Красота Православия
3220
подписчиков
Ответы на вопросы о Боге, смысле жизни, религии, духовной жизни, семье и воспитании детей, проблемах общества
3 цитаты Святых Отцов — Авва Дорофей, Антоний Великий, Амвросий Оптинский
Преподобный Авва Дорофей: «Мы знаем о Боге, что Он любит и щадит Свое создание, что Он есть источник премудрости, и знает, как устроить все касающееся нас, и что для Него нет ничего невозможного, но все служит воле Его. Мы должны также знать, что все, что Он ни делает, для нашей пользы. Мы должны принимать все с благодарностью, как от благодетеля и благого Владыки, даже скорби, потому что все бывает по праведному суду, и Бог, Который так милостив, не презирает ни малейшей нашей печали». Преподобный Антоний Великий: «Бог благ и бесстрастен и неизменен...
Святитель Игнатий Брянчанинов: «Евангелие приемлется верою (Мк. 1: 15); жизнь по евангельскому учению усиливает веру, — веру от слуха, теоретическую, мало-помалу обращает в веру деятельную, практическую. Подобное совершается и с покаянием от жительства по евангельским заповедям. Собственный свет падшего естества, как поврежденный грехом, слабо озаряет деятельность человека; при этом свете мы усматриваем немного наших погрешностей, видим одни, самые грубые и осязательные. Когда же деятельность наша озарится светом Христовых заповедей, тогда самовоззрение наше изменяется; мы начинаем усматривать в себе множество недостатков, которых прежде вовсе не примечали. В поразительном разнообразии является тогда пред мысленными очами наше повреждение грехом! Открывается нам и та греховность, которая составляет общее печальное достояние наше с прочими человеками, и та частная греховность, которая усвояется в собственность каждым человеком от его невнимательной, безрассудной жизни, предшествовавшей жизни, посвященной благочестию. С умножением побудительных причин к покаянию усиливается и усугубляется самое покаяние. Оно очищает око души. Очищенное око видит больше пятен на душевной ризе, нежели сколько их видело, будучи засорено, изъязвлено грехом: естественно, что от такого зрения усиливается и усугубляется покаяние. Оно действует в преуспевших подвижниках несравненно больше, нежели в начинающих подвиг. Нравственное христианское преуспеяние есть преуспеяние в покаянии, потому что преуспеяние в покаянии является от особенно тщательного исполнения евангельских заповедей. Чувством покаяния преизобиловали все Святые; деятельность свою они сосредоточивали в покаянии, и совершали заповеди, как уплату того страшного долга (Лк. 17: 10), который и при постоянном уплачивании пребывает неуплаченным, который по совершенству Заимодавца и по немощи должников делается неоплатимым, хотя бы его и уплачивали непрестанно. Покаяние в созревших христианах получает особенное, обширное значение. Когда святого Исаака Сирского спросили: «Что есть покаяние?» — он отвечал: «Сердце сокрушенное и смиренное» (Слово 48). Этот же великий наставник совершенных христиан сказал: «Если мы все грешны, и ни один из нас не встал выше искушений, то нет ни одной добродетели, высшей покаяния. Делание его никогда не может достигнуть совершенства. Оно приличествует всегда и всем, хотящим получить спасение, и грешным и праведным. Нет предела, на котором можно б было признать его оконченным: и потому покаяние не может быть ограничиваемо ни временем, ни делами (подвижника), до самой смерти» (Слово 71)».
