Найти тему
🧡ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХХ ВЕКА МОДЕРНИЗМ в литературе — явление конца XIX — начала XX века, характеризуемое поиском нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. Наиболее яркими направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. 🦋СИМВОЛИЗМ — нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, со­средоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постига­емых сущностей и идей. В основе мировосприятия художников-символистов лежит представление о непознаваемости мира и его закономерностей. Единственным «орудием» познания мира они считали духовный опыт человека и творческую интуицию художника. Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать ре­альность. Символисты утверждали, что цель искусства — не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». (💁🏼‍♂️Блок) 🌸 АКМЕИЗМ - модернист­ское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и усложненности образов; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова. Символизм зиждется на неприятии действительности, а акмеисты считали, что не следует отказываться от этого мира, нужно искать в нем какие-то ценности и запечатлевать их в своих произведениях, причем делать это с помощью точных и понятных образов, а не расплывчатых символов. (💁🏼‍♂️ Ахматова, Мандельштам) 🟩 ФУТУРИЗМ - одно из основных авангардистских направлений (авангардизм — крайнее прояв­ление модернизма). Футуристы провозглашали отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшеству­ющей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства, стремились найти новые средства речевой выразительности (провоз­глашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания) (💁🏼‍♂️ Маяковский) 🏞️ ИМАЖИНИЗМ- русская литературная группировка 1920-х годов. Имажин
11 месяцев назад
💙ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Лирика – это род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания лирического героя, за образом которого зачастую представлен автор. Соответственно, любовная лирика – это лирика, основной темой которой является любовь, а, следовательно, ее содержание связано с характеристикой сопутствующих поэтическому «сюжету» переживаний лирического героя и героини. В рамках любовной лирики можно выделить несколько речевых жанров (относительно устойчивых типов высказываний, соответствующих типу речевых ситуаций). 🤗Признание в любви – высказывание, содержащие в себе слова любви как доказательство истинности чувств коммуниканта. «Я люблю тебя» Константин Бальмонт: Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение, Я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле. Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления, Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле. 😇Любовная клятва – жанр, который содержит в себе, помимо признания в любви, заверения в неоспоримости и нескончаемости последней. Зачастую использование этого жанра говорит о зрелости и силе чувства, возникшего между влюбленными. М.Ю. Лермонтов «Демон»: Клянусь твоим последним взглядом, Твоею первою слезой, Незлобных уст твоих дыханьем, Волною шелковых кудрей; Клянусь блаженством и страданьем, Клянусь любовию моей... 🫡Обещание – речевой жанр, в котором высказывается обязательство, заверение того, что что-либо будет сделано, исполнено, дано. Эдуард Асадов «Все равно я приду»:   Если сплетня хлестнёт, ну что ж, Не швырнёт меня подлость в дрожь, Всё равно я приду на свиданье, Не поверя в навет и ложь! 😔Извинение – речевой жанр, в котором содержатся просьба о прощении или слова оправдания. Н.А. Некрасов «Прости»: Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, - Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! 😒Упрек – речевой жанр, содержащий в себе слова недовольства, неодобрения, обвинения в чём-либо по отношению к действиям другого человека. М.Ю. Лермонтов «Нищий»: Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! 🤔Требование – речевой жанр, содержащий конкретное указание на выполнение/невыполнение чего-либо. М.И. Цветаева «Оставим это. Обещать одно…»: Оставим это. Обещать одно Мне должен ты. Коль в жизни доведется Нам встретиться еще — не должен ты Глазом моргнуть. Вот долг твой.
