❓"А что вы скажете о контртеноре Клаусе Номи?" Это один из тех вопросов в комментариях, на которые я обещала подробно ответить читателю, но обещание утонуло в текучке будней. Прошу за это прощения и отвечаю. Cначала о том, кто это такой. Возможно, не все слышали его имя. Клаус Номи - это немецкий вокалист, выступавший на американской эстраде в 70-х и начале 80-х годов, и прославившийся, благодаря трём обстоятельствам: ✔️ своему уникальному сценическому образу (что-то вроде очень странной поющей марионетки в костюме инопланетного клоуна с нарисованными бровями и губами в стиле Марлен Дитрих); ✔️ тем, что он смешивал в своём репертуаре лёгкий жанр с оперными (причём женскими) ариями, переходя при этом с мужского голоса на "женский", фальцетный (слово "контртенор" тогда ещё мало кто знал); ✔️ а также тем печальным обстоятельством, что он стал одной из первых жертв СПИДа, и умер от этой новой напасти 20 века в возрасте 39 лет. Как это часто бывает, внезапная смерть быстро превратила его в культовую фигуру со всеми вытекающими из такого статуса мифами и легендами. Почти в любой Википедии вы прочитаете о Клаусе Номи, что это немецкий контртенор, обладавший необыкновенным голосом с диапазоном в несколько октав (называют от 10-ти до 3-х), и новаторски смешавший в своем репертуаре популярную музыку и оперную классику. Что тут правда, а что вымысел? Назвать Номи "немецким контртенором" - это всё равно, что назвать Филиппа Киркорова "русским баритоном", а Пола Маккартни "британским тенором". Такая терминология по умолчанию предполагает, что речь идёт об академическом вокале, то есть об оперном или камерном певце. Но Номи - эксцентрик, эстрадный певец. То, что в его репертуаре было несложные оперные арии (всего три), которые он пел на любительском уровне, не делает его академическим певцом. Это всего лишь элемент эстрадного шоу, где и микрофон, и минусовка вместо оркестра, и вокальная фальшь, и смешение вокальных техник, и всякие спецэффекты - вариант нормы. Поэтому говорить о нём как о контртеноре можно было бы только в том случае, если бы он профессионально выучился академическому вокалу и выступал бы на оперной сцене. Что касается десяти октав вокального диапазона, то это из разряда популярных народных легенд, с которыми люди категорически не хотят расставаться. Такое пишут те, кто не знает, что такое октава и как измеряется вокальный диапазон. Кстати, в комментариях к моей статье 👉"Мифы и блефы вокала" читатели долго ломали копья на эту тему. Если взять любую песню Номи и посмотреть её диапазон, окажется, что это полторы октавы природного голоса (тенора) плюс одна октава в контртеноровой технике. Оценивать Клауса Номи нужно с позиций того жанра, в котором он работал. Наверняка, он заслужил все свои лавры, которыми его наградила публика 80-х. Но записывать его имя в список известных контртеноров, в которых значатся Деллер, Жарусски, Фаджоли и др., нет никаких оснований. ✔Статьи об известных контртенорах - 👉здесь и 👉здесь.
Как найти что-нибудь свежее, интересное, написанное доступно, увлекательно и при этом со знанием предмета? Вот несколько рекомендаций, которые пригодятся и рядовому меломану, и профессиональному музыканту - педагогу и исполнителю. 1️⃣Обязательно и непременно - книги Ларисы Кириллиной - "Бетховен. Жизнь и творчество" в 2-х томах, её же книга "Бетховен" из серии ЖЗЛ и "Бетховен и русские меценаты" плюс интересные лекции о Бетховене, которые можно при желании найти на разных ресурсах. Музыкантам хорошо известно это имя...
Итак, Россини, уязвлённый в самое сердце ужасными бытовыми условиями великого гения, задался целью во что бы то ни стало помочь ему. Его первая попытка не увенчалась успехом. Вот продолжение этой истории, которую Россини рассказал однажды Рихарду Вагнеру. (Начало 👉здесь и 👉здесь). «Потерпев неудачу в своих попытках создать ежегодную ренту для Бетховена, я, однако, не опустил руки. Я решил попытаться собрать необходимые средства, чтобы купить ему дом. Мне удалось получить несколько обещаний, но,...
Как совместить в сознании то, что великий гений, написавший "Аппассионату" и "Героическую симфонию", живёт в жалкой захламлённой мансарде с протекающей крышей? Для Россини это было не столько необъяснимым парадоксом, сколько фактом вопиющей, ужасной несправедливости. Это продолжение статьи 👇 Между тем в Вене никто уже этому не удивлялся. Бетховен имел здесь сложившуюся репутацию гения со странностями, имеющего к тому же привычку создавать вокруг себя бытовой хаос. В венском обществе, где приличный...
Что мы знаем о Россини-человеке? Правильным ответом будет - ничего. Он сам придумал себе образ "человека, который смеётся" - весёлого толстяка, остроумного балагура, гурмана и повесы, хитмейкера и любимца публики, между делом сочиняющего одну за другой свои очаровательно мелодичные оперы. Но каким он был на самом деле, что называется, кроме шуток? Вот, например, история его взаимоотношений с Бетховеном, проливающая свет на настоящего Россини. В апреле 1822 года 30-летний Джоаккино Россини приехал...
Сочинения на тему охоты - это стандарт классической музыки. Практически любой композитор 18 века написал хотя бы одну симфонию/кантату/оперу/балет/концерт/сонату/песню об охоте. Без неё картина мира, отражённая в музыке, была бы неполной. Это продолжение статьи 👇 В ролике ниже - подборка самых колоритных сочинений на тему охоты. Вот список, тайм-коды и краткая характеристика этих фрагментов 👇 ⏲ 00:00 Это представление с хорами и танцами было поставлено при дворе Людовика XIV в 1708 году и имело большой успех...
На протяжении нескольких веков охота была популярнейшей натурой для музыки. Или, как минимум, поводом для завязки разнообразных оперно-балетных сюжетов. Это продолжение статьи 👇 Если бы принц Зигфрид не решил взять свой арбалет и развеяться охотой на лебедей, не случилось бы трогательной истории его любви к принцессе Одетте. Если бы другой принц - Голо - не захотел подстрелить кабана, не встретить бы ему в глухом лесу прекрасную Мелизанду. И если бы японский принц Тамино не приехал в Египет поохотиться,...
Искусство, конечно, вечно, но при этом какой-то своей частью оно всегда привязано к конкретному моменту. Эти моменты постепенно уходят в область преданий, а музыка остаётся. Она становится для нас чем-то вроде каналом телепортации в прошлое, способом почувствовать дух ушедшего времени, а также ощутить, насколько изменился мир вокруг нас. Вот три темы, составившие целую традицию в классической музыке, но со временем канувших в прошлое. Прялка и пряхи воспеты в классической музыке разнообразно и основательно, начиная с конца 18 века, и особенно в немецкой традиции...
Дмитрий Дмитриевич Шостакович был главной фигурой советской музыки на протяжении почти пяти десятилетий. Его авторитет как композитора был исключительно велик не только в СССР, но также и во всём мире. Поэтому ему приходилось очень много выступать на различных трибунах, в прессе, на радио и телевидении, произносить речи на открытии всяких торжественных мероприятий и давать интервью иностранным журналистам во время своих многочисленных зарубежных поездок. В 1979 году, уже после смерти Шостаковича,...