Найти тему
ПОЧЕМУ ДЕНЕГ ВЕЧНО НЕ ХВАТАЕТ? ТРИГГЕР 2: Желание тратить - заложено в нас с рождения на подсознательном уровне. Наши родители, часто воспитанные людьми с синдромом отложенной жизни (когда фарфоровый сервиз выставлялся только на особенный праздник - а часто, никогда) всегда стремились быть как все, и чтобы было не хуже, чем у соседей. Поведенческие триггеры из Советского Союза оказывают на нас влияние до сих пор. Особенно это четко наблюдается в моменты начала кризиса: когда бежишь покупать 10 телевизоров, 3 дивана и машину, а еще тонну гречки и сахара, чтобы деньги не успели обесцениться и в руках осталось хоть что-то. Время дефицита у нас в крови, нами руководит страх потерять свои кровные. В голове: нужно жить сейчас, а не экономить и беречь деньги на «сберкнижках». Данные логические связи и память предков и избавляют нас от сбережений. Синдром отложенной жизни ушел в забытое прошлое, теперь во главе - демонстративное и импульсивное потребление, которое провоцирует выброс дофамина в кровь. Наш мозг очень любит это чувствовать, поэтому хочется покупать еще и еще. Весь маркетинг действует на наше подсознание таким образом, что нам тоже хочется жить как в рекламе, как на красивых обложках журналов, фото блогеров в Instagram*. А если не можешь жить как хочешь (финансы не позволяют) можно создать видимость этой жизни. Дорогая одежда, кофе из Stars Coffee по утрам, посиделки в ресторане, машина/квартира в кредит под высокий процент, абонемент в фитнес World Class в рассрочку, и вот ты уже часть «элиты», а не простой клерк. Даже если ты не смотришь рекламу, не зарегистрирован в Instagram*, ты смотришь на людей. И встречая коллег на работе, тебе тоже хочется новые брюки или пиджак, новую сумочку, и вот часы Apple Watch тоже теперь нужны, и заменить бы телефон на более новую модель… а все потому что хочется быть как все (не хуже или даже лучше). Не можешь отказать подруге сходить в ресторан Новикова (а предложить вариант подешевле - неправильно поймет). Не иметь денег - стыдно. Поэтому пытаешься скрывать это, и брать в долг. Причина, почему денег не хватает лишь одна: наши желания превышают наши возможности. Но всегда ли наши желания - наши? А выбор, который мы осуществляем - навязан обществом и «предначертан судьбой»? Как же выйти из замкнутого круга и создать собственную финансовую подушку? Как перестать жить ожиданиями других и принимать собственные решения? Ответы для этой задачи разберем в следующих постах. *организация признана экстремистской и запрещена в РФ.
1 год назад
ПОЧЕМУ ДЕНЕГ ВЕЧНО НЕ ХВАТАЕТ? ТРИГГЕР 1: Реклама. Маркетинг. Таргетинг. И еще куча интересных слов, которые целенаправленно ведут нас в магазины/маркетплейсы и заставляют покупать. Маркетологи - люди, знающие поведенческую экономику и психологию в идеале; люди, которые знают, как повысить продажи продукции. Замечали, как манит запах свежей выпечки возле булочных/ в Перекрестке / Азбуке Вкуса / Вкусвилле возле зоны с мучными изделиями? Распыляемый аэрозоль в этих местах влияет на наш мозг, вызывая желание купить и съесть все, что лежит на витрине. В последнее время начала замечать запахи бургеров возле «Вкусно и Точка», что повышает продажи бургеров. Был бы запах картошки - все покупали бы картошку. То же касается и запаха кофе возле кофеен Cofix, Stars Coffee и прочих. А как влияют на нас скидки? Конечно же - как красная тряпка на быка. Даже если нам не нужна шоколадка, и мы вообще на диете, как же ее не приобрести, если сегодня на ней красный/желтый ценник? Можно же подарить кому-то или к чаю для гостей! Мозг автоматически придумывает 100 и 1 применение и вопрос: «Зачем она мне?» - даже не возникает. Что насчет моды? Не было бы моды - одежду бы покупали только по необходимости при физическом износе. Но теперь - нет. Вся жизнь заточена на то, чтобы следовать моде, следить за трендами и покупать. К счастью, тренд на разумное потребление набирает обороты, но перепотребление встречается намного чаще. Весь мир вокруг - одно сплошное искушение, вызывающее желание приобретать и жить лучшей жизнью, чем можешь себе позволить. Естественно, каким бы сильным не был человек - удержаться не всегда получается. Поэтому и возникают потребительские кредиты, рассрочки, кредитные карты. Все готовы помочь нам жить той жизнью, которую мы хотим. Но не является ли это медвежьей услугой? Разберем этот и другие вопросы в этом канале. А также рассмотрим еще несколько триггеров, влияющие на наше сознание и желание тратить деньги сегодня, а не планировать свое будущее и откладывать рубли «под матрас».
1 год назад