Найти тему
Основные системы обучения чтению
Сегодня мы поговорим о том, какие есть основные системы обучения чтению, грамоте. Возникает закономерный вопрос, а зачем родителю вообще разбираться в системах обучения? Ведь результат один: читающий ребёнок. В своей практике я часто вижу, насколько стойки деструктивные «вредные привычки» заложенные в самом начале обучения: побуквенное, угадывающее чтение, частые повторы слов. Даже после переучивания они будут всплывать, затрудняя чтение. Лучше с первых уроков учить ребёнка точному, вдумчивому и быстрому чтению, чем после переучивать...
1 месяц назад
Как помочь ребёнку справиться с волнением при чтении?
Зачастую дети волнуются, когда читают вслух. Волнение может быть настолько сильным, что мешает читать, тормозит и буквально разрушает чтение. Естественно, что родители хотят помочь ребёнку справиться с волнением при чтении. В этой статье постараюсь раскрыть принципиально важные моменты связанные с этим состоянием и поделиться с родителями работающими приёмами, которые помогут унять излишнее волнение и совладать с ним. Доктор психологических наук Евгений Ильин в своей книге «Эмоции и чувства» отмечает, что: «в психологии эмоций волнение не рассматривается как самостоятельная категория...
181 читали · 1 год назад
Что такое «эффект Матфея в чтении»?
Одним из первых Эффект Матфея в чтении описал эксперт по чтению Кит Станович, в своих исследованиях он описал тенденцию роста и накопления со временем как сильных, так и слабых сторон, заложенных при формировании навыка чтения у детей. [1] Этот термин хорошо иллюстрирует библейских стих, в котором богатые становятся богаче, а бедные беднеют. Станович связывает механизм нарастания трудностей и задержки автоматизма и беглости чтения с тем, что медленное распознание слов истощает интеллектуальный ресурс ребенка, не оставляет сил на понимание и осмысление...
1 год назад
Как создание самодельных книг укрепляет связь ребенка с взрослым и развивает навыки чтения?
Мне как психологу важна личная вовлечённость ребенка в процесс обучения. Существует огромная разница между ученическим старанием и погружением в творчество. Вижу, как загорается огонёк азарта в детских глазах, в ответ на мое сообщение о том, что сегодня будем делать личную книгу. Очень приятно наблюдать, как то и дело отвлекавшийся ребенок склоняется над строчками своей книги и даже не шевелится, тщательно выговаривает слоги, старается понять написанное, сам себя поправляет, а ошибки и их преодоление его не утомляют и не расстраивают! Мы видим явный рост концентрации внимания...
1 год назад
Почему дети любят читать столбики слов?
Один из важнейших принципов обучения заключается в движении от простого к сложному. Данный принцип относится и к чтению. Освоение навыков чтения начинается с чтения букв, складов, а затем слов и текстов. Весьма распространены тренировки со словами в виде столбиков слов различной сложности. Упражнения такого рода есть в учебных пособиях С.Г. Зотова [1], О.И. Азовой [2]. Т. Б. Киселева [3], исследовавшая темп чтения в начальной школе, выяснила, что увеличение темпа напрямую зависит от способности к его произвольной регуляции...
1 год назад
Возможно ли прочитать все книги из списка для чтения на лето?
На мой вопрос: «Как поживаешь?» - первоклассник с тоской в глазах ответил: "Ещё 30 книг надо прочитать..." Дети нам верят. Если мы серьёзно утверждаем, что хороший ученик тот, кто за лето прочитает все книги по списку, наши дети начинают думать, что с ними не всё в порядке, если они их не прочли. А теперь предлагаю разобраться с калькулятором в руках. Хорошим результатом для первоклассника считается чтение со скоростью 40 слов в минуту. Берём книгу из списка А. Милн "Винни-Пух и все-все-все". Редактор Word подсчитывает, что в сказке 43 202 слова...
1 год назад
Как помочь ребёнку справиться с волнением при чтении
Как научить детей справляться со стрессом при чтении? В этой статье хочу поделиться с вами несколькими историями из личного опыта о преодолении волнения при чтении. Начнем мы с наблюдения: ребёнок читает знакомые слова фразы, он не устал, у него хорошее настроение, ощущение «получается», голос звучит бодро. И вот встречается незнакомое слово, он «теряется», в голосе замешательство и удивление, разочарование. Многие дети после своеобразного «препятствия» в виде сложных непонятных слов продолжают читать дальше в состоянии растерянности независимо от того, прост ли текст или нет...
1 год назад
Рисование двумя руками. Вред или польза?
Поговорим по поводу пользы письма обеими руками для интеллекта и развития наших детей. Упражнение с одновременным рисованием двумя руками во многих школах скорочтения стало чуть ли не ведущим. Мне как преподавателю курсов быстрого чтения важно понимать к каким выводом по этой проблеме пришли современные учёные. В своей практике я неоднократно сталкивалась с детьми годами, тренировавшимися в одновременном рисовании двумя руками без видимого полезного эффекта для их чтения. Начнём с того, что вопрос...
1 год назад
Снижается ли грамотность при быстром чтении?
Начнём с того, что даже по-настоящему быстрое чтение про себя – это сплошное, без пропусков слов чтение, направленное на понимание и осмысление прочитанного. Сложно вообще назвать чтением чтение урывками, при котором проследить логику развития событий и мыслей автора невозможно. Когда мы говорим о детском чтении, подразумевается чтение в рамках возрастных норм с некоторым опережением. Быстрое чтение — это максимально возможный для ребёнка определённого возраста темп, не приводящий к искажению понимания...
1 год назад
Какие книги дошколята будут читать с радостью?
Современные дети, находясь в насыщенной информационной среде, гораздо раньше, чем их сверстники лет 20-30 назад, способны научиться читать. Показатели интеллекта последние десятилетия у детей всех возрастов имеют тенденцию к росту. Но не будем забывать, что чтение — это и труд, который требует некоторой физической и личностной зрелости ребёнка. Готовность к обучению чтению формируется постепенно параллельно росту и созреванию организма, нервной системы и органов чувств. Как показывают исследования...
1 год назад
Зачем читать до школы?
Для родителей, не погрузившихся в современную систему начального образования, актуален вопрос: "Зачем ребёнку учиться читать до школы? Ведь есть первый класс и там учат читать!" Многие приводят примеры из собственного детства Совсем недавно учителя заверяли родителей будущих первоклассников: «Не надо учить детей читать до школы, мы сами их научим!» Теперь они скромно молчат, а зачастую и настаивают, чтобы дети уже читали, идя в первый класс. Даже дошколята, исходя из своего опыта общения со сверстниками, заявляют, что все будущие первоклассники умеют читать...
1 год назад
Почему важно остановиться, если спустя месяцы обучения ребёнок не читает?
Последние 15 лет я учу дошколят грамоте. Передо мной прошли сотни детей, которые и год и даже два безуспешно учились читать. Таких детей можно было сразу распознать по тоскливому взгляду при упоминании слова «чтение». В лучшем случае они приходили ко мне перед школой, в худшем к концу первого класса. Как вы понимаете, переучивать и преодолевать негативное отношение в разы сложнее чем обучать правильно и вовремя. Хочется достучаться до родителей, которые надеются, что время исправит безрезультатность обучения и ребёнок зачитает...
1 год назад