Альберт Эйнштейн (1879 – 1955 г.г.) | один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике «Я не атеист и не думаю, что могу назвать себя пантеистом. Мы находимся в положении маленького ребёнка, входящего в громадную библиотеку, заполненную книгами на множестве различных языков. Ребёнок знает, что кто-то должен был написать эти книги, но не знает, что в них содержится. И не понимает языков, на которых они написаны. Ребёнок смутно подозревает таинственный порядок в расстановке книг, но не знает, каков он. Это, как мне кажется, и есть отношение даже наиболее интеллектуальных людей к Богу. Мы видим Вселенную, удивительно устроенную и повинующуюся неким законам, но понимаем эти законы лишь смутно. Наши ограниченные умы не в состоянии постигнуть таинственную силу, которая движет созвездиями. Я очарован пантеизмом Спинозы, но ещё более восхищаюсь его вкладом в современное мышление, потому что он явился первым философом, который стал иметь дело с душой и телом как одной, а не двумя отдельными сущностями. - В какой степени на вас влияет христианство? - Ребёнком меня обучали и Библии, и Талмуду. Хоть я и еврей, но меня покоряет блистательная фигура Назаретянина. Книга Эмиля Людвига об Иисусе мелка. Иисус - слишком колоссальная фигура для пера пустых фразёров, какими бы ловкими и искусными они ни были. Никакой человек ни в силах справиться с христианством острым словцом. Никто не может читать Евангелия без ощущения того, что в нём присутствует Иисус. Его личность пульсирует в каждом слове. Никакой миф не бывает наполнен такой жизнью». (Из книги "Альберт Эйнштейн" Дэниса Брайена)
Игумен Никон Воробьёв: «Религиозные восприятия не психологизм, а так же реальны, как реальны восприятия мира физического. Земная жизнь дана не для наслаждения, а для познания себя и Бога. Человек в течение земной жизни должен решительно, невозвратно определить себя к добру или злу, к Богу или диаволу. Ищущий Бога и правды Его — найдет Бога и новую жизнь здесь, на земле, в начатке, а после смерти — во всей полноте. Эгоист, ищущий на земле только наслаждений — найдет диавола, и после смерти, как единодушный ему, — пойдет в царство диавола, в ад, в общество законченных эгоистов и злодеев. В наших руках наша будущая судьба... Хочется быть дальше от этой жизни, от духа мира сего. Этот дух овладел всем человечеством. Только со стороны можно видеть и почувствовать всю мерзость и ужас этого духа. Мало теперь людей на земле, которые могли бы освободиться от действия на них злого духа. Это ужасно! Говорят, что лягушка, встретив глаза змия, не может оторваться от них, в ужасе кричит, но не может убежать, а все приближается к змию, пока не попадет в пасть. В вечерних молитвах есть такие слова: «Изми мя, Господи, от уст пагубного змия, зияющего пожрети мя и свести во ад жива». Это написано из опыта. Находящиеся в сфере действия этого духа не чувствуют этого и не верят тем, кто освободился уже от него. Выберите Бога, отстраняйтесь от диавола душою и делами, чтобы Господь сказал и о Вас: «Грядущего ко Мне не изжену вон».»
Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве (Свт. Игнатий Брянчанинов)
Блажени невидевшии и веровавше [Ин. 20:29].
Эти слова сказал Господь верному ученику Своему, отказавшемуся поверить воскресению Господа, когда о воскресении Господа поведали ему братия его, апостолы; эти слова сказал Господь ученику, объявившему, что он не поверит воскресению Господа, доколе лично не удостоверится в столько чудном и столько важном для всего человечества событии. Видехом Господа, говорили радостно святому апостолу Фоме прочие святые апостолы, которым явился Господь в самый день воскресения Своего, вечером, проникнув в горницу, не отверзая дверей горницы...
Преподобный Антоний Великий: «Далеко гони от себя злые помышления, предаваясь Богу, и Он покроет тебя десницей Своей. Не всякому помыслу своему следуй. Смотри, не попускай уму твоему увлекаться памятью прежних грехов, чтоб они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, как ты предал себя Богу и покаянию, и ни мало в том не сомневайся. Об удовольствиях и утехах, которым предавался ты во время нерадения своего, не вспоминай и речей о том не заводи, говоря: я то сделал, или это нарушил, ибо это может послужить тебе в преткновение». (Устав отшельнической жизни, гл.198-199, 201-203)
Невилл Фрэнсис Мотт (1905 – 1996 г.г.) — английский физик, лауреат Нобелевской премии по физике «Чудеса в истории человечества случаются тогда, когда Бог говорит с людьми. Для христиан величайшее из чудес — Воскресение. С теми, кто знал Иисуса, произошло нечто, заставившее их поверить, что Он жив. Эта вера была настолько сильна, что и сейчас, две тысячи лет спустя, на ней прочно стоит Христианская Церковь». (Цит. по: Margenau and Varghese, 1997, 68).
