В ответ на пост https://spzh.media/ru/istorija-i-kulytrua/78522-pochemu-menja-bolshe-ne-interesuet-nauchnoe-bohoslovie
1 год назад
Я не хочу, чтобы читатели поняли меня превратно. Конечно же, знания, в том числе и книжные, важны. Безусловно, тем, кто решил посвятить свою жизнь служению Богу, очень важно получить базовые основы в области разных богословских дисциплин. Но по-своему, уже тридцатилетнему, опыту священнического служения могу сказать, что 80 процентов тех знаний, которые получают студенты семинарий и академий, на приходском служении им никогда не понадобятся. Но образование ценно не только тем, что дает знания, но и тем, что приучает к дисциплине, развивает мышление, понуждает думать и рассуждать. А это очень важно. Тот же старец Симон (Безкровный) – человек глубочайшего ума и величайшей эрудиции. Это касается не только его богословских, но и светских знаний. Да и все духовные чада старца, которых я знаю, это люди незаурядные и получившие блестящее образование, притом не одно. Речь в данной публикации идет о другом. Если брать аналогию со светской системой образования, то я бы сказал, что все, что мы изучаем, начиная от семинарии и заканчивая академиями, аспирантурой и учеными степенями и званиями – это лишь начальная и средняя богословская школа (первый – восьмой классы). А все, что выше (старшие классы, вузы и далее) – это уже высшая духовная школа. И разница между ними такая же, как между теоремой Пифагора и гипотезой Пуанкаре. «Как только ты с помощью благодати постигнешь свой собственный дух, ты увидишь новый мир и новую землю. Как только ты соединишься со Христом в своем собственном сердце, ты увидишь славу Божию. Есть земное притяжение, притяжение мира, с его шумом и возбуждением. А есть святое притяжение нашего сердца. Святое притяжение сердца - это безмолвный голос Бога, зовущий нас довериться Ему и принять из Его рук спасение». (Старец Симон Безкровный).
1 год назад
Все наши знания и представления о Боге условны. То, что мы можем о Нем на самом деле знать, возможно только пережить и усвоить сердцем, но для этого не обязательно прочитать библиотеки книг. Преподобный Софроний (Сахаров), человек, получивший очень хорошее образование, утверждал, что одно только внимательное и сосредоточенное произношение молитвы «Отче наш» незамедлительно спасает человека. Симона Вейль писала о чтении молитвы «Отче наш» так: «Бесконечная сладость этого текста, захватила меня настолько, что несколько дней подряд я не обходилась без того, чтобы не повторять его снова и снова. Уже начальные слова этой молитвы порой исторгают мой дух из тела и перемещают его в какое-то другое место за пределами пространства, в бесконечность второй или третьей степени. Иногда я чувствую присутствие Христа лично, с реальной, ясной и преисполненной любви достоверностью». Те, кто утвердился в безмолвии, говорят о том, что им достаточно бывает произнести первые два слова молитвы «Отче наш» и непрестанно оставаться в тишине духовного сердца. Такое же состояние спасения они переживают и тогда, когда с полным доверием и всеобъемлющим чувством всепоглощающей любви произносят всем своим сердцем всего лишь одно слово: «Иисусе». И этого достаточно для того, чтобы погрузиться в непреходящий и нескончаемый мир Божественной благодати. Но нужно сказать, что к таким результатам приходят истинные богословы, обладающие большой духовной зрелостью, которых во все времена было очень мало. Книжные знания растекаются по множеству приток, в разных направлениях, каждое из которых имеет свою полноводную глубину и широту. Они как бы расплываться в разные стороны. Духовные же знания, наоборот, стекаются к одной цели, сужаются и фокусируются на Едином, которым и является наш Бог. Там они обретают свою полноту и завершенность. Господь ведет нас Своим промыслом к истинному богословию, которое есть опытное богопознание. Тот, кто это понимает, в качестве учителей нанимает пост и молитву. А тому, кто, не имея аскетический жизни, искренним сердцем хочет стать богословом, Господь в качестве учителей посылает скорби и болезни. Истинные богословы учат тому, что к смерти нужно готовиться прежде, чем начнешь умирать, иначе страх парализует ум полностью. Но кто обращает на это серьезное внимание? «Так называемая смерть — это последний шанс избежать смерти и соединиться с Богом. Кто же с Ним соединяется в этот столь важный момент? Тот, кто старался помнить о Нем всю свою жизнь» (старец Симон Безкровный). Каждый знает, что тучная пища в большом количестве вредит телу, которое приобретает избыточный вес. Но кто знает о том, что избыточные знания точно так же перегружают ум, делают его тучным, самодовольным и даже агрессивным. Многознание – лучшая пища для эгоиста, питаясь которой он уже никогда не сможет приобрести никакого духовного рассуждения, и тем более Богопостижения. Поиски смысла жизни нельзя сводить к накоплению различного рода ненужных сведений. Между профессором ботаники и профессором богословия нет никакой разницы. Каждый из них накопил огромную сумму знаний, утучнил свой ум, но забыл о необходимости питать свое сердце. Это может показаться странным, но опыт жизни очень часто говорит о том, что чем больше в нашем уме информации о спасении, тем дальше мы отстоим от самого спасения. Потому что спасение не в уме и знаниях о нем, а в чистом сердце и благодати. Поэтому мы и просим у Бога: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50:12). Чистое сердце, единое со Христом, становится нашим вечным неотъемлемым христианством.
