Найти в Дзене
Собачьему сердцу не прикажешь
Вчера посмотрела спектакль "Собачье сердце". Кстати, сердец на "Маске" в этом году целых два – из Краевого театра драмы (Хабаровск) и из Чехов-центра (Южно-Сахалинск). Я выбрала первый, хотя в театральных пабликах активно рекомендовали второй. Выбор в моём случае был продиктован наличием онлайн-билетов. Сделать оригинальный спектакль по произведению, которое стало классикой и литературы, и кино, архисложно. Мы наизусть помним булгаковские афоризмы и подсознательно ждём, что они будут поданы не менее блестяще, чем в фильме Бортко...
6 лет назад
Женщины, война и милосердие
«Милосердие» – спектакль, после которого хочется помолчать и замедлить шаг. Очень крутой. Если вы не знакомы с документальным театром – тот самый случай, когда надо бросать всё и бежать знакомиться. Читать дневники сестёр милосердия, мягко говоря, неприятно. Потому что КРОВИЩЩА, исковерканные судьбы, обстрелы, казармы, жутчайшая жуть. Создатели «Милосердия», тем не менее, прочитали не только их, но переписку царских военных цензоров, и книгу «Эмансипация сексуальности в России: рубеж XIX-XX веков»...
6 лет назад
Книги китайского императора
В рассказе Борхеса «Аналитический язык Джона Уилкинса» приводится «некая китайская энциклопедия» под названием «Небесный эмпориум благодетельных знаний». В ней все животные мира делятся на: а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, в) прирученных, г) молочных поросят, д) сирен, е) сказочных, ж) бродячих собак, з) включённых в эту классификацию, и) бегающих как сумасшедшие, к) бесчисленных, л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти, м) прочих, н) разбивших цветочную вазу, о) похожих издали на мух...
6 лет назад
Что делать, если вы не вошли в лонг-лист
Заметки о писателях #2 Во-первых, не вы, а ваше произведение, – мысленно разделите эти понятия, и вам сразу полегчает. Конечно, полностью отстраниться от ситуации вряд ли получится, поэтому придётся пройти через весь цикл: 0. Вы зашли на сайт премии, смотрите на лонг-лист. Ваши ноги и руки холодеют, пальцы онемели, во рту сухость. Просто дышите. Продолжайте дышать. Когда вы дышите, ваше тело насыщается кислородом, это помогает ему чувствовать себя живым. 1. Перезагрузите страницу. Возможно, тут какая-то ошибка, и ваша фамилия появится после перезагрузки...
6 лет назад
Мой будущий дедушка
Рассказ Был конец апреля; как-то вечером – ослепительно-солнечным, слишком сырым, чтобы долго гулять по улицам, – я позвонил сестре и сказал, что через полчаса буду ждать её в баре «У трёх кошек». Она легко согласилась, не подозревая, что мной двигала не братская любовь, но меркантильная идея занять денег: стипендия закончилась на прошлой неделе. Однако даже я не настолько циник, чтобы требовать деньги с порога; нет, я даже угостил сестру облепиховым чаем и приготовился смиренно слушать семейные новости...
6 лет назад
Лев Оборин: «Критика — это пространство, в котором писатель находит квалифицированного читателя»
Поэт и литературный критик Лев Оборин преподаёт в магистратуре «Литературное мастерство» искусство написания литературной рецензии.  Мы поговорили с ним о том, кто из великих ему особенно дорог, как совмещать работу и вдохновение, и конечно, спросили, для чего современному человеку нужна литературная критика. Книжная машина времени Как поэт Лев Оборин стал критиком? В какой-то момент, ещё в мою бытность студентом, мой преподаватель, литературовед Дмитрий Петрович Бак предложил мне написать рецензию для журнала «Знамя»...
112 читали · 6 лет назад
Заметки о писателях. #1
Писатели – страшные люди. Вот вы сидите, например, в кафе, разговариваете с писателем. Он как-то весь в себе, цедит кофе (или вообще – вяжет, если это, простите, авторка), глаз не горит, «с окружающими контакт избирательный, поверхностный». И вы себе думаете: «Ну что за бука! Я тут душу открываю, надеюсь, что мне дадут ценный совет из писательского опыта, а это что? Вот ведь тетеря!» И уходите...
6 лет назад
Айфак долгожданный
26 января я посетила тот самый site-specific спектакль Константина Богомолова. Рассказываю, как прошло и чего ожидать, если вы всё ещё очень хотите на него попасть. Пройдя контроль на входе в башню «Меркурий», вы попадаете в лифт, потом в лофт. Кроме гардероба и буфета, в лофте есть выставка современного искусства, в тему спекта – так называемый «гипс», за которым охотится главная героиня Маруха Чо. Картины, ну, такие, для селфи подходят. Но когда в первом действии один из персонажей, ака скандальный художник, вешает на свободное место произведение «Кровавые какашки», публика приободряется...
6 лет назад
Как попасть в кино и не облажаться
Интервью с создателями телеграм-канала «Питчинги» Сценарист Алексей Зотов и продюсер Наталия Егорова ведут популярный телеграм-канал «Питчинги», проводят лекции, пишут статьи – словом, всеми доступными способами рассказывают, как начинающим сценаристам попасть в кино. На первом месте у них всегда профессиональный интерес, про себя лично ребята рассказывают мало. Мы решили исправить эту ситуацию. Конечно, в итоге разговор всё равно получился про кино, но кое-что, помимо этого, нам всё же удалось узнать...
6 лет назад
Текст в тексте: «Чапаев и пустота»
(Продолжение статьи; начало тут: часть I; продолжение: часть II) У этого романа Виктора Пелевина много общего с текстами Сологуба и Набокова. Если помножить гнетущую, безысходную атмосферу города N из «Мелкого беса» на детализированную абсурдность цинциннатовского урбанизма, получится Москва 90-х. Пётр Пустота безумен как Передонов и мечтателен как Цинциннат. Пелевенский текст произведенияв каком-то смысле — несбывшаяся мечта Цинцинната: рассказ ведётся от лица некого человека, ныне пребывающего в истинном мире, про его приключения в мире не-истинном...
121 читали · 6 лет назад
Текст в тексте: башня, узник и подмостки
(Продолжение статьи, начало тут) В лицедейном мирке романа «Приглашение на казнь» (1936) тексты несравнимо более значимы, чем в душном провинциальном городе из «Мелкого беса». И, что самое главное, их почти все можно прочесть. Вместе с главным героем мы знакомимся с самыми разными видами текстов, начиная от тюремных правил на стенах камеры («5. Петь, плясать и шутить со стражниками дозволяется только по общему соглашению и в известные дни») и заканчивая романом-эпопеей «Quercus» («Героем романа был дуб...
6 лет назад
«Текст в тексте»: тропинки в лесу
Литературный приём «текст в тексте», конечно, изобрели не в XX веке. Но тексты прежних столетий, созданные от лица персонажей, были либо «вещью в себе», либо способом авторского высказывания, не относящегося к главной теме произведения. Любовное письмо героини XVIII века — это просто любовное письмо, которое можно использовать для флирта или шантажа. Персонажи комедии «Сон в летнюю ночь» ставят «пьесу в пьесе» и рассуждают об актёрском мастерстве — ибо где ещё о нём говорить в XVI веке, как не со сцены? Со временем функции этого приёма изменились...
6 лет назад