Найти тему
Двойничество в литературе
Что такое двойничество в литературе? С данным понятием Вы наверняка не раз сталкивались на уроках литературы, и если ранее Вам не удалось в полной мере осознать данный художественный прием, то этот пост определенно для Вас! > Двойничество — художественный прием, основанный на создании системы двойников в произведении с целью раскрытия образа главного героя; в широком смысле: запечатление с помощью художественных средств противоречивой природы жизни и двойственной структуры всех ее элементов. В...
219 читали · 1 год назад
Что такое синдарин?
Что такое синдарин? Если Вы хоть раз слышали о «Властелине колец», то наверняка знаете, что квенья, синдарин и многие другие — это языки, созданные Джоном Рональдом Руэлом Толкином, английским филологом и писателем, известным, как автор «Хоббита». > Эльфийские языки — это сконструированные языки, используемые расой эльфов в фэнтезийных сеттингах. Само понятие «эльфийский язык» возникло после того, как Толкин сотворил сей диалект и полностью описал его грамматику. Эльфы, Альвы и Сиды – мифический...
1 год назад
Что такое фрустрация? Вы наверняка не раз сталкивались с этим явлением, ведь оно по сути представляет из себя чувство обманутого ожидания. > Фрустрация — это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Такое состояние возникает в ситуациях, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые препятствия. Термин был введен психологами во второй половине XX века с целью изучения стресса, вызванного фрустрирующими условиями, на которые каждый человек реагирует индивидуально. Некоторых людей преграды на пути к цели укрепляют и мотивируют, других же — напротив, угнетают и вводят в тяжелое эмоциональное состояние. Реакция на фрустирующие условия (то есть, сила и длительность переживаний) зависит от значимости цели, процесса ожидания и предсказуемости результата. Все это определяет то, как фрустрация в целом сказывается на качестве жизни каждого отдельного человека. При этом первичная реакция на неудачу всегда негативная и сопровождается такими признаками, как раздражение и гнев по отношению к себе или окружающим людям; совершение бесцельных и бесполезных движений и поступков в состоянии острого разочарования; психосоматические симптомы; общая вялость и угнетенность; зацикленность на повторных одержимых попытках достичь цели; намеренное игнорирование всей информации, связанной с объектом фрустрации. Значимым источником длительной фрустрации является окружение, которое порождает социальную фрустрацию. Для каждого человека важно быть «не хуже», чем другие люди. Но так как понятия «хуже — лучше» — относительные, это сравнение часто вызывает чувство фрустрации. Помимо этого фрустрация может развиваться при невозможности удовлетворить свои потребности, потере предмета, объекта, с которым желания исполнялись и при межличностных или внутриличностных конфликтах. Фрустрация является распространенным явлением в жизни, и именно она во многих случаях служит зарождению конфликта в художественной литературе. Примеров литературных героев, переживающих состояние фрустрации масса: > Состояние фрустрации подтолкнуло Родиона Раскольникова на убийство старухи-процентщицы с целью проверить свою теорию. > Чувство фрустрации преследует Анну Каренину после того, как она не получает от Вронского той любви, которой ждала. > Желтков в повести Александра Куприна «Гранатовый браслет» не смог пережить состояние фрустрации от невзаимной любви к замужней княгине Вере Николаевне Шеине. > Жан-Батист Гренуй из романа Патрика Зюскинда «Парфюмер» сильно заболевает после того, как его эксперименты с извлечением ароматов из предметов окружающего мира проваливаются. > Пьеса Максима Горького «На дне» целиком и полностью построена на чувстве фрустрации у героев от невозможности повлиять на свой уровень жизни. Но самым известным и архаичным воплощением чувства фрустрации является, пожалуй, древнегреческий миф о Сизифе. Бросивший вызов богам царь Коринфа был приговорен после смерти катить на гору в Тартаре огромный тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз. Отсюда выражение «сизифов труд», означающее изнурительную, бесконечную, безрезультатную работу. А Вы когда-нибудь задумывались о том, как часто фрустрация встречается в литературе и служит основой для конфликта, мотивацией поступков героев? Может быть, Вы сможете привести и свои примеры? Делитесь в комментариях! Проект «Катарсис: Авторы Приморья» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Картина: «Sisyphus», Тициан Вечеллио, 1548/1549 г. Холст, масло. Размер: 237 x 216 см. Музей Прадо в Мадриде. #ОбществоАктивнойМолодежи #Катарсис #ИздательствоОАМ #АвторыПриморья #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
