Найти в Дзене
Закреплено автором
Никодим Благовестник
Опубликовано фото
10 месяцев назад
ИЗ ГЛАВЫ «СТРАСТИ – ДВЕРИ БЕСАМ» Не твори убо зла и не постигнет тя зло: отступи от неправды, и уклонится от тебя (Пс.33:15). Преподобный Исаак Сирин Страсти суть дверь, заключенная перед лицом чистоты. Если не отворит кто этой заключенной двери, то не войдет он в непорочную и чистую область сердца. Священноинок Дорофей Страсти - двери для бесов Не способен человек очистится от страстей, пока не отсечет их причины. От страстей мысли рассеиваются: где что слышал, видел или делал, – ум помрачается и открывается доступ бесам. А бесы входят через лень, праздность, одержимость нечистыми мыслями, неумеренный сон, объедение, частый и беспорядочный прием пищи, гнев и различные телесные удовольствия, и множество других страстей. Они-то и допускают в нас духов. А снова изгоняет духов вон внутреннее делание, то есть непрестанная молитва Иисусова, мысленная и сердечная, искипающая непрестанно из сердца, и пост, а также бесстрастие и другие добродетели. Они не позволяют духам входить внутрь нас. Они же устраивают и место Духу Святому внутри человека. И становимся мы, люди, святыми храмами Божьими. А без этого лукавые духи любви к миру, которые управляют плотским и пристрастным к миру образом мыслей, похотями, желаниями и страстными вожделениями, безвыходно пребывают в теле. Как говорит Господь в Святом Евангелии: …сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф.17:21). А также и бесстрастием. Внутреннее делание и бесстрастие отпугивают бесов. А пленение ума греховными делами и мыслями, лень, расслабленность и всевозможные удовольствия пускают их внутрь человека. И пока человек охвачен и руководим страстями, любовью к миру, различными похотями и желаниями, всевозможными удовольствиями, ленью и расслабленностью, осмеливаются бесы входить и обладать телом, причинять страдания, поощрять и понуждать ко всем страстям. Поскольку покорны такие им и послушны. Страсти – двери для бесов. Через любовь к миру, прихоти и вожделения, удовольствия, лень и расслабленность они входят в нас, как через дверь. И порабощают. И гасят духовные стремления и богатства. А свои злые семена, замыслы и действия насаждают. Бог попускает им бороться с нами из-за самомнения нашего, расслабленности и нерадения, чтоб мы не грешили и не возносились, а смирялись и терпели всё скорбное, избегая любви к миру и его обольщений, похотей и вожделений, удовольствий, лени и расслабленности. Только природу свободной души, сотворенной Богом, не могут бесы извратить и одолеть, потому что Сила Божия не допускает чрезмерного. Случается, что даже тот, кто подвизается успешно, иногда открывает в себе вход бесам через небрежность к указанным страстям и оставление своих трудов, правила и самопонуждения. И тогда чрезвычайная борьба и тяготы наступают для него. И долгое время не может человек вернуться к прежнему своему усердию. Как-то и со мной такое случилось, и три года пребывал в такой тяжелой борьбе, что некоторые из постников полагали и говорили, будто я сумасшедший. Когда входят бесы, наступает помрачение, рассеянность и пленение ума. От рассеянности мыслей часто приходит дремота и мрачный, ненасыщающий сон. От помрачения и пленения ума происходит грехопадение. От греха же, приводящего в отчаяние – мучение души. А рассеянность, помрачение и пленение ума, как говорил и прежде, происходят от перемены мест, необузданности глаз, разума и прочих чувств. Поэтому следует нам избегать мирских соблазнов, и каждому из нас всеми средствами старательно удерживать свои чувства и отвращать от вредоносных обстоятельств, словно коня уздой, и не пускать туда, чтоб, охраняя душевные и телесные чувства, избежать злых дел. И приставить бессонного сторожа к душе своей – трезвенный ум свой и страх Божий, чтоб не позволяли чувствам внимать злому: вожделениям, похотям и соблазнам. А когда ум оставит хранение души, и осторожность, и различение духов, тогда на душу, на душевные и телесные чувства восстают страсти, душевные и телесные. И каждая из душевных и телесных страстей разбивает душевную силу, которая служит
3 дня назад
