Найти в Дзене
Новый Мусульманский календарь на 2026 год (1447–1448 по Хиджре) теперь в наличии и доступен к заказу на нашем сайте! Проект осуществлен совместно с Издательским домом «Медина». Перекидной настенный календарь, в который включены мусульманские праздники и памятные даты. Календарь сопровождают шамаили из коллекции Фонда Марджани с информационной справкой. Размеры: 30х40 см (в сложенном виде).
1 месяц назад
22 июня 1941 «Родина-мать зовёт!»
22 июня 1941 года, в первый же день Великой Отечественной войны, родился один из самых пронзительных её символов – плакат «Родина-мать зовёт!». Ее автор, художник Ираклий Тоидзе, позже вспоминал: на этот образ его натолкнуло тревожно-взволнованное лицо жены Тамары, вбежавшей в мастерскую с вестью о начавшейся войне. Выражение лица супруги так поразило художника, что он тут же принялся делать наброски...
6 месяцев назад
17 июня отмечается Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой
17 июня, начиная с 1995 года, отмечается Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой. Это напоминание о том, что земля – наш самый ценный ресурс, и ее деградация – угроза глобального масштаба. История Аральского моря – драматичный пример опустынивания и экологической катастрофы XX века. Масштабные проекты по орошению полей, питавшихся водами Сырдарьи и Амударьи, и сброс химикатов с сельхозугодий привели к почти полному исчезновению одного из самых синих и рыбных озер на земле...
6 месяцев назад
15 июня 1922 г. родился художник Владимир Михайлович Боборыкин.
🎨 15 июня 1922 года в селе Левково Московской области родился художник Владимир Михайлович Боборыкин. В 1954 году, окончив Ленинградский институт имени И.Е. Репина, он получил назначение на должность преподавателя живописи в Художественном училище г. Сталинабад (Душанбе). И именно в Таджикистане расцвела его творческая и педагогическая деятельность. Большое место в творчестве Боборыкина занимает портрет. Его модели – таджикские хлеборобы и хлопкоробы, яководы и коневоды, доярки и чабаны, колхозники...
6 месяцев назад
Белое Золото в парке «Музеон»
💐 В парке искусств «Музеон» открылась планшетная инсталляция в преддверии открытия выставки в Музее Востока «Белое Золото. Хлопок в искусстве Советского Востока» осенью этого года. На планшетах можно заметить и несколько предметов из коллекции Фонда Марджани ✨ Хлопчатник издревле возделывали в Центральной Азии и Закавказье, где позволяли климатические условия и существовало орошаемое земледелие с традиционной ирригационной системой. В советское время хлопок стал символом...
6 месяцев назад
🌙 Сегодня мусульмане отмечают Курбан-байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.) – «праздник жертвоприношения». Этот день знаменует собой окончание хаджа – паломничества мусульман в Мекку. Курбан-байрам своими корнями восходит к истории пророка Ибрагима. Он проявил непоколебимую преданность Всевышнему Творцу, будучи готовым пожертвовать своим единственным сыном. Повиновение Ибрагима было вознаграждено – Всевышний заменил мальчика белым барашком.  Ритуальное заклание животного в этот праздничный день подразумевает духовное обращение к Единому Богу, покорность Всевышнему и просьбу о прощении грехов. В дни праздника мусульмане встречаются с родственниками и близкими друзьями, накрывают богатый и красиво украшенный стол. Побывать в дни праздника в гостях у родных и близких или принять их у себя считается благословенным и желательным. ⋆ Для анимации использовалась миниатюра «Пир Хосрова» из рукописи Низами Гянджеви «Хамсе». Иран, 1560-е гг. Коллекция Фонда Марджани
6 месяцев назад
День Арафа (Арафат)
День Арафа (Арафат) приходится на 9-е число месяца Зу-ль-хиджжа и предшествует празднику Ид аль-Адха – Курбан-байрам. В 2025 году этот день выпадает на 5 июня. Шамаиль «Гора Арафат» из коллекции Фонда Марджани изображает лагерь паломников, расположившихся на горе Арафат во время хаджа. В нижней части помещены два текста-комментария на татарском языке о значении горы для пророка Мухаммада и всего мусульманского мира: «Это – гора Арафат в 20 км от Мекки. Когда Адам опустился на землю, через 200 лет он встретился с Хаввой (Евой) на этой горе...
6 месяцев назад
Ой юп / ак юп, иолам – виды традиционного туркменского ковра
Ленты или полосы ой юп / ак юп [полоса для юрты / белая полоса], а также голан, йолам / иолам являются атрибутом убранства свадебной юрты некоторых туркменских племен. Они ткутся в комбинированной технике, сочетающей гладкий белый фон с затканным ворсом декором. Крепились такие ленты за решетчатым каркасом юрты на высоте 130 – 150 см над землей, чуть ниже места соединения купольных палок и решетчатых стенок. Интересно, что размещали иоламы орнаментом вовнутрь жилища...
6 месяцев назад
Дарим "Сказки Великого шелкового пути"
В этот праздник мы разыгрываем ВКонтакте по одной книге сказок Фонда Марджани из серии «Сказки Великого шелкового пути» на выбор – Алтайские, Мордовские или Тувинские! На форзаце каждой книги изображена часть карты Великого шелкового пути, а страницы украшают красочные иллюстрации и орнаменты...
6 месяцев назад
💐Сегодня, в первый день лета, поздравляем с Международным днем защиты детей! 🌼 На фото: Кайдалова (Сечкина) Л.К. Плакат «Родители! Организуйте для ребенка интересные и полезные развлечения!». Госиздат УзССР, Ташкент. 1951 г. Коллекция Фонда Марджани
6 месяцев назад
Сосуд как источник жизни и символ изобилия в мусульманской культуре
Сосуд в мусульманской, в особенности иранской, культуре являлся символом изобилия, воплощал источник блага и самой жизни. На данной чаше представлена космогоническая картина мира. Мировое Древо (древо жизни), корнями уходящее в  подземные воды, соединяет землю и небо. Олень – очень важный символ во многих древних культурах, означающий богатство и процветание. А олень, щиплющий листочки с древа жизни, – образ долгой и благополучной жизни. Изображение рыбы также часто встречается на церемониальных предметах в разных культах...
6 месяцев назад
«А воспоминаниям нет конца... Душанбе. 1970–1980-е годы»
Представляем издание Фонда Марджани – «А воспоминаниям нет конца... Душанбе. 1970–1980-е годы». Основой фотоальбома стали снимки художника Александра Акилова – не просто кадры из прошлого, а живые «настроенческие картины», запечатлевшие дух многонациональной столицы через личный взгляд автора. Это не парадные виды, а искренняя летопись эпохи: улочки, лица, будни и праздники, наполненные теплотой и разнообразием жизни. Жизнь соединила людей разных национальностей в этом городе, и многие оставались здесь навсегда...
6 месяцев назад