Святитель Игнатий Брянчанинов: «Когда христианин начнет жительство по воле Божией, благой, угодной и совершенной (Рим. 12: 2), или по заповедям Нового Завета, тогда внезапно открывается ему падение и немощь естества человеческого. Немощь не позволяет ему исполнять чисто и свято заповеди Божии, как того требует Бог, а падение противится, часто с величайшим ожесточением, исполнению заповедей Божиих. Оно хочет и требует, чтоб исполнялись падшая воля и падший разум человеческие. Стремления этой воли и представления этого разума облекаются во все виды возвышеннейшей правды и добродетели. Познание внутренней борьбы, обличение и обнаружение живущего внутри греха, познание его насильственной власти над благими произволениями и стремлениями доставляют христианину правильное понятие о себе и о человечестве. Он видит падение человечества в себе; он видит из собственных опытов невозможность возникнуть из этого падения при одних собственных усилиях; он стяжевает истинное смирение, начинает приносить Богу теплейшее моление о помощи и заступлении из сердца сокрушенного, которому всегда внимает Бог. Научи меня исполнять волю Твою! (Пс. 142: 10). Научи меня уставам Твоим! (Пс. 118: 12). Не скрывай от меня заповедей Твоих! (Пс. 118: 19). Укрепи меня по слову Твоему! (Пс. 118: 28). Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне! (Пс. 118: 29). Узнав на опыте, что заповеди Божии исполняются только при обильном содействии Божией благодати, испрашивая себе непрестанно молитвою это содействие, христианин не может не приписывать всех добрых дел своих Божией благодати. Вместе с тем он не может не признавать себя и грешником. С одной стороны, он узнал опытно свои падение и неспособность к исполнению воли Божией одними собственными силами, с другой, он и в самом исполнении заповедей Божиих при помощи благодати видит непрестанные погрешности, вводимые немощию и падением человеческими». (Том IV. Аскетическая проповедь. Поучение 1-е в Неделю о мытаре и фарисее)
Великий Четверг. Слово свт. Игнатия Брянчанинова в Великий четверток на литургии. О святых Христовых тайнах
«Хлеб сердце человека укрепит» (Пс. 103:15), пророчествовал пророк о некоем чудном хлебе, который, в отличие от обыкновенного вещественного хлеба, укрепляющего тело, долженствовал укреплять сердце человеческое. Нуждается сердце наше в укреплении! Страшно поколебалось оно при падении нашем и само собою не может остановиться от колебания. Непрестанно потрясается оно различными страстями. Тщетно и всуе проповедует падший человек, в ослеплении своем, о твердости воли человеческой. Этой твердости нет: увлекается воля насилием преобладающего ею греха...
Великая Cреда. Поучения Иоанна Златоуста, Феофана Затворника и Луки Войно-Ясенецкого
Святитель Иоанн Златоуст Иуда не тронулся этим и не убоялся, когда услышал, что Евангелие будет проповедано повсюду (а сказанное заключало в себе не выразимую силу); тогда как жены, и жены блудницы, оказывали такую честь Иисусу, он совершал диавольское дело… Вот какое великое зло сребролюбие! Оно именно сделало Иуду и святотатцем, и предателем. Услыште все сребролюбцы, страждущие болезнию Иуды, – услыште и берегитесь этой страсти. Если тот, кто находился со Христом, творил чудеса, пользовался таким...