1 год назад
Почему меня больше не интересует научное богословие. Каким-то образом в лексику нашего языка давним давно влезло одно, на мой взгляд, досадное недоразумение. Академии и семинарии были названы «духовными школами». Но к духовности они на самом деле не имеют никакого отношения, потому что там этому не обучают, там дают знания. Духовность относится к сердцу, а образование к рассудку. Их можно называть религиозными православными школами, в лучшем случае богословскими, в схоластическом и, по сути, светском значении этого слова. Духовности учит духовник, а знания дает учитель. Надеюсь, что я имею право об этом говорить, потому что в свое время, много лет тому назад, я принимал участие в разработке концепции богословского образования для светских вузов. Впервые в Украине нами был разработан учебный план, ОПП, ОКХ для бакалавриата по богословию. Также впервые была создана выпускающая кафедра в одном из вузов. На этом пути я прошел все необходимые этапы с получением ученой степени, звания, много лет работал заведующим кафедры богословия. Но может быть мой опыт поможет другим людям избежать тех ошибок, которые я совершил на этом пути. Мир богословских знаний, когда я в него начал погружаться, будучи еще студентом педагогического университета, изумил меня своей красотой, глубиной и разнообразием. Мне было интересно все. Это было похоже на страстное увлечение, в которое ты окунулся с головой. Очарованный этим дивным миром, мой любопытной ум хотел знать все больше и больше. Он был похож на прожорливую свинью, которая готова есть все, всегда и при этом не насыщаться, потому что ей нравится сам процесс еды. Так прошло много лет. Я узнал и изучил много, но при этом понимал, что все это было понято и усвоено умом, а я, мой дух, моя сущность не претерпели при этом никаких положительных изменений. Скорее наоборот, мое духовное состояние желало лучшего. Постепенно я стал осознавать, что научная эрудиция никак не связана со спасением. Она, напротив, отняла у меня лучшие годы жизни. В душе стало созревать стойкое неприятие, вплоть до отвращения, продолжать и дальше стремиться к накоплению знаний. Не знаю, к какому бы результату я пришёл, если бы милосердный Господь не познакомил меня со старцем Симоном (Безкровным). Этот человек стал для меня не просто духовником, а отцом, к которому я чувствую глубочайшую любовь и признательность. Собственно эта встреча и изменила всю мою жизнь. Я наконец понял, что искать ответы о смысле жизни нужно там, где пребывает Сам Христос, в нашем сердце, и спрашивать у тех, кто Христа знает лично, а не у тех, кто он Нем много прочитал. Теперь пришло время идти обратным путем, на каждой из ступеней которого нужно выбрасывать то, что за все прожитые годы успел накопить мой умственный эгоизм. «Свет пришел в мир» (Ин. 12:46), чтобы всех нас сделать светом вечного духа. Но мы предпочли искать свет в книгах о свете. Но поскольку даже эти тексты мы читаем по системе Брайля, при помощи ассоциаций, не имея личного духовного постижения, то неизбежно начинаются споры, так как каждый понимает прочитанное по-своему. Есть две разновидности богословов. Одни умные и эрудированные, другие духовные и мудрые. Первые живут своим пониманием, вторые Божественной благодатью. Эрудированных много, а духовных, к сожалению, единицы. Все, что я приобрел на первом пути – это ясное, уверенное и обоснованное понимание того, что я ничего не знаю. Если кто-то решил, что он понял тот или иной догмат нашей вере, это говорит лишь о том, что он его не изучил достаточного глубоко. Но то же касается и светской науки. Все наши знания о мире и человеке, при всей кажущейся глубине, на самом деле поверхностны. Да, это понимание несколько отличается от того, когда человек вообще ничего не знает, но сути это не меняет.
