Найти в Дзене
Тумаков С. П. (1919–2003) Девушка с зонтом 1947 холст, масло 79 х 58 Какая изысканная работа! Просто невозможно глаз отвести …. Если бы не дата на холсте, трудно даже предположить, что два года, как закончилась война, а сам художник принимал в ней непосредственное участи. Наверняка перед нами девушка (возможно, уже жена) художника: с такой тщательностью и любовью пишут только самых дорогих людей. А то, что жена у него была настоящая красавица и модница даже на склоне лет, мы могли лично убедиться, побывав однажды у него в гостях. Женственная блузка, приталенный жакет с бархатной оторочкой, строгая юбка, летняя шляпка с лентой, зонтик от солнца – всё стильно и красиво. А всё-таки хочется, чтобы она улыбнулась, эта серьезная кареглазая девушка с капризной губкой… © Июльский дождь * Подписаться на канал
2 месяца назад
Соколов М. Н. (1931-1998) Весна в Москве 1956 Михаил Соколов - сын академика живописи Николая Соколова, одного из знаменитых Кукрыниксов. Этот чудесный весенний пейзаж любой москвич будет рассматривать особенно придирчиво. Значит, вот так выглядела Театральная площадь почти 70 лет назад? Надо же, сугробы, деревья… А где бюст Карла Маркса? О, оказывается, он только в 1961 году появился. Но «Метрополь»-то с начала XX века стоял! Хотя нет, он же правее, его и не должно быть видно. Троллейбусы по Театральному проезду еще не так давно ходили – но остановку напротив Большого театра не припоминаем. Неужто и вправду таким уютным, почти провинциальным выглядело это знаменитое место? Как изменилась Москва, потеряв множество знаковых домов и скверов, приобретя европейский лоск, непомерно разросшись… Но все равно это любимый и родной город. Смотришь на картину – и ощущаешь это особенно остро. © Июльский дождь * Подписаться на канал
2 месяца назад
Каманин А. М. (1905-1989) Прохладный день ранней весны 1970 холст, масло 55 х 75 А вы тоже замечали, что воздух весной бывает удивительно прозрачным? Кажется, что в нем всё может тихо раствориться: и тонкие, словно похудевшие за зиму стволы берёз, и невесомые лодки, и мостик, и деревня на другом берегу реки… Как точно передано это состояние! Неслучайно народный художник РСФСР Александр Каманин известен своими пейзажами: зритель словно узнает на них то, что всегда жило в его душе, но не было «высказано». А тут – точное попадание. Так бывает и со стихами, и с музыкой… это и есть настоящее искусство. © Июльский дождь * Подписаться на канал
2 месяца назад
Коваль Ким Петрович (1930-1999) Воробышки 1964 холст, масло 137 х 159 Ким Коваль – уроженец Уссурийска. Официального художественного образования он не получил – занимался в Студии военных художников в Уссурийске. Позже, благодаря случаю, он попадает в знаменитый Дом творчества «Академическая дача», где общается с ведущими художниками того времени и учится у них профессиональному мастерству. Дебют молодого художника в 1960 г. на первой республиканской выставке «Советская Россия» был блестящим: шесть его работ было принято к показу! Детские и женские образы всегда занимали особое место в творчестве Коваля: он очень любил свою семью, жену и двух дочерей. Часто образы детей оживляют его весенние пейзажи, усиливая радостный и возвышенный смысл пробуждения природы. Вот и здесь малыши-воробышки греются на солнце. Схвачено то редкое мгновение на излёте зимы, когда весна еще только предчувствуется, только витает в воздухе - «весна света» по пришвинскому определению. Так тепло и радостно от этой чудесной работы! © Июльский дождь * Подписаться на канал
2 месяца назад