1 год назад
✏️ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 1️⃣ В описании Петербурга отражены дни дворянства: различные балы и театры, «три дома на вечер зовут». Пока Онегин возвращается с бала, простой народ «уж барабаном пробуждён» (и разносчик, и извозчик, и хлебник - все они уже встали и занимаются различными делами). Резкий логический скачок внутри абзаца от тезиса о жизни дворянства к пересказу фрагмента романа, повествующего о пробуждении «народного» Петербурга. (Можно было сказать, что описание жизни дворянина на фоне пейзажа трудового Петербурга выглядит бессмысленным). 2️⃣ Василиса Егоровна и Иван Кузьмич имеют истинно русские характеры. Так, Василиса Егоровна является сильной, уверенной в себе женщиной, которая хорошо знает мужа, может его упрекнуть. А Иван Кузьмич - «прямодушный и правдивый» комендант, который готов согласиться с женой. Кроме того, герои, хоть и являются простыми людьми, но стремятся защитить свою честь. 1. Выходит, что сила героини лишь в ее умении упрекнуть мужа. 2. «Простота» не исключает наличия «чести». Неуместно употребление уступительного союза «хоть». 3️⃣ Как Матрёну свобода делала счастливой, так и Катерина любила волю, но их свобода заканчивается после замужества. Также между ними есть и разница: Матрёна Тимофеевна потеряла ребёнка, но, несмотря на это, сумела жить дальше, а Катерина совершила самоубийство, не выдержав неволи и разрыв с Борисом. Не стоит, указывая на разницу использовать для связи соединительный союз «также». Логичнее употребить противительный союз («но», «однако»). 4️⃣ Порфирий Петрович подтвердил авторский замысел о том, что преступник, должен искупить свой проступок путём страданий. Таким образом, следователь Порфирий Петрович сыграл важную роль в судьбе Родиона Раскольникова. 1. Для Порфирия Петровича, героя произведения, нет романа, нет автора, нет замысла — он не может его подтверждать. Здесь стоило бы говорить не о герое, а об авторе. 2. Логический переход от авторского замысла к роли в судьбе Раскольникова отсутствует. ✏️Чтобы избежать логических ошибок надо: — следить за тем, чтобы текст не превращался в нагромождение бессвязных предложений; — правильно подбирать союзы для связи; — подбирать примеры из текста, соответствующие тезису.
1 год назад
ПОЧЕМУ ЧИТАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ ПОЛЕЗНО
Литература помогает нам обогатить свою речь Понять, как работает художественный язык— значит научиться, во-первых, самому высказываться эффектно и действенно, так, чтобы тебя слушали внимательно. Во-вторых, понимать оттенки высказывания другого человека, развивать эмпатию.  Литература учит видеть за частным общее Умение понять (хотя бы интуи­тивно) структуру произведения необходимо для чтения сложных текстов. Если не пони­маешь, что тебе рассказывают, на основе структуры текста откроется, может, и смысл сообщения (исходя из того, например, какой это жанр)...
1 год назад
ОТЦОВСКИЕ ЗАВЕТЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Во многих произведениях русской литературы отцы дают наставления своим детям. По этим напутствиям можно понять характер самого отца, обстановку в семье, где рос герой. Также мы видим здесь истоки жизненных установок героя, так как часто герои прислушиваются к своему родителю. Посмотрим, каким героям давали наставления отцы:  1. Чичиков ("Мертвые души" Н.В. Гоголя): «Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете...
329 читали · 1 год назад
ОКСЮМОРОН И АНТИТЕЗА Давайте раз и навсегда проведем разницу между этими понятиями. 🌓Оксюморон — образное сочетание противоречащих друг другу понятий. Например: живой мертвец, звук тишины. ➡️ В оксюмороне противоположные признаки относятся к одному предмету/явлению. 🌝🌚Антитеза — стилистическая фигура речи, которая строится на резком противоспоставлении слов, образов, мыслей. Например: Ты богат, я очень беден; / Ты прозаик, я поэт (А.С. Пушкин) ➡️ В антитезе противоположные признаки относятся к разным образам.