ИЗ ГЛАВЫ «ТАЙНЫЕ СТРАСТИ» Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу (Мк.4:22). Святой Макарий Великий Как оный слепой, если бы не возопил, и оная кровоточивая, если бы не пришла ко Господу, не получили бы исцеления: так, если кто не приступит ко Господу, по собственной воле и от всего произволения, и не будет умолять Его с несомненностию веры, то не получит он исцеления. Ибо, почему они, уверовав, тотчас были исцелены, а мы еще не прозрели истинно и не уврачевались от тайных страстей? Между тем Господь имеет больше попечения о бессмертной душе, чем о теле. Если душа прозрит, по слову сказавшего: открый очи мои (Пс.118:18), то во век не будет уже слепотствовать, и исцелившись, не будет снова уязвлена. Если Господь, пришедши на землю, имел попечение о тленных телах, то не тем ли паче имеет о душе бессмертной, сотворенной по образу Его? Но за неверствие наше, за разномыслие наше, за то, что не любим Его от всего сердца, и не веруем в Него истинно, еще не получили мы духовного исцеления и спасения. Посему, уверуем в Него и истинно приступим к Нему, чтобы вскоре совершил в нас истинную цельбу. Ибо обетовал дать Духа Святаго просящим у Него (Лк.11:13), отверзть дверь ударяющим в нее и обрестися ищущим Его (Мф.7:7). И неложен, Иже обетова (Тит.1:2). Ему слава и держава во веки! Аминь. Преподобный Исаак Сирин Преобразовывая себя с помощью благодатных подвигов, человек обретает чистоту ума, а чистым умом входит в видение тайн Божиих. Очищение тела достигается неприкосновением к телесной нечистоте. Очищение души есть очищение от тайных страстей, которые появляются в уме. А очищение ума становится откровением тайн. Только разум, очищенный благодатью, может дать чистое, духовное знание. Пока разум не освободится от многих мыслей и не станет полностью чистым, он не может быть восприимчивым к духовному знанию. Люди сего мира не могут очистить разум, ибо познали много зла. А мало тех, кто может вернуться в первозданную чистоту разума. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Страсти живут тайно в людях, проводящих рассеянную, невнимательную жизнь, по большей части они удовлетворяются ими, по большей части не примечаются ими, по большей части оправдываются, — часто признаются за чистейшие, возвышеннейшие добродетели.
1 неделю назад
ИЗ ГЛАВЫ «СТРАСТИ И ВОЗДАЯНИЕ» Апостол Матфей Когда Иисус шёл... за Ним следовали двое слепых и кричали: «Помилуй нас, Иисус, сын Давидов!». Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: «Веруете ли, что Я могу это сделать?». Они говорят Ему: «Ей, Господи!». Тогда Он коснулся глаз их и сказал: «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:27-29). Преподобный Исаак Сирин Как благодать на благодать людям по Крещении дано покаяние, потому что покаяние есть второе возрождение от Бога. И то дарование, которого залог прияли мы от веры, приемлем покаянием. Покаяние есть дверь милости, отверстая усильно ищущим его, сею дверию входим в Божию милость, кроме этого входа не обретем милости: вси бо согрешиша... оправдаеми туне благодатию Его (Рим.3:23,24). Как невозможно переплыть большое море без корабля и ладьи, так никто не может без страха достигнуть любви. Смрадное море между нами и мысленным раем можем перейти только на ладье покаяния, на которой есть гребцы страха. Но если сии гребцы страха не правят кораблем покаяния, на котором по морю мира сего преходим к Богу, то утопаем в этом смрадном море. Покаяние есть корабль, а страх - его кормчий, любовь же - Божественная пристань. Поэтому страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и путеводствует к Божественной пристани, которая есть любовь. К сей пристани приходят все труждающиеся и обремененные покаянием. И когда достигнем любви, тогда достигли мы Бога, и путь наш свершен, и пришли мы к острову тамошнего мира, где Отец, Сын и Дух Святой. Ему слава и держава! И нас страхом Своим да соделает достойными славы и любви Его! Аминь.
1 неделю назад
КАРТИНКА ИЗ ГЛАВЫ «ДУША И СТРАСТИ»
1 неделю назад
ИЗ ГЛАВЫ «ЛУКАВЫЕ СТРАСТИ» Преподобный Исаак Сирин Если угодно сеять в нищих, то сей из собственного. А если вознамеришься сеять из чужого, то знай, это - самые горькие плевелы. Святитель Феофан Затворник Эти дни лукавые суть, лукавое время, лукавое состояние и положение, в коем находимся по причине лукавствующих в нас страстей.
1 неделю назад
ИЗ ГЛАВЫ «СТРАСТИ СЛОВА И ЯЗЫКА» Никодим Благовестник Слово Божие - Иисус Христос, ниспосланный на землю для спасения человеков, ...дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16). Апостол Иаков Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий, так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды, язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак.3:1-12).
