на ипподроме и в его окрестностях погибло более 35 тысяч человек. Пытавшихся бежать с ипподрома уничтожили отряды, возглавляемые Нарсесом. Гипатий и его брат Помпей были арестованы и на следующий день казнены. Трупы были выставлены на всеобщее обозрение, вдове Гипатия разрешили захоронить супруга, останки Помпея выкинули в море. Ссылке и конфискации имущества подверглись ряд патрицие
6 месяцев назад
#476 год #Падение Западной Римской империи. Распад Западной Римской империи - исторический процесс в рамках падения Западной Римской империи, характеризующийся занятием различных её областей племенами варваров, в основном, имевших германское происхождение. В начале V века положение Западно-римской империи значительно осложнилось. В 401 в Италию вторглись вестготы во главе с Аларихом, а в 404 – остготы, вандалы и бургунды под предводительством Радагайса, которых с большим трудом удалось разгромить опекуну императора Гонория (410–423) вандалу Стилихону. В правление Валентиниана III (425–455) давление варваров на Западно-римскую империю усилилось. В конце 440-х началось завоевание Британии англами, саксами и ютами. В начале 450-х на Западно-римскую империю обрушились гунны во главе с Аттилой. В июне 451 римский полководец Флавий Аэций в союзе с вестготами, франками, бургундами и саксами нанес Аттиле поражение на Каталаунских полях (к востоку от Парижа), однако уже в 452 гунны вторглись в Италию. Только смерть Аттилы в 453 и распад его племенного союза избавили Запад от гуннской угрозы. В марте 455 Валентиниан III был свергнут сенатором Петронием Максимом. В июне 455 вандалы захватили Рим и подвергли его страшному разгрому. Западно-римской империи был нанесен смертельный удар. Вандалы подчинили себе Сицилию, Сардинию и Корсику. В 457 бургунды заняли бассейн Родана (совр. Роны), создав самостоятельное Бургундское королевство. Под властью Рима к началу 460-х осталась фактически одна Италия. Престол стал игрушкой в руках варварских военачальников, которые по своей воле провозглашали и низвергали императоров. Затянувшейся агонии Западно-римской империи положил конец скир Одоакр: в 476 он сверг последнего западно-римского императора Ромула Августула, отослал знаки высшей власти византийскому императору Зенону и основал на территории Италии собственное варварское королевство. 4 сентября 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование. Восточная Римская империя просуществовала ещё 10 веков до 1453 г., когда империя подверглась нападению турок и распалась.
6 месяцев назад
371 г. до н.э.Битва при Левктрах. Много интересного в тгк:https://t.me/literaikino Битва при Левктрах — сражение между фиванцами и их беотийскими союзниками во главе с беотархом Эпаминондом, с одной стороны, и спартанцами и их союзниками во главе с царём Клеомбротом, с другой. Произошло 6 июля 371 до н. э. в ходе Беотийской войны. Сражение произошло у города Левктры в Беотии (Центральная Греция), в 11 км от Фив и закончилось победой фиванцев. Афиняне с союзниками (в том числе фиванцы) вели войну с лакедемонянами. На беотийском театре военных действий Лакедемоняне в течение 2 лет подряд не смогли вторгнуться в Беотию. В результате фиванцы покорили беотийские города и начали ходить походами на фокейцев. Так как фиванцы шли походами и покоряли дружественные Афинам города, то отношения между Афинами и Фивами становились всё более неприязненными. Афины послали послов в Лакедемон для заключения мира. Так как Фивы отказались подписывать мир на этих условиях (что подразумевало автономию Беотийских городов), то «…все прочие заключили между собой мир, и только с фиванцами оставались враждебные отношения. Среди афинян господствовало убеждение, что теперь можно надеяться, что с имущества фиванцев, согласно старинному постановлению, будет отчислена десятая часть в пользу богов» (то есть Фивы будут разрушены и преданы разграблению, а Фиванские граждане проданы в рабство.). Гарнизоны и гармосты были выведены. Народное собрание Спарты отправило к Клеомброту гонцов с предписанием не распускать войска (по просьбам фокейцев стоящие в Фокиде для защиты от фиванцев), а вести его немедленно против фиванцев, если они не согласятся на автономию беотийских городов. В результате Клеомброт проник в Беотию (обойдя основное фиванское войско), завладел крепостью Кревсия и расположился лагерем близ Левктр (со стороны города). Позже подошли фиванцы/беотийцы и расположились лагерем напротив. Клеомброта обвиняли в том, что он доброжелатель фиванцев. Услышав об этом, Клеомброт пришёл в ярость и решил вступить в бой. По Диодору Сицилийскому союзники лакедемонян, отправляясь в этот поход, не ожидали, что произойдёт битва. Командующие фиванцев принимали в соображение то, что, если они не дадут бой, то окрестные города отпадут от Фив, и Фивы будут взяты в осаду. Если же фиванский народ будет вынужден голодать, то он может выступить против правительства. Кроме того, многие из них уже прежде были в изгнании и считали, что лучше пасть в бою, чем снова стать изгнанниками. По Диодору Сицилийскому, Плутарху и Павсанию среди фиванских беотархов возникли разногласия: трое из них хотели приготовиться к осаде, другие 3 — немедленно выступить и дать битву, и подошедший позже 7-й беотарх (Бранхиллид) решил исход дела в пользу битвы. Кроме того, фиванцами были получены хорошие предзнаменования и предсказание. До сих пор историкам не удаётся достаточно полно восстановить ход битвы. Обычно исследователи рассматривают лишь часть события, оставляя без внимания другие моменты и их взаимное влияние. «Комбинированная» версия, основанная на Ксенофонте и современном понимании Плутарха выглядит следующим образом: Бой происходил только между лакедемонянами (до 2400 гоплитов и до 200 всадников) и фиванцами/беотийцами (число гоплитов неизвестно, кавалерия сильнее и больше лакедемонской). Лакедемоняне были выстроены в 12 рядов в глубину, в 4 морах, ширина фронта чуть менее 200 рядов. Фиванцы/беотийцы, принимавшие участие в битве, были выстроены напротив лакедемонян глубиной в 50 рядов (ширина фронта неизвестна). В это соединение (эмбалон) входили священный отряд и лучшие люди союзников — всего 600 человек. Перед гоплитами с обеих сторон была выставлена конница. Перед началом атаки пехоты произошёл короткий бой конницы, в котором фиванская конница разбила лакедемонскую. Собствено это и предрешило исход бытвы, — при отступлении лакедемонская конница врезалась в ряды своих гоплитов, после чего на смятые ряды лакедемонской фаланги напал отряд Пелопида, а за ним — остальные силы эмбалона. В начале боя был ранен спартанский царь Клеомброт. Лакедемонянам удалось :https://t.me/literaikino
7 месяцев назад
#ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО ДОМА:БОЛЬШАЯ САДОВАЯ,10 ЧАСТЬ 1 =АРХИТЕКТУРА ДОМА= В мае 1901 года караимский купец и табачный фабрикант Илья Давидович Пигит купил участок № 556/480 (Большая Садовая, 10). Считается, что Пигит хотел сначала построить на Садовой табачную фабрику (разместившуюся затем в Чухинском переулке, на нынешней улице Ярослава Гашека), но ему отказали в возведении промышленного объекта в непосредственной близости от церкви Святого Ермолая .В 1902 году Пигит получил разрешение от Московской городской управы на строительство на Садовой жилого дома. К 1903 году был разработан финальный архитектурный проект здания в стиле модерн, а в 1904 году закончились основные строительные работы. Архитектором выступил Эдмунд Станиславович Юдицкий (1838-1908) ,активно строивший в Москве на рубеже веков доходные дома и особняки. В 1904 году он спроектировал доходный дом для брата жены Пигита Бориса Катламы по адресу Красная Пресня, 28. Дом сохранился до наших дней и композиционно и стилистически напоминает здание на Садовой. Проект оформления уличного фасада дома Пигита разработал архитектор Антонин Аристархович Милков. Известно, что Милков родился в 1868 году в семье титулярного советника в Ярославле, в 1889 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Из личного дела Антонина Аристарховича следует, что студентом он проживал в общежитии на Большой