1 год назад
Что такое бестиарий? Если когда-нибудь Вы натыкались на забавные средневековые изображения животных, далекие от реального их внешнего вида, то определенно понимаете о чем пойдет речь. Бестиарий — это средневековый сборник зоологических статей с иллюстрациями, где в прозе и стихах подробно описывались разные виды животных. Главным образом, в нравоучительных целях. Очень часто в бестиариях описывались животные, которые не существуют на самом деле. Классические бестиарии назывались Bestiarum vocabulum, что буквально означает «Слово о животных». Парадная разукрашенность бестиариев и изысканные посвящения, сохранившиеся на первых страницах, свидетельствуют о том, что такое чтиво предназначалось для высших слоев знати и духовенства. Ведь в то время именно они были образованы в достаточной степени, чтобы оценить предлагаемые им «звериные» аллегории с сильным религиозным подтекстом. Особенность бестиариев состоит в том, что иллюстрации для них изготавливались художниками, большинство из которых никогда в жизни не видело предлагаемых представителей фауны. Так что облик животных воссоздавался согласно их мутному текстовому описанию. Нередко в бестиариях помимо животных описывались свойства драгоценных камней, растений и рецепты всевозможных волшебных снадобий. К слову, на правдивость предложенные в бестиариях сведения никто не проверял, ведь ценность христианских притч заключалась отнюдь не в достоверности. Благодаря данному убеждению, большинство читателей в Средние века искренне верило в то, что ящерица со временем неизбежно слепнет от старости, поэтому она так часто выползает из норы и смотрит на солнце, чтобы то сожгло пелену на ее глазах. Или в то, что казарки — это дикие гуси, растущие на деревьях и падающие с них по достижению определенной массы тела. Или в то, что львята рождаются мертвыми, и лишь на третий день лев — образ Христа — оживляет их дуновением в ноздри (аналогично тому, как человек рождается «мертвым», покуда не крещен). Именно в бестиариях упоминалась знаменитая благодаря циклу книг авторства Джоан Роулинг мандрагора — целебный корень, напоминающий собой по форме человека и растущий на востоке, рядом с Раем, который верещит, когда его вынимают из земли. Однако зерно истины в текстах бестиариев все же присутствовало. Но научные наблюдения, попавшие в них (например, исследование сезонной миграции птиц), со временем так или иначе затерялись среди выдумок. «Открыты» заново они были лишь сотни лет спустя. До наших дней дошло около пятидесяти средневековых бестиариев. Самым древним из них считается бестиарий из шотландского города Абердин, созданный предположительно в 12-м веке. Отыскать множество примеров настоящих средневековых бестиариев Вы легко сможете на просторах Интернета. Поэтому позвольте представить Вам пару нетипичных, загадочных и очень интересных для дополнительного изучения манускриптов, вся информация о которых была собрана одним из членов нашей творческой команды: > Codex Seraphinianus: vk.com/...504 > Рукопись Войнича: vk.com/...cha Приятного чтения! Какие фантастические подробности о животных из средневековых манускриптов Вас впечатлили? Или, может быть, Вас посмешили их изображения? Делитесь в комментариях! Проект «Катарсис: Авторы Приморья» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Картина: Иллюстрация из Рочестерского бестиария, датируемого около 1230—1240 гг. Считается, что рукопись была создана в приорате святого Андрея в Рочестерском соборе. Британская библиотека, Royal MS 12 F XIII. #ОбществоАктивнойМолодежи #Катарсис #ИздательствоОАМ #АвторыПриморья #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
1 год назад
Что такое южная готика? Если среди всех романов Стивена Кинга Вы всегда выбирали «Зеленую милю», то этот пост определенно для Вас! Южная готика — это литературный поджанр, развившийся в США в первой половине XX века и в некотором смысле продолжающий традиции классических готических романов: ему также присущи гротеск, макабричность, атмосфера тревоги и некоторая доля мистики. > Однако, в отличие от традиционного готического романа, где основной целью является нагнетание соответствующей атмосферы, для южной готики характерно обращение к социальным проблемам — таким, как расизм, сексизм, нищета, насилие, зацикленность на прошлом, разрушающаяся экономика общества, — и особое внимание к культуре и традициям южных штатов. Для южноготического романа характерны такие элементы, как повышенный интерес к религии, внедрение местного фольклора в повествование, мотивы отчуждения и безумия, а также тема невинности, редко выдерживающей столкновение с несправедливостью. Герои южноготического романа, как правило, представляют из себя глубоко деформированных внешне и внутренне, несущих на себе бремя вины или отрешения персонажей. Местом действия же является «обнищавшая» и «запустелая» американская глубинка. Южная готика возникла, как способ — способ пережить историческую травму, проявляющуюся в нежелании признавать поражение в войне, строгой консервативности, отказе от личного в пользу общего (семьи или страны) и мещанской нетерпимости ко всему чужому и необычному. В произведениях «южной готики» линия мистики выдерживается не только за счет непосредственно «магических» элементов (таинственные легенды, болота, закрытые общины, религиозные культы, магия вуду), но и в силу человеческого двуличия. Неспособность консерваторов США принять новый мир стала объектом критики — именно это и обыгрывали писатели. Авторы данного поджанра не стеснялись буквальности и грубости, превращали гротескное, абсурдное и маргинальное в социальный комментарий, выдвигая человеческий порок на первый план. Направление получило всеобщее признание в литературных кругах. Наиболее известными его представителями являются Трумен Капоте, Теннесси Уильямс, Карсон Маккаллерс и Фланнери О`Коннор. Также известны удостоенная Пулитцеровской премии Харпер Ли, ставшие нобелевскими лауреатами Уильям Фолкнер и Джон Стейнбек и многие другие. Что приятно, больших достижений в этом жанре добились женщины. Для современников и последующих поколений писателей они стали новым ориентиром возможностей женщин в литературе. Интерес к южной готике не угасает уже целый век: меняются авторы, сдвигаются ориентиры, но писатели продолжают создавать идейные тексты, стилизованные под известный антураж. «Южная готика живет и здравствует. Это не просто жанр, это образ жизни», — считает американский писатель Грег Айлс. Правда, на данный момент классическая южная готика заметно оторвана от реальности. Человека всегда влекло к неизвестному и непонятному. Знакомясь с южной готикой, мы можем фантазировать о мистике в местах, знакомых нам лишь на уровне образов, даже если на деле эти места – банальная, скучная глушь. А Вы знакомы с произведениями авторов «южной готики»? Что Вас притягивает или, может быть, наоборот, отталкивает в данном поджанре? Делитесь в комментариях! Проект «Катарсис: Авторы Приморья» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Картина: «Американская готика», Грант Вуд, 1930 г. Холст, масло. Размер: 74 x 62 см. Чикагский институт искусств. #ОбществоАктивнойМолодежи #Катарсис #ИздательствоОАМ #АвторыПриморья #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
1 год назад
Что такое синестезия? Если среди Ваших знакомых есть чудак, утверждающий, что дни недели имеют цвета, а музыка — вкус, знайте, что Вам очень повезло. Синестезией называют такой способ восприятия, при котором сигналы одной сенсорной или когнитивной системы отзываются в другой. > Это означает, что человек, имеющий синестезию, иначе воспринимает символы, собственные эмоциональные состояния, имена, названия и прочее. Для него их дополняют другие ощущения и представления: запах, вкус, цвет, форма, объем, ощущение расположения в пространстве. При этом дополнительные ощущения от восприятия чего-либо не являются результатом чувственного опыта и приходят ассоциативно. К примеру, синестет может стойко воспринимать число «2», как фиолетовое. Или считать, что вторник располагается справа. И у синестета нет рационального обоснования тому, почему какое-то конкретное слово для него является синим, а не зеленым. Он просто «так видит». Связывать визуальные образы и слова могут все люди, обладающие развитым воображением. Однако образ в художественной метафоре со временем будет меняться в зависимости от обстоятельств. Для синестета же ощущения будут постоянными: устанавливаются в детстве и не меняются в течение жизни. Непроизвольно объединяемые мышлением синестетов явления и ощущения часто помогают им в создании художественных образов. Именно поэтому синестезия часто встречается у людей искусства и науки. Количество синестетов в мире составляет от 0,05 до 4 % общего числа населения. Синестезия является скорее особенностью восприятия окружающего мира, чем нарушением работы мозга, поскольку при ней не наблюдается никаких иных отклонений. Синестеты обладают превосходной памятью, так как запоминают ассоциациями. Причины появления синестезии все еще не изучены до конца. Во многом, из-за сложностей с определением самого понятия. Развито ли Ваше воображение настолько, чтобы метафорически наделять графемы запахом, вкусом и цветом? А может быть, Вы — настоящий синестет? Делитесь в комментариях! Проект «Катарсис: Авторы Приморья» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Картина: «Желтое-красное-синее», Василий Кандинский, 1925 г. Холст, масло. Размер: 127.0 × 200.0 см. Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду. Кандинский являлся синестетом и обладал способностью «видеть музыку». #ОбществоАктивнойМолодежи #Катарсис #ИздательствоОАМ #АвторыПриморья #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