1 неделю назад
ИЗ ГЛАВЫ «СТРАСТИ И УМ» Святитель Иоанн Златоуст Страсти, которым мы подвергаемся, делают ум пустым, и потому происходит то, что способность говорить мы изменяем в болтливый нрав неразумных животных.
1 неделю назад
КАРТИНКА ИЗ ГЛАВЫ «СТРАСТИ И ПОКАЯНИЕ» Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин.8:12).
2 недели назад
ИЗ ГЛАВЫ «СТРАСТИ И ПОКАЯНИЕ» Покаявшемуся разбойнику Христос сказал: „Ныне же будешь со Мною в раю“ (Лк.23:43).
2 недели назад
ИЗ ГЛАВЫ «СТРАСТИ И МЫСЛИ» Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Апостол Павел Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1Кор.2:14). Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. А нам Бог открыл это Духом Своим (1Кор.2:10,11). Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим.8:14). Преподобный Исаак Сирин Где тьма и спутанность помыслов, там и страсти. Человеку всегда должно отвращать мысль свою от страстей к естественному добру, какое Создателем вложено в природу. Как дети не рождаются без матери, так страсти не рождаются без парения мысли, а совершение греха не бывает без содействия страстей.
2 недели назад
ИЗ ГЛАВЫ «СКРЫТОСТЬ СТРАСТЕЙ» Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Прит.4:23). Апостол Марк Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк.7:21-23). Святитель Игнатий (Брянчанинов) Мы для того и вступаем в монастырь, чтоб открыть в себе скрытно живущие страсти и отношение нашего естества к духам злобы, которым оно поработилось произвольно. Для того мы разрываем узы с миром, оставляем общество человеков, родственников, имущество, чтоб увидеть наши внутренние узы и расторгнуть их десницею Господа. Второе не имеет места, если предварительно не совершено будет первое. Тогда только мы можем придти в смирение духа, когда увидим в самих себе падение человечества, его плен, жестокое господство над нами демонов и вечной смерти, только тогда можем возопить к Богу молитвою и плачем из глубины сердца от всей души, и таким воплем, таким сознанием своей погибели и беспомощной немощи привлечь к себе в помощь Божественную благодать. По этой причине воздымающиеся брани в нас самих содействуют нашему духовному преуспеянию, если мы боремся мужественно, а не поддаемся малодушно побеждению...
2 недели назад
ИЗ ГЛАВЫ «СИЛА СТРАСТЕЙ» Из сердца бо исходят помышления злая (Мф.15:19). Преподобный Анастасий Синаит Какие из страстей являются наиболее сильными и с трудом изглаживаются? Ответ. Лукавая и долговременная привычка. Ибо когда человек продолжительное время обвык в осквернении, тогда он невольно, и не желая этого, влечется к таковому греху, насильно побуждаемый к тому длительной привычкой. Именно поэтому блаженные мужи задумали и избрали удаление от мира и великий исход из суетных смятений его в пустыню; некоторые из них, находясь еще в миру посреди этой суеты, часто пытались пресечь какую-нибудь свою дурную привычку, однако были не в силах сделать это, хотя в ряде случаев они могли на краткое время понудить себя и заставить воздерживаться, однако затем они, словно: псы, возвращались к блевотине своей (Притч.26:11), вновь разрушая то, что с трудом воздвигли. Ведь только одному Богу свойственно сохранить невредимым шествующего босыми ногами по раскаленным углям, Ему одному возможно сберечь неуязвимым продирающегося через тернии и колючки, а также соблюсти незапятнанным приблизившегося к извалявшимся в грязи свиньям, — таким же образом только десница Божия может сберечь непреткнувшимся, непорочным и невредимым того, кто обитает посреди лжи, славы и неги житейской суеты, постоянно зpит развратные картины, слышит бесстыдные речи, возжигается видом пагубных нравов и часто привязывается к распущенности. И это относится не только к немощным, но и к тем, которые кажутся праведными, воздержанными и целомудренными. Преподобная Арсения (Себрякова) Страсти имеют такую силу и власть над человеком, что, отдавшись им однажды, мы становимся их пленниками, они сковывают нас и не дают возможности выйти на свободу. Они ослепляют наш ум и не дают ясно видеть себя и свой путь. Берегитесь давать волю своим страстям, а лучше отдайте себя в работу заповедям Божиим, чтобы быть рабом Божиим.
2 недели назад