Авось Частенько вокруг в жизни проскакивает "авось". Встречается не только в IT. Не осознавая того, мы полагаемся на случай, что создаёт риски для проектов. Тот самый "авось не со мной", "авось как-то само разгребётся". Так вот, как было сказано в одном фильме "Надежда - это не тактика". Киты управления Менеджер управляет тремя "китами": люди, процессы и технологии. Где-то еще маячит бюджет, но не всегда им возможно именно управлять, однако он очень сильно может как зажать команду, так и дать воздуха. Стоит упомянуть, что если результатов от команды нет, то и бюджет скорее всего не увеличат. Тут все просто. Итак: - Люди — это основа любого проекта, их мотивация и навыки определяют успех. - Процессы обеспечивают структуру и последовательность действий, помогая избегать хаоса. - Технологии предоставляют инструментарий для реализации проектов, и их актуальность напрямую влияет на эффективность работы команды. Если не заниматься всеми тремя аспектами, то пойдет перекос, и проект рискует не сойтись и быть заваленным. Практическое применение в IT Если говорить про IT, то нужны как минимум: - открытость с теми, с кем работаешь - регулярная обратная связь - прозрачность в планировании, отчетности и принятии решений - регулярные релизы, автотесты - краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное планирование. Оно помогает держать дальний фокус, иметь ближайшие цели и цели на "через полгода" - постоянное обучение команды, чтобы идти в ногу со временем и технологиями - процессы разгребания багов, чтобы пользователи были довольны - улучшения технологии ("точить топор") - обновлять библиотеки, подключать AI и прочее Эти принципы не только помогают избежать проблем, но и создают доверие внутри команды. Процессы должны быть гибкими и адаптивными, чтобы быстро реагировать на новые обстоятельства или требования. Раньше я часто видел команды - "Процесс, значит процесс", которых попросту было не расшевелить, чтобы хоть что-то от них получить в обозримом будущем. Все атрибуты аджайла там были, а пользы для бизнеса, увы, почти никакой. Тут в очередной раз посвечу, что мы как правило всегда работаем не для себя - нужно быть полезным и делать то, что нужно тогда, когда нужно. Реальные примеры 1. В одной компании несколько лет назад у моего знакомого PM, в надежде "защитить" команду, руководитель не рассказывал, что дела стали идти хуже, скорее говорил наоборот. С одной стороны человека понять можно: он хотел сохранить команду. С другой команда не слепая и по косвенным признакам всё равно всё видела. Привело это к тому, что часть команды все равно разбежалась, а менеджер потерял время. Ведь если бы он вовремя и открыто поделился с командой, что есть проблемы, которые нужно решать, то скорее всего смогу бы "опереться" на команду и решать проблемы не в одиночку. Вовлечение команды в процесс решения проблем может не только предотвратить потери, но и укрепить коллективный дух и улучшить результаты. 2. Легаси-код, который не переписывают, так как "компания уже заплатила один раз". С этим скорее всего сталкивались почти все. Тут палка о двух концах - с одной стороны важно, чтобы код был актуален, с другой стороны зачем постоянно переписывать не добавляя ценности. Тут, как и во всем, нужен баланс и умение говорить ртом вести аргументированный диалог. Нужно учитывать, что нужно будет добавить в проект в плане фич, куда планируется развивать проект, какие еще фичи нужно сделать сейчас в срочном порядке и много другое. Тут универсального рецепта как мне кажется нет - нужно общаться и делать самое важное, что будет двигать ваш проект вперед. Если легаси мешает, его нужно убирать, возможно, даже очень срочно. Если не особо мешает, то может быть нет ничего страшного, если такой код полежит еще полгода в кодовой базе. Слепое переписывание без добавления ценности может быть ресурсозатратным и необоснованным. В общем, не давайте проектам идти на самотек. Не бойтесь смотреть вглубь проблем и использовать все ресурсы вашей команды для их решения. Не надейтесь на "авось", стройте стратегию и действуйте осознанно!
7 Ошибок, Которые ЧАСТО Совершают Начинающие Разработчики