Дмитровке, сильно бедствовал и часто болел. Дом состоит из двух корпусов: пятиэтажного фасадного и четырехэтажного дворового. На парадном фасаде, выходящем на Большую Садовую, были спроектированы пять эркеров: три высоких по середине и два небольших по бокам. Выразительно нарисованы нижние части эркеров служащие козырьками над балконами и входами. Фасад декорирован спиралевидной лепниной и изображениями вьющихся растений. По верхнему, пятому этажу под карнизом идет майоликовая лента. Завершенность и устремленность вверх композиции придают три аттика — полуэтажи на крыше здания. Декор дворовых фасадов не так выразителен. Корпус художественных мастерских украшали два лепных венка, к сожалению не сохранившиеся до наших дней. Отделка внутренних помещений фасадной секции была практически полностью уничтожена в 1990-е годы. Частично сохранился лепной растительный декор вестибюля первого подъезда, напольная плитка и лестничные ограждения. Самой роскошниой квартирой в доме была владельческая (N 5). располагавшаяся в левой части фасадного корпуся на третьем этаже. Парадные помещения выходили окнами на Садовое кольцо,спальни,кухня и комната прислуги-во двор. Все парадные комнаты были выполнены в разных стилях.Наибольшей вычурностью отличался кабинет Ильи Пигита: обои из картона, стилизованные под крокодилью кожу, на кессонированных потолках лепные изображения орла, павлина и утки, напоминающие не гипсовый декор, а резьбу по дереву. Гостиная была украшена барочной лепниной, в оформлении выделялся десюдепорт .Столовую спроектировали в стиле модерн,а зал получился неоклассическим.Во всех подъездах,в том числе и дворовых,сохранились оригинальные лестничные ограждения и метлахская плитка на полу, кое-где еще стоит первоначальные деревянные оконные переплеты. Если в фасадной части дома ни в одной из квартир первоначальный декор не сохранился,то в дворовых корпусах есть квартиры, где до сих пор можно увидеть дореволюционный паркет, межкомнатные двери ,лепной потолочный декор. В нескольких квартирах сохранились стекляннные двери с изображениями цапель. #москва#большаясадовая10#булгаковскийдом#истоиядоманабольшойсадовой
Отношение Бетховена к Наполеону Бетховен и революционная Франция • ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН(1770-1827) • Великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен большую часть жизни провел в Вене,столице Австрии. • Австрийские Габсбурги выступали душой всех направленныхпротив революционной Франции европейских коалиций. • Бетховен же глубоко сочувствовал революционерам ,а потому с глубокой симпатией относился к молодому генералу Бонопарту и посвятил ему свою Третью симфонию. • Музыкант надеялся,что начатые Наполеоном походы в Европу позволят европейским странам сбросить монархический гнет. Разочарование в Наполеоне • Бетховен был глубоко разочарован ,когда узнал,что Наполеон объявил себя французским императором. • Оказалось, что,по словам композитора,,,он-всего лишь самый обыкновенный человек с огромными амбициями,,. • Тогда Бетховен поменял посвящение своей ,,Героической симфонии,,;до этого на ее титульном листе стояло торжественное ,,Бонопарту,,,теперь появилось ироническое ,,Памяти великого человека,,. Всего композитор создал 9 симфоний,оперу ,,Фиделио,,,большое число сонат и других камерных произведений. Романтик в душе, он очаровывалмслушателей своими ажурными ,свободно развивающимися композициями. С 27 лет Бетховен начал терять слух и к концу жизни оглох окончательно. Это очень затрудняло его концертную деятельность, основной источник его доходов. Умер в бедности. ВИКТОР ГЮГО(1802-1875) Писатель Виктор Гюго относился к Наполеону в разные периоды своей жизни по-разному. В ранних стихах,привлекших внимание Людовика XVIII Бурбона,юный Гюго отзывался о Наполеоне резко отрицательно. Позднее,после смерти матери в 1821 году,под влиянием отца он поменял свое мнение о Наполеоне. Уже в 1827игоду бывший роялист создал,,Оду к Вандомской колонне,,,гле воспел военные победы Наполеона. Ещё больше интересного в тгк:@booksprimer