1 год назад
📌СОЧИНЕНИЕ 11.5 ✏️ Кажется довольно легкой, так как тема предполагает выражение вашего мнения. ❗️НО! Многие получают за нее низкие баллы, если пишут, уходя в пересказ без анализа (Например, просто описывая эпизоды, сцены, которые хотел бы посоветовать режиссеру/художнику, но не анализируя их роль в произведении) ✅ Не забываем про АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ (что хотел сказать автор) ✅ Подбираем АКЦЕНТЫ, на которые мы хотим указать режиссеру/художнику (проблемы, конфликты, образы) ✅ Думаем, как эти акценты литературные перенести в театр, кино, музыку или иллюстрацию? Какие для этого нужны средства? (Какие цвета использовать, какие костюмы, каких актеров подбирать, какое музыкальное сопровождение и .тд.) ✅ Использование ТЕРМИНОВ: они должны быть все равно ЛИТЕРАТУРНЫМИ! Иначе за К3 нам поставят 0 (даже если мы используем термины театральные, кинематографические и т.д): Чтобы подчеркнуть, что это герои-антиподы, я бы посоветовал художнику…..; Я бы посоветовал ….., чтобы продемонстрировать авторский замысел (далее сказать, в чем он) 💙Правильного ответа тут нет. Это творчество ваше. Просто не забываем, что экзамен ПО ЛИТЕРАТУРЕ, все критерии относятся и к этому сочинению тоже (опора на текст, термины и тд). Ориентируемся все равно на алгоритм написания сочинения 11. Вот примеры тем 2023 года, посмотрите на виды формулировок: 11.5 Какие ключевые темы «Грозы» вы бы предложили для экранизации? 11.5 Советы актерам на роль Гаева и Лопахина. 11.5 Как должны были быть проиллюстрированы персонажи сказок Салтыкова-Щедрина? 11.5 Какие эпизоды вы бы выбрали для иллюстрации «Тихого Дона»? Что интересного для художника в портретах «Мертвых душ»? 11.5. Какую сцену из «Героя нашего времени» вы бы выбрали для иллюстрации и почему? 11.5 Какие действия вы бы предложили режиссеру, который снимает заключительную сцену комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»? #полезное
1 год назад
📌КАК РАСПРЕДЕЛИТЬ ВРЕМЯ НА РАБОТУ НА ЭКЗАМЕНЕ: Так как у многих грядут пробники, решила, не помешают рекомендации по этой теме 🩶 ❗️Обязательно следите за временем. У вас есть 235 минут на весь экзамен. Ни минутой больше. - минут 5 на тесты по 1 произведению -максимум 50 минут на написание 4 и 5 задания (не забудь сначала сделать тезисный план, но пиши все сразу в чистовик, чтобы успеть) -10 минут тесты по лирике - максимум 50 минут на 9 и 10 (рекомендации те же) - 20 минут прописываем подробный план к 11 сочинению (прописываем все тезисы для основной части, подписываем примеры из текста, какие термины будем использовать) - Пишем сразу в чистовик 11 задание. (Желательно уложиться в 70 минут) - остается 30 минут на то, чтобы внимательно еще раз проверить все свои работы на орфографию, пунктуацию, речевые, грамматические ошибки. ✏️Лично я советую всегда выполнять все по порядку. Потому что скорее всего вы даже меньше времени потратите на 4-10 и сможете еще больше поработать с 11 сочинением. #полезное
1 год назад
📌ОБНОВЛЕНИЕ ЕГЭ 2024 ❗️Появилась информация относительно формулировок заданий на сопоставление 5 и 10. Есть два варианта: 1) в 5 задании вас попросят привести в пример произведение из 1-й половины 19-го века, тогда в 10 задании стихотворение ограничения не будет. 2) и с точностью наоборот: в 10-м задании надо будет вспомнить стихотворение первой половины 19-го века, а в 5-м задании — любая эпоха. Поэтому совет всем, кто готовится самостоятельно: — обратитесь к кодификатору 2023 года и идите по списку литературы из него, там для вас уже собраны произведения на разные темы, по которым есть большое количество справочных материалов — убедитесь, что у вас заготовлены стихотворения из 1-й половины 19-го века по всем основным темам #полезное #сопоставления