Федосов Н. П. (1939-1992) Отдел контроля 1964 холст, масло 169 х 215 Многофигурная картина для художника – это как роман для писателя. Продумать образы героев, композицию, колористическое решение – задача непростая. Если в 1930-1950-е годы труд на картинах выглядел неким героическим процессом, то в 1960-е художники ищут в нем красоту, даже поэзию. Отсюда - всё большая многоцветность, декоративность, легкость, что не отменяет крепкой, профессиональной реалистической школы, требующей от художника точного рисунка, правдивой передачи пространства и формы. В это время появляются восхитительные работы, радующие красотой и мастерством одновременно. Уже полюбившийся вам своими лирическими пейзажами Никита Федосов превращает отдел контроля (как скучно звучит!) в изящную ритмическую композицию: разноцветные рулоны тканей, белые косынки, движущиеся стройные фигурки – и легким парусом взметнувший светлый ситец. Просто праздник… © Июльский дождь * Подписаться на канал
2 месяца назад
Титов Д. В. (1915-1975) Липецкая магнитка 1964 холст, масло Есть что-то завораживающее в индустриальных пейзажах. Недаром опубликованная нами 15 февраля работа Б. Витомского «На Урале. В Морозный день» так вам понравилась. Появившийся в 1930-е годы жанр индустриального пейзажа был очень популярен: художники заново открывали для себя пространство природы - уже изменённое человеческим трудом. Фантастические виды дымных заводских цехов, панорамы могучих электростанций в радужной пелене падающей воды – весь этот механический, железный, бездушный мир уже словно отделен от человека, даже враждебен ему. Но художник на то и художник, чтобы увидеть в нем гармонию и красоту. Эта картина – великолепный тому пример. Строгий узор рельсов и металлоконструкций, синие клубы дымов, прорезаемые солнечными лучами, неистовый красный огонь… как прекрасно. © Июльский дождь * Подписаться на канал
2 месяца назад
Либеров А. Н. (1911-2001) Северная весна 1957 холст на фанере, пастель 86 х 65 Известный художник Алексей Либеров - сибиряк. Перед самой войной закончил Ленинградскую академию художеств. Воевал. Война для него закончилась в 1943 году, после ранения под Ржевом. А потом более шестидесяти лет он жил в Омске и, куда бы он ни уезжал, всегда возвращался домой. Вот прекрасная работа, иллюстрирующая творчество Либерова: почему-то сразу ясно, что это не средняя полоса России. Мощная, грозная сила сибирского леса ощущается моментально. Непонятно, как вообще художник добрался с этюдником в такое место… Обратите внимание на технику – это пастель на холсте. Ещё в юности будущий художник получил в подарок от матери коробочку французской пастели и стал экспериментировать. В его руках она со временем стала ручным, покорным любым желаниям материалом, которым художник и рисовал, и писал, как маслом. Работы Алексея Либерова находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, других крупных музеях. Картина «Северная весна» - из собрания Ростовского областного музея изобразительных искусств. © Июльский дождь * Подписаться на канал
2 месяца назад
Кугач Ю. П. (1917-2013) Весна, снег сходит 1976 картон, масло 39 х 45 Юрий Петрович Кугач – выдающийся советский художник, мастер больших многофигурных работ. То, что раньше с почтением называлось «картинщик». Мы знакомили вас с некоторыми из них (публикация от 4 июля – «Колхозные плотники», от 2 ноября – «Перед танцами»). Его картины выставлены в Третьяковке, Русском музее, других крупных российских музеях. Ни на одной выставке невозможно было пройти мимо его больших картин, не остановившись. Однако и в маленьких пейзажных работах он не менее хорош: настоящий художник вкладывает душу в каждую свою вещь, независимо от её размера и содержания. Оцененный по заслугам своими коллегами и искусствоведами, сам он считал наивысшей похвалой слова деревенского мужика, наблюдавшего за тем, как рождается пейзаж: «Красиво. Похоже получается»... Кстати, сегодня - 108 лет со дня рождения Юрия Кугача: он родился 21 марта 1917 года. © Июльский дождь * Подписаться на канал
2 месяца назад
