Найти в Дзене
Литературное творчество Львова: Баллада «Ночь в чухонской избе на пустыре»
Это поэтическое произведение является одним из самых знаковых и эмоциональных в карьере Н.А Львова, где, на самом деле, он пишет отнють не про избу, а про клубок чувств и мыслей, которые эта ночь пробудила где-то вглубине его души. Незадолго до, Львову было поручено построить земляной дом в чухонской деревушке Арапакаси, вблизи Гатчины, а если домик удастся, то приступить к возведению большого дворца в Гатчине, чего он и добивался. Об обстоятельствах, сопутствовавших написанию стихотворения, можно узнать из письма Н...
1 день назад
Музы Львова: Екатерина Михайловна Бакунина
Она была музой в доме, где начиналась поэзия — и не только. Говорят, в доме Бакуниных на Николая Львова смотрели как на своего. Он легко вливался в атмосферу этого творческого салона. Специально для таких вечеров Львов написал песни «За что, жестокой, осуждает невинну мучиться, стеня…», «Мне и воздух грудь стесняет, вид утех стесняет дух…» и «Кантату на три голоса» Именно в доме Бакуниных Львов познакомился с Марией Дьяковой, своей будущей женой. Но прежде его сердце было неравнодушно к Екатерине...
2 дня назад
Усадьба Алексея Разумовского на Гороховом поле. Ч.III
В 1999 году усадьба вновь оказалась на грани: пожар уничтожил западное деревянное крыло второго этажа, перекрытия центральной части обрушились, фасады рассыпались. Ситуация казалась безнадёжной. И всё же — чудо произошло. С 2012 по 2015 год был реализован масштабный проект реставрации. Архитекторы и специалисты восстановили историческую палитру фасадов — жёлтый и белый, кровлю выкрашенную в зелёный цвет. Лепной декор парадных залов был воссоздан вручную: позолоченные карнизы, плафоны, белые печи и изразцы, печи с отделкой «под венецианский мрамор»...
3 недели назад
Усадьба Алексея Разумовского на Гороховом поле. Ч.II
История усадьбы Разумовского — это не просто страница архитектурной хроники Москвы. Это своеобразная аллегория о том, как можно забыть великое, превратив его в склад, спортзал, баню, и как — всё ещё — возможно вернуть утраченное. После смерти владельца, в 1827–1830 годах, усадьбу передали Опекунскому совету. Здесь располагался Сиротский дом, а после — институт для детей обер-офицеров. В XX веке помещения занял Институт физкультуры, а затем — ВНИИФК. Именно тогда, с 1970-х, началась эпоха бань, тренажёров, пробитых стен и протекающих крыш...
4 недели назад
Усадьба Алексея Разумовского на Гороховом поле: эхо ушедшей эпохи. Ч.1
Где-то между Яузой и Казаковской улицей, за глухими фасадами бывших советских спортивных ведомств, прячется призрак золотого века московской архитектуры — усадьба Разумовского на Гороховом поле. Её не встретишь на открытках, туристы проходят мимо, а ведь когда-то она была одним из самых утончённых ансамблей русского классицизма, воплощением гармонии, света и ордера. Построенная в самом начале XIX века (1799–1806), усадьба принадлежала графу Алексею Кирилловичу Разумовскому, сыну фаворита императрицы Елизаветы...
1 месяц назад
Перед вами — кусочек архитектурной загадки. Белоснежные колонны, изящные балюстрады, лестница, ведущая в историю… А теперь вопрос: 💬 Как вы думаете, что это за здание? А. Дворец Разумовского на Гороховом поле Б. Церковь Знаменская в Тёплом (Московская обл.) В. Приоратский дворец в Гатчине Г. Усадьба «Александрова дача» Голосуйте за свой ответ в комментариях — совсем скоро раскроем правду и расскажем удивительную историю этого места!
1 месяц назад
Землебитное строительство: прочность, взятая из земли. Часть II
Часть II. Архитектура из земли: проекты Львова и судьба землебита Первым и самым известным примером землебитного строительства в творчестве Львова стал Приоратский дворец в Гатчине, построенный в 1797–1799 годах по заказу Павла I для Мальтийского ордена. Он стал единственным в России крупным дворцом, возведённым по этой технологии — и, что удивительно, сохранился до наших дней. Как проходило строительство? В деревянную опалубку вручную засыпались и трамбовались слои глинистого грунта. Каждый слой смачивался и укреплялся раствором...
1 месяц назад
Землебитное строительство: прочность, взятая из земли. Часть I
В XVIII веке, когда архитектура России опиралась на камень, кирпич и дерево, Николай Александрович Львов неожиданно предложил нечто иное: строить из земли. Эта технология — землебит, или, как её иногда называли, «строительство из утрамбованной земли», — выглядела для своего времени почти фантастической. Но Львов увидел в ней потенциал простоты, прочности и доступности — и сделал из неё философию архитектуры. Что такое землебит? Землебит — это метод строительства, при котором стены формируются из почвенной смеси, уплотнённой слоями в деревянной опалубке...