1 год назад
📌ЗАДАНИЕ 8 (СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ) ✏️Формулировка задания требует найти ВСЕ средства, которых может быть от двух до четырех. ❗️Нужно хорошо знать средства выразительности и уверенно находить их в стихотворении. Но есть некоторые подсказки к этому заданию: 1. средства выразительности, которые ПОЧТИ ВСЕГДА/ЧАСТО есть в стихотворении:  ⁃ метафора  ⁃ эпитет  ⁃ инверсия  ⁃ звукопись (+ аллитерация, ассонанс) 2. средства выразительности, которые ПОЧТИ НЕ встречаются в стихотворениях:  ⁃ гротеск  ⁃ ирония  ⁃ сарказм  ⁃ эпифора  ⁃ литота  3. средства выразительности, с которые ТРУДНО НАЙТИ, надо быть внимательным и отдельно отработать с примерами их:  ⁃ гипербола  ⁃ оксюморон  ⁃ неологизм  ⁃ олицетворение  4. средства выразительности, которые ОЧЕНЬ ЛЕГКО НАЙТИ:  ⁃ анафора  ⁃ риторический вопрос  ⁃ риторическое восклицание  ⁃ повтор  ⁃ сравнение ✏️Как готовиться: Учить термины, смотреть примеры к ним, тренироваться искать в тексте их. Кто давно занимается и чувствует себя со средствами выразительности довольно уверенно — открывайте тесты на решуегэ или в сборнике, решайте подряд 8 задания, повторяйте термины, с которыми были ошибки. #теория #полезное
1 год назад
📌ФОРМАЛЬНОЕ СХОДСТВО (5,10 ЗАДАНИЯ) Формальное сходство - это когда ученик установку из вопроса выдаёт за свое сходство. Например, в задании спрашивают: «В каких еще произведениях авторы изображали дворянство?» ❗️И ученик, сопоставляя, заявляет: «сходством является то, что оба автора изображали дворянство» и приводит примеры. Такое сходство называют ФОРМАЛЬНЫМ и не засчитывают, ведь экзаменуемый просто повторил вопрос и выдал за сходство. ❗️Если ученик переформулировал такое сходство и, например, по тому же вопросу написал: «сходством является то, что оба героя относятся к привилегированному сословию». Это тоже считается формальным сходством, потому что «дворянство» = «привилегированное сословие». Как не связаться с этим формальным сходством? ✅ задавать себе вопросы вокруг задания (берем пример про дворянство):  ⁃ какой образ жизни дворянства показан? провинциальные или столичные это дворяне?)  ⁃ какие взаимоотношения у них с крепостными? - какие пороки/достоинства показаны у дворян?  ✅ формулировать само сходство с буквальным упоминанием вопроса:  ⁃ в обоих произведениях показан образ жизни и нравы дворянства;  ⁃ в обоих произведениях дворяне жестоко обращаются с крепостными;  ⁃ дворянство в обоих произведениях показано необразованным, невежественным
1 год назад
📌ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ 5 и 10 ✏️Ответы на задания 5 и 10 оцениваются по трём критериям: К1 «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом» (2 б) К2 «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации» (4 б) К3 «Логичность и соблюдение речевых норм» (2 б) ✏️Ответ должен соответствовать следующим требованиям: ❗️названо произведение, выбранное для сопоставления с предложенным текстом, и указан его автор; ❗️выбранное произведение не должно принадлежать автору предложенного текста; ❗️произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа; ❗️авторская позиция не искажена; ❗️для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. без подмены анализа пересказом и общими рассуждениями о содержании произведения; ❗️фактические, логические, речевые ошибки отсутствуют. ✏️ В заданиях 5 и 10 (как и для заданий 4 и 9) не требуется обязательного использования терминов, однако на многие вопросы без них ответить затруднительно. #теория #критерии
1 год назад