Бритов К. Н. (1925-2010) Конец зимы 1955 холст, масло 88 х 127,5 Сюрприз для любителей владимирской школы. Неужели это действительно тот самый Бритов? Здесь и близко нет его фирменной яркой декоративности, узнаваемого живописного языка и стилистики – но как же прекрасна умелая тональная живопись! Какое острое чувство достоверности, точности схваченного состояния, абсолютной осязаемости дает эта великолепная работа! Ким Бритов, безусловно, - выдающийся мастер, один из основателей известного во всем мире художественного направления. Но кто знает, каких реалистических шедевров лишился зритель, не пойди художник по проложенной им новой дороге… © Июльский дождь * Подписаться на канал
2 месяца назад
Токарев В. Ф. (1918-1988) Весенняя сказка 1971-1975 холст, масло 88 х 151 Замечательного художника Владимира Токарева мы упоминали вчера, когда представляли работу его жены Александры Токаревой. Вот как она рассказывает о своем муже и наставнике в книге «Качели судьбы». «В своем искусстве он не поднимал тем эпохальных: композиции его были просты, но во всем он умел отыскать такую щемящую, пронзительную ноту, которая обязательно находила отклик в сердцах человеческих. Вот холст «Весенняя сказка» — полный света, солнца! Сам Токарев присел на корточки и протянул руку к бегущему ежику — то ли ласкает, то ли благословляет. Корзина полна синих, как небо, подснежников. Здесь же растянулся на припеке пес. И такой мир и тишина, и такая благодать, и каждая былинка славит Создателя! И во всем этом истинное предназначение человека — любовь ко всему живущему. И никаких громких лозунгов, никаких призывов».* *Александра Токарева «Качели судьбы» Кишарино. Юга Л. Г. 2005 © Июльский дождь * Подписаться на канал
2 месяца назад
Токарева А. Ф. (1926-2015) Новая веранда 1960 / 1970-е холст, масло 100 х 90 Уроженка Ростовской области Александра Токарева закончила Ростовское художественное училище, а потом Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. После его окончания она вместе с мужем, художником Владимиром Токаревым, переезжает в Тверскую область, поближе к знаменитому Дому творчества «Академическая дача». «И Володя, и я родились в южных степях. Это Чехов был в восторге от степи. Ну а я никак не могла впустить ее в свое сердце. Ну небо, ну земля, а между ними линия горизонта... Ну, не складывалась она у меня в творческий образ! – вспоминала художница. - А Тверская земля — это бесконечная щедрость природы в любое время года, в любое время суток! Это ожившие сказки детства: леса, реки, озера, болота, ручьи, белоснежные лилии. Эта земля околдовала нас. Мы влюбились в нее, и любовь эта оказалась вечной. Именно Тверская земля стала и для меня, и для Володи творческой родиной...» * Трогательная любовь к природе, особенно к животным, в сочетании с высоким профессиональным мастерством позволяли Токаревым создавать великолепные произведения. Трудно объяснить, почему сердце наполняется радостью и одновременно щемящей печалью, когда рассматриваешь эту картину. Весна, залитая солнцем новая веранда (какое теплое дерево!), дремлющий старый пес… Словно напоминание о бесконечном круговороте жизни - и конечности существования всего живого. Мы однажды побывали у Александры Феликсовны в гостях. Почему-то этот короткий визит навсегда врезался в память: поздняя осень, потемневший деревянный дом, картины, этюды, книги, лохматый кот… и хозяйка – маленькая приветливая старушка с удивительно светлыми глазами. *Александра Токарева «Качели судьбы» Кишарино. Юга Л. Г. 2005 © Июльский дождь * Подписаться на канал
2 месяца назад
Соколовская О. Д. (1917-1999) В театре 1956 картон, масло 60 х 35 Помните времена, когда женщины брали в театр туфли? И готовились заранее, и наряжались, а в антракте – обязательно дорогущий бутерброд или пирожное с бокалом шампанского. И вообще это было целое событие: поход в театр! А еще раньше наши прекрасные бабушки одевались «на выход» вот так: модное платье с матросским воротником и бантом, с рукавами-фонариками и широким поясом, обязательный комсомольский значок. Какая красавица на портрете! Сияющие глаза, похожие на спелые вишни, чудесные брови, выразительные губы… Замерла, улыбаясь. Что там на сцене происходит? Уж не объяснение ли главных героев? Явно – что-то прекрасное… © Июльский дождь * Подписаться на канал
2 месяца назад