1 год назад
Что такое осознанный сон? Человеческое подсознание — отличный ресурс, при работе с которым Вы можете неограниченно черпать вдохновение для занятия творчеством, особенно в сфере писательского мастерства. Все люди видят сны, однако многие забывают их почти полностью в течение десяти минут после пробуждения. Видят сны даже слепорожденные, правда, заместо привычных зрячим людям образов, во снах их встречают преимущественно запахи и тактильные ощущения. > Осознанный сон (lucid dream, ОС) — тип сна, в котором человек осознает, что находится в сновидении и способен управлять происходящим: своими действиями, поведением окружающих и законами, которым подчиняется мир внутри сна. При этом у человека сохраняются воспоминания о реальной жизни и характеристики собственной личности. Термин «осознанный сон» впервые был использован в 1913-м году в работе голландского писателя и психиатра Фредерика ван Эдена «Исследование снов», опубликованной в журнале по парапсихологии. Контролируемый сон является людям редко: выйти в него случайно или умышленно можно тогда, когда мозг находится на границе между бодрствованием и сном. Дело в том, что сон неоднороден и делится на две основные фазы — медленная (NREM) и быстрая (REM). Данные аббревиатуры образованы от обозначения скорости движения глаз: non-rapid eye movement (медленное) и rapid eye movement (быстрое). Быстрая фаза занимает до 25% от всего времени, проводимого во сне, и наступает примерно каждые полтора часа с момента засыпания. В этот период тело остается расслабленным, но напряжены глазные мышцы, а мозговая активность практически не отличается от периода бодрствования. Осознанные сновидения, с научной точки зрения, можно объяснить, как результат усиленной обработки информации мозгом в фазе быстрого сна. Немало писателей работало и работает ночью и не чурается онейрических мотивов в своих произведениях. Известный американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт писал: «По ночам, когда мир вещей прячется в пещеру и предоставляет мечтателей самим себе, на тебя снисходит вдохновение и появляются такие возможности, которые немыслимы в менее тихие и волшебные часы. Никто не знает, писатель он или нет, пока не попробует писать по ночам». Универсальное понимание того, почему мы видим сны, теряется в научных догадках и теориях, оттого тема снов (осознанных, кошмарных, вещих) всегда была окутана мистикой. Особенно это выражено в готической новеллистике второй половины 19-го - начала 20-го века. Ни для кого не секрет, что Лавкрафт входит в число писателей, имеющих особые отношения со сновидениями, особенно осознанными. На протяжении всей своей жизни он видел сны, насыщенные необычными образами и нетривиальными сюжетами, черпал из них идеи и вдохновение, и ни в один из этапов становления мировой литературы не был в этой привычке одинок. Многим своим ночным кошмарам писатель нашел применение в художественном тексте и подарил миру литературы так называемый «космический ужас». Попадали ли Вы когда-нибудь в осознанный сон? Запоминаете ли Вы свои сны с целью оценить сквозь их призму реалии своей жизни или вычленить из них идеи для собственных историй и художественных образов? Пишите в комментариях! Проект «Катарсис: Авторы Приморья» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Картина: «Cон молодой девушки перед рассветом», Карл Брюллов, 1830г. Акварель, бумага, лак. Размер: 20×25.1 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина #ОбществоАктивнойМолодежи #Катарсис #ИздательствоОАМ #АвторыПриморья #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
1 год назад
Что такое городская легенда? Устные сюжеты данного типа Вы наверняка не раз с замиранием сердца слышали в детстве и распространяли среди своих сверстников. Термин «urban legend» (англ.) впервые был введен американским профессором Яном Гарольдом Брюнвальдом в 1968 году. Городские легенды являются формой городского фольклора, действие которого происходит в черте города. В русском языке самый близкий и верный синоним данного термина — байка. > Городская легенда обычно затрагивает глубинные проблемы и страхи современного общества и передается из уст в уста от «друга отца моего коллеги моей бабушке». Ее цель — предупредить о какой-то мнимой опасности, предостеречь от необдуманного поступка. Большинство городских легенд представляет собой неподтвержденные слухи, вольную интерпретацию неоднозначных событий, газетные утки, а также переделанные на современный лад народные мифы и сказки. Городские легенды сильно зависят от специфики местности, в которой они рассказываются. Часто они обрастают характерными деталями и изменяются во время передачи от одного рассказчика к другому. Некоторые люди действительно принимают подобные байки на веру. Именно поэтому на телевидении существует несколько программ, развенчивающих эти мифы. Как известно, однако, дыма без огня не бывает. Так что в отношении городских легенд все-таки необходима как разумная доля паранойи, так и здоровый скептицизм. Умение определить правдоподобность городской легенды зависит от знания ее истории и матчасти. В основном, городские легенды подразделяются на: • Современные сказки. Таковыми являются истории, основанные на переделанных на современный лад сказках и легендах. В них прекрасного принца заменяет олигарх/высокий начальник/успешный менеджер, а Золушку — бедная, но симпатичная провинциалка или «гадкий утенок», впоследствии перевоплощающийся в красавицу. • Быличка. Рассказы очевидцев о встрече с нечистой силой, правдивость которых проверить сложно. • Теория заговора. Истории, объявляющие какие-либо общественно значимые события или даже ход истории в целом результатом заговора со стороны некоторой группы людей. • Секретные технологии. Данные байки включают в себя фальшивую информацию о какой-либо засекреченной технологии в собственной стране или стране вероятного противника. • Похищения людей. Страшные байки о похищении людей, чаще — детей, в неблагоприятных целях. Например, черная «Волга» из городской легенды, возникшей в 1959 и 1970-х годах, считалась повинной в похищениях людей и успела обрасти фантастическими подробностями. • Воздействие индустрии. Легенды, рассказывающие об опасностях, которые таит в себе массовое механизированное и автоматизированное производство, особенно продуктов питания. Были особенно популярны в России в 1960-80 годы, но встречаются и по сей день. • Неумение обращаться с техникой. Такие байки основаны на боязни или стереотипном непонимании сложной техники. Классическая история такого рода — история о домашних животных в микроволновой печи и крокодилах в канализации. • Редкие объекты. Байки о существовании редкой книги, журнала, фильма, секретного уровня в видеоигре, вкладыша от жвачки, и так далее. • Суеверия. Научно недоказанные поверья и приметы вроде «числа тринадцать», «несчастливой пятницы», «черной кошки». А какие городские легенды и суеверия знаете Вы? Не забудьте поделиться в комментариях! Проект «Катарсис: Авторы Приморья» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. #ОбществоАктивнойМолодежи #Катарсис #ИздательствоОАМ #АвторыПриморья #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
1 год назад
Что такое катарсис? Поверьте, Вы наверняка знаете что это и не раз его испытывали. Катарсис — процесс высвобождения эмоций, разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения. Такое глубокое чувство нередко возникает в ходе самовыражения или сопереживания во время восприятия произведений искусства. > Слово «catharsis» использовали древние греки, понимая его, как душевное очищение через яркое эмоциональное переживание, которое достигается при созерцании трагического произведения. Благодаря чему, к слову, театр как таковой и смог закрепиться в мировой истории: дожил до наших дней и исчезать не собирается. Аристотель утверждал, что человек «очищает душу», когда глубоко сопереживает игре актеров на орхестре, наблюдая за живыми эмоциями и проникаясь ими, будучи всецело вовлеченным в трагедийный конфликт. Эстеты-греки считали воздействие красоты на человека облагораживающим. Предполагалось, что если кто-то увидит нечто совершенно прекрасное, то оно пробудит в нем самые лучшие чувства и побуждения. Но есть у катарсиса и более общее, приземленное значение. Вспомните момент, когда после каких-либо сильных эмоциональных переживаний Вам становилось «легче». Это и есть катарсис. Вернее, вариант трактовки этого слова, как названия для явления в человеческой физиологии. В данной сфере катарсисом называется состояние резкого облегчения после сильного напряжения, которое может быть сопряжено как с болезненными ощущениями, так и с ярким чувством удовольствия. Также, согласно этике, катарсис может наступить после того, как человек преодолел сильный конфликт с самим с собой, вышел победителем из внутренней борьбы и нравственно возвысился. А проект «Катарсис» — флагманский проект Общества активной молодежи, направленный на популяризацию художественной литературы и поддержку молодых писателей и редакторов на территории Приморского края. Реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив #ОбществоАктивнойМолодежи #Катарсис #ИздательствоОАМ #АвторыПриморья #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
1 год назад