1 месяц назад
Екатерина Романовна Дашкова — муза разума и языка. Часть II
Хотя Львов и Дашкова были разными по характеру (он — натура артистичная, увлекающаяся, она — строгая, организованная и принципиальная), между ними явно существовало взаимное уважение. В среде русской элиты их объединяла репутация неординарных мыслителей, способных работать на пересечении искусств, науки и государственного служения. Львов, будучи не только архитектором, но и поэтом, переводчиком, инженером, восхищался женщинами, которые могли мыслить масштабно. Дашкова — именно такая. Она занималась...
1 месяц назад
Екатерина Романовна Дашкова — муза разума и языка.Часть I
Когда говорят о музах, чаще всего имеют в виду любовь, вдохновение, порыв сердца. Но у Николая Александровича Львова была ещё одна категория муз — музы разума, те, кто вдохновлял его не в лирике, а в идее. Среди таких фигур особое место занимает Екатерина Романовна Дашкова — княгиня, писательница, реформатор, первая женщина в истории, возглавившая академию наук. И именно с ней Львова связывало общее дело — создание культурного и языкового основания новой России. В 1783 году по инициативе Дашковой...
1 месяц назад
Колокольня в Ивановке: архитектурный маяк на краю тишины Часть II. Разрушение, молчание и тихая надежда Прошло более двух столетий, и колокольня — всё ещё стоит. Да, её облик изменился: утрачены фронтоны, осыпана штукатурка, венчание разрушено, и теперь на месте главы зияет небо. Но даже в этом — особая красота. Как в античных руинах: там, где исчезла форма, остаётся дух. Колокольня Иоанна Предтечи включена в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Однако никакой полноценной реставрации пока не произошло. То поднимаются разговоры о восстановлении, то снова утихают. По некоторым данным, обсуждалась возможность консервации и реставрации ещё в 2018 году. Упоминалось имя швейцарского мастера Томазо Адамини, как возможного соавтора или строительного подрядчика — что вполне в духе времени, ведь Львов часто работал с иностранными специалистами. Сегодня колокольня молчит. Но она не забыта. Она стала архитектурным символом Ивановки, частью культурного пейзажа, предметом исследований краеведов, художников, архитекторов. И даже в руинированном состоянии она рассказывает историю — о вкусе, об амбиции, о просвещённом заказчике, и, возможно, о великом архитекторе. Если Львов действительно имел к ней отношение, то это одно из самых дальних и неожиданных проявлений его гения — не в столице, не в придворном заказе, а в глуши, где архитектура — это не показ, а тихое присутствие красоты в повседневности. Колокольня в Ивановке — не просто звонница. Это памятник вере в форму, в то, что даже маленькое село достойно высокой архитектуры.
2 месяца назад
Колокольня в Ивановке: архитектурный маяк на краю тишины Часть I. Башня, устремлённая в небо Среди просторных полей Липецкой области, где горизонт открывается без помех, внезапно вырастает силуэт, будто пришедший не отсюда — из Петербурга, из европейской столицы, из архитектурного трактата. Это колокольня церкви Иоанна Предтечи в селе Ивановка, выстроенная в 1788 году — стройная, сдержанная, и в то же время притягивающая взгляд. Её называют то «маяком над полем», то «памятником просвещённого вкуса», и не зря. Существует устойчивая версия, что автором проекта был Николай Александрович Львов — архитектор эпохи Просвещения, известный своей любовью к строгости форм и природной целесообразности. Подобная гипотеза указана в государственном каталоге объектов культурного наследия Липецкой области, где прямо говорится о предположении авторства Львова. Также упоминается заказчик — Пётр Львович Вельяминов, помещик и владелец ивановских земель. Колокольня действительно не похожа на типичные сельские постройки. Это не просто звонница — это архитектурное высказывание. Форма — почти монументальная колонна, с подчёркнутым пьедесталом, арочными нишами и ярусом звона, открытым арками на все стороны света. Контрфорсы, рустованные стены, спиральная лестница внутри ствола башни — всё это говорит о проекте, в котором не экономили на идее. Это классицизм, каким его понимал Львов: ясный, рациональный, величественный без помпезности. На фоне прочих сельских построек XVIII века эта башня выглядит как пришелец — словно фрагмент петербургской загородной дачи перенесли на липецкие равнины. И чем больше вглядываешься, тем сильнее становится ощущение: здесь творил кто-то, кто видел Античность не понаслышке, кто чувствовал красоту не как роскошь, а как систему. Продолжение следует...
2 месяца назад