1 год назад
Те, кто пытаются утвердить себя в этой Истине, каждое мгновение своей жизни стараются помнить о Боге, зная одну мудрую истину – «Пока ты помнишь о Боге, Бог помнит о тебе». Тот, кто удерживает в памяти Спасителя, удерживает в своем сердце и Его любовь, и сострадание, таким образом соединяясь с Ним неразрывным союзом. Такого христианина Господь Сам берет на Свои плечи, словно овечку, возлагает на Себя все его скорби и тяготы, а вместо них дарует Свою радость и покой. «Если ты сейчас, в эту самую минуту, помнишь о Боге, то и Бог сейчас находится рядом с Тобой. Он слышит тебя из твоего духовного сердца, которое не имеет ни границ, ни пределов, ибо только безпредельное сердце человеческое может вместить безпредельного Бога» (старец Симон Безкровный).
1 год назад
«Зимний вечер задувает безжалостно за ворот, и все же он менее надоедлив, чем дурные помыслы. Опасна для здоровья зимняя стужа, но более опасны дурные помыслы. С тяжелым жаром лежит свалившийся от болезни, с тяжким сердцем живет одурманенный злом. Помилуй всех любящих тя, Господи!» (старец Симон Безкровный). Тот, кто Христов, живет не головой, а сердцем, в котором слышит голос Божий. Он никого не исключает из своей любви, потому что источник его любви – Сам Христос. Что бы ему не делали люди, как бы к нему не относились, христианин не перестает их любить, потому что его любовь безусловна. Мир становится для нас прекрасным лишь тогда, когда нам от него ничего не нужно. Все, что нам нужно, находится внутри нас самих. Тот, кто живем духом, тот во всем и везде видит любовь Божию и Его Промысел. Тот, кто живет своим эго, везде видит зло и врагов, с которыми нужно беспощадно бороться. Эта борьба закаляет его самость и делает еще большим эгоистом. Потеряв Свет Христов, душа погружается во мрак ночи помыслов, которые обволакивают ее со всех сторон темным туманом. «Обретший непрестанную молитву благодарен всему на свете: рокоту морских волн – они научили его беспрерывно молиться, шуму ветра – он научил его не терять внимание в молитве, крикам чаек на морском побережье – они научили его памяти Божией, дыму костра на привале – он помог ему стяжать слезный плач в покаянии, суетному миру – он научил его истинному отречению. Но более всего он благодарен Господу и Пресвятой Богородице – Они даровали ему самое ценное на свете: спасение души!» (старец Симон Безкровный). Обретший Христа счастлив в любом месте и при любых обстоятельствах. Потому что Христос для него – всяческая во всем. Он обрел счастье в своем собственном духе, живя в Царстве Божьем, которое внутри его (Лк.17:21). Мы пришли в этот мир не для того, чтобы отстаивать справедливость и бороться за правду, а с единственной целью – познать Бога внутри себя. Стать христианином – означает прийти к глубочайшему внутреннему преображению и полному изменению своего духовного зрения. Мы спасаемся не миром и не в мире, а оставлением всех к нему пристрастий и привязанностей. Когда христианин мало-помалу перестает отдавать миру свой ум, постепенно поворачивая его внутрь себя, то находит в себе самом иной источник Живой воды, скачущей в Жизнь вечную. Таким путем человек приобретает безстрастие и святое смирение. Кто отдал Богу все, так что и отдавать больше нечего, в тот же миг становится свободным, а Бог Сам открывается в нем в доступной человеку полноте. «То, что мы делаем сейчас, определяет, что будет с нами происходить завтра. О чем мы думаем, тем и будем становиться. Мысли – энергия этого мира и пренебрегать контролем над ними явно не стоит. Страшно видеть людей, у которых глаза залеплены похотью, уши - похабными песнями, язык - сквернословием, а мысли – злобой, и при этом вопрошающих: «За что нам это все?» (старец Симон Безкровный). Конечно, эти люди хотели бы и дальше жить спокойно, ни о чем не переживая, продолжая блудить, осуждать, озлобляться, копить блага для себя, сытно кушать, развлекаться, смотреть телевизор, хохотать. Но когда приходит «черный день», выступает на поверхность вся никчёмность и бессмысленность такого существования, которое они называли «жизнью». Но выбор сделан давно, и ничего уже нельзя изменить. Жизнь прожита напрасно. Печально будет потом узнать, что все эти десятилетия рядом бок о бок с ними жила Истинна, не вовлеченная в обман (ибо вовлечь Истину в обман абсолютно невозможно) – чистая, кроткая, смиренная, всегда радостная, добрая, любящая, дарующая настоящее счастье. Но лишь единицы выбрали Ее в качестве спутницы жизни, остальные предпочли «жить как все».
1 год назад
Зачем каяться тем, кому и так хорошо. В этот воскресный день Евангельское чтение на литургии напоминает нам о том, с чего началась проповедь Спасителя: «Покайтесь!» Вот то, что должно было бы стать нашим первым шагом на пути к бессмертию, что могло бы изменить жизнь всего человечества, если бы оно расслышало обращенный к нему призыв Божий. Но этого не произошло. «Песни души моей на излете жизни поют о сильном поколении, которое сходит на нет. Поднимаются волны новых поколений, но они, как волны моря после бури – все слабей и слабей…» (старец Симон Безкровный). Новый Завет был понят одними, как призыв к усвоению новой мировозренческой доктрины, другими, как необходимость создать новую религиозную структуру, построенную на евангельской культуре, третьи восприняли его в качестве философской парадигмы и т.п. Все это многообразие понимания Нового Завета было успешно приспособлено для того, чтобы служить миру и его князю, «господствующему в воздухе». Большинство христиан так и не поняли, что Христос принес в мир не новое учение и пришел не для того, чтобы основать новую религиозную организацию. Он пришел для того, чтобы дать нам Самого Себя, для того чтобы мы жили не учением о Христе, а Им Самим, для того чтобы мы пропитали свою душу благодатью Божией, а не тем, что о ней пишут и говорят. «Повсюду разговоры и слухи о войнах. Страхи заполнили города. К чему толковать о жизни земной, если все мы Твои, Боже, перелетные птицы с земли на небо? Онемело во мне сердце мое: умоляю Тебя – подай ему крылья святой благодати» (старец Симон Безкровный). Одновременно служить миру и Христу невозможно. Религия может свободно совмещать крест Христов с геноцидом коренного населения в Индии, Африке или Австралии, как мы это помним из истории. Она может спокойно орудовать, держа в одной руке крест, а в другой, окровавленный невинной кровью, меч. Ее служители без зазрения совести могут натравливать одних христиан на других, мотивируя убийства высокопарными словами о «долге», «чести» и «обязанности», заменив Христа идеологией, политикой, играя на чувстве коллективного эгоизма. Мир активно использует религию в качестве рычага влияния на народные массы. Политруки и либералы в рясах каждый со своей стороны гонят свою паству подальше от Христа, для того чтобы заставить ее потом поклониться «человеку греха», мотивируя свое требование тем, что «всякая власть от Бога». «Стражи ли охраняют покой страны? Войска ли? Правители? Конечно нет. С давних лет сказано ясно, что достаточно лишь нескольких неизвестных миру отшельников, пребывающих в глубокой молитве, чтобы остались целыми города и страны. Всего лишь несколько Твоих отшельников Христе… Спаси всех нас, Боже!» (старец Симон Безкровный). Но тот, кто действительно не по букве, а по духу стал христианином, знает, что в этом мире нет ничего такого, за что можно было бы убивать других людей. Тот, кто уцепился за мир, будет бороться за свое место под солнцем. Тот, кто уцепился за свое тело, будет служить своему эгоизму. Безумцы убивали и будут убивать ради власти и денег. Но тот, кто променял мир и тело на Христа, видя Его во всем, освобождается от всех забот и начинает жить духом. Дух не имеет тела, потому всегда спокоен. Он не боится смерти, потому что бессмертен. Живет ли духовный человек или умирает, для него жизнь – Христос и смерть – приобретение» (Фил.1:21). Христианин, живущий миром – раб лжи и греха. Только тот, кто, несмотря ни на какие религиозные "авторитеты", идет за Христом, обретает вечную свободу. Для курей самый лучший проповедник – это петух. Для петуха самое лучше место на земле — его курятник. Но вся эта компания – продукты для повара.
1 год назад
Опубликовано фото
1 год назад
https://youtu.be/yb4D8raC9pI?si=2_mfNqE3KVQyMWb-
1 год назад
Но к теме НИЧТО И НИЧЕГО мне все же пришлось снова вернуться в зрелом возрасте. Ракеты переорали дом, где я лежал в малине. Кот Васька, достигши просветления, давно уже живет в нирване. А я, не последовав советам мудрого кота, в течение многих десятков лет пытался стать ЧЕМ-ТО. Для этого я, как меня и учили, читал ЧТО-ТО, то, что должно было способствовать тому, что я потом стану КЕМ-ТО. И когда из меня получилось НЕЧТО, я наконец осознал – вся проделанная работа была напрасной. Потому что моя задача была стать не КЕМ-ТО, а САМИМ СОБОЙ. Все мои жизненные усилия, приобретаемые знания, умения, навыки были жидким бетоном, из которого выливалось мое большое, монументальное ЭГО. Со временем оно стало железобетонным. И теперь для достижения смысла и цели жизни мне единственное что остается, так это взять отбойный молоток и разрушить этого идола так, чтобы от него не осталось камня на камне. Пока моя личность заполнена моей индивидуальностью, пока во мне живет самость, собранная из всего того мусора, который гордо именуется «жизненным опытом», до тех пор в ней не будет места Богу. Благодать Божия входит в то НИЧТО, где нет НИЧЕГО моего. Где нет ни капли мнения о себе, где исчез мой ложный разум. Так, к сожалению, большинство из нас тратит свою жизнь на то, чтобы выливать постамент самого себя, этого безжизненного идола, мертвого бюста. Вместо того, чтобы раздавать, мы собираем; вместо того, чтобы не иметь, мы копим; вместо того, чтобы быть, мы существуем. «Если ты умрешь прежде того, как умрешь, то ты не умрешь, когда будешь умирать» – есть такая древняя монашеская поговорка. Как-то к старцу Порфирию Кавсокаливиту пришел его ученик. и сказал: «Как сильно меня утешает мысль, что в этом бренном мире всё суетно и временно. Нам нужно немного терпения, потому что и радости, и скорби пройдут быстро, и настанет великий час, когда смерть приведёт меня к бессмертию». Но преподобный Порфирий строго возразил: «Нет, никогда не думай так! Не говори, что когда-то ты умрешь, а лишь затем перейдешь в небесное бессмертие. Нет-нет, подвизайся, борись за то, чтобы стать бессмертным уже сейчас, умерев здесь, на земле, для своего ветхого человека! Ведь мы живем здесь и сейчас не для того, чтобы умереть! Тогда ты не будешь так скорбеть от находящих на тебя искушений, но, наоборот, будешь безмерно радоваться, живя вместе со Христом. Тогда ты не будешь бояться ни испытаний, ни сатаны, ни смерти, потому что ты все это победишь уже здесь, на земле, и будешь готов к бессмертию на небесах…» «ВСЕ это победишь уже здесь, на земле», – ключевые слова старца Порфирия. Для спасения души самое главное победить самого себя. Одержав победу над своим «я», мы победим и все остальное. Но, к сожалению, мы всю жизнь только тем и занимаемся, что откармливаем того врага, который живет внутри нас самих. Мы созданы Богом из НИЧЕГО и являемся по сути НИЧЕМ. То, что нам позволит стать КЕМ-ТО, есть благодать Божия, а не наша самость. Но благодати нужно найти в нас место. А для этого необходимо избавиться от своего эго. Ореховую скорлупу самих себя, через которую не проникает ни один лучик Божественного света, нужно сделать прозрачной. В этом суть и смысл того, что называется духовной жизнью.
1 год назад
Что бы стать самим собой, нужно стать ничем. Начиная с 1973 года, в мире 16 января отмечается День Ничего. Этот праздник не имеет никакого отношения ни к Творению из Ничего, ни вообще к духовной жизни. Но мы, пользуясь случаем, все же поговорим НИ О ЧЕМ в богословском аспекте. На самом деле ничего не делание или жизнь без осознанной цели и жизнедеятельности является важной аскетической традицией в религиозных практиках. Китайский мудрец, живя в состоянии созерцательной пассивности по принципу У-вэй (無為 или 无为), довольно быстро достигает цели своего жизненного пути – просветления. По сути, это принцип жизни всех наших юродивых и блаженных. Не имея ни размышлений, ни расчетов, ни желаний, ни даже причин для действий, опираясь только на «здесь» и «сейчас», они быстрее всего достигали обОжения. Я согласен с Лао-цзы, который говорил: «Знающий не доказывает, а доказывающий не знает. Мудрый человек ничего не накапливