Статьи
235 прочтений · 3 дня назад
Мещерецкий городок или Касимов: из истории татар Центральной России
Именно этот видный татарский государственный деятель стал в 1467 году строителем первой мечети в городе, объединившей в свою общину всю татарскую знать ханства во главе с высшим мусульманским духовенством. В период существования Касимовского ханства эта мечеть являлась центром духовной и общественной жизни местного татарского населения. Известно, например, что в ее помещении происходили церемонии восхождения ханов на престол. В частности, в литературе имеется довольно подробное описание торжественного вступления на царствие Ураз-Мухаммеда, прошедшее 12 июля 1600 года...
31 прочтение · 3 недели назад
Мирасханә представляет великолепный проект "Татарское визуальное наследие", вы только посмотрите какое богатство конца 19 - начала 20 веков: тут и молодой муфтий Мухамедьяр Султанов, и первый вице-губернатор Казанской губернии (на самом деле - зам комиссара) из татар Калимулла Хасанов, и семья ученого-казыя Хасан-Гаты Габяши, и издателя журнала "Аң" Ахметгарая Хасани, и дочь просветителя Махмудова, ставшая потом первой татаркой-переводчицей, Бибигайша (Терегулова), и много кто еще... Есть и фотографии советских времен. А еще говорят, можно добавлять ещё и фотографии из частных (семейных) архивов https://photo.miras.info/
34 прочтения · 1 месяц назад
Азимовская мечеть или 6-я соборная. Казань, начало ХХ века Махалля, которую потом называли "заводской",  возникла в этом районе Татарской слободы ещё в начале ХIX столетия. Здесь на мыловаренных заводах купцов Юнусовых, Апанаевых, Китаевых, Азимовых трудились рабочие-татары. Мечеть для них сначала была деревянной. Новая веха в истории мусульманской общины связана с именем татарского купца Муртазы Азимова. Он являлся основным спонсором махалли с 1860-х годов. В 1887 году получил разрешение на строительство каменного здания мечети. Отсюда название - Азимовская. К тому времени недалеко работал крупнейший завод московских промышленников - братьев Крестовниковых, а в слободе продолжали трудиться новые поколения рабочих-татар. В "заводской" махалле только в 1879 г. было зафиксировано 444 мусульманина и 283 мусульманки.
147 прочтений · 1 месяц назад
Как татарин провел 6000 дней за рубежом
Далее привожу текст Александра Захарова из г. Верещагино Пермской области "Сохранить духовные образцы культурного наследия татарского народа" о Юнусове Вахите Закировиче. "Вахит Юнусов (литературный псевдоним — Вахит Юныс) родился в татарском селе Исергапово Бавлинского района Татарстана 20 октября сурового 1930 года. Он был вторым сыном в семье хлеборобов Закира и Факии Юнусовых. В десять лет братья Мигазиян (старший) и Вахит остались без отца. В самые трудные военные и послевоенные годы сохранила...
2,1K прочтений · 1 месяц назад
Как татарин придумал черешню имени себя
Неужели всеми виной дворянские корни, малая Родина или все-таки судьба московского беспризорника? Ведь считается, что татары в начале ХХ века не особо дружили с высокими агрокультурами. Тем интереснее судьба этого ученого-селекционера. Звали этого выдающегося агронома Еникеев Хасан Каримович. Для средней полосы России им были адаптированы сливы, вишни и много чего еще. Он изучал облепиху, малину, крыжовник, абрикос, садовую землянику. Модифицировал в общем их на славу, что в 1952 году агроному дали даже Сталинскую премию...
58 прочтений · 1 месяц назад
Почему татары так любили кино и чем это закончилось?
Ведь было принято представлять татар как деревенский (читай "отсталый") народ, который кроме сабантуя и очпочмаков ничего не знает, а весь научно-технический прогресс свалился им на голову благодаря революционерам и прочим демократам. Кино или синематограф - одна из таких историй, появившаяся среди городских татар на рубеже 19-20 веков. До всех революционных потрясений и прочих социально-экономических и политических катаклизмов в стране оставалась еще пара десятков лет. Поживали, значит, татары в разных городах необъятной Российской империи, обустраивали свой быт, работали, отдыхали...
716 прочтений · 2 месяца назад
"Минникамал" или история деревенской татарки, ставшая книгой
Она родилась на закате 19 века и родители, вероятно, прочили ей спокойную "женскую" жизнь. Но начинался сложнейший 20 век и нашей героине было уготовано совсем другое: одни испытания сменялись другими. Будут, конечно, и семья, и дети. Однако кроме личных дел, в этом столетии на первом плане окажутся интересы общественные. И Минлекамал взяла бразды управления в свои руки. Моя коллега - доктор исторических наук Альфия Галлямова рассказывает о судьбе необычной женщины Минлекамал Сулеймановой. "15 июня 2024 г...
3K прочтений · 2 месяца назад
Какой была татарская деревня сто лет назад? А вот, что увидел там русский художник
Сегодня модным стало раскрашивание старых черно-белых фотографий. Вроде бы, получаются фотографии в цвете. Но мы все равно не сумеем точно передать краски того времени, т.к. не знаем наверняка какого цвета была та или иная вещь. Все очень приблизительно и условно в этих отретушированных фотографиях. Другое дело картины, написанные еще в те далекие времена. Пожалуй, только глаза художника могут передать истинные цвета и трудно уловимое дыхание эпохи. В этом смысле очень повезло татарским деревням Белебеевского уезда Уфимской губернии...
38 прочтений · 2 месяца назад
"Таткино: к 100-летию татарстанского кинематографа
Почему у татарского народа, в том числе в Татарской автономии, так тяжело складывалась история собственного кинематографа? Неужели не было финансовых возможностей, да и интереса к столь интересному, новому виду искусства начала ХХ века? Или все же дело в национальной политике советского государства и "Востоккино" - это пристанище и для татар, и для чувашей, и даже для немцев Поволжья? Об этом в своей публикации рассуждает исследователь истории кинематографа ТАССР - Алина Галимзянова. "Кинематограф вошел в повседневную жизнь общества после показа в декабре 1895 г...
52 прочтения · 3 месяца назад
Мобильные татары. И что нам это дает?
Пусть вас не удивляет такой заголовок. Вообще что это означает "мобильный"? Тут речь об адаптивности, готовности к передвижениям, скорости и прочих прекрасных чертах татарского народа. О мобильности и открытости татар эпохи модернизации и раннего периода, конечно, можно говорить долго и много. Все наши исторические книги так и или иначе об этом: например, как татары бежали от христианизации, малоземелья на восток в XVII-XVIII вв., как они проявляли себя в военной, дипломатической службе, соединяли Российское государство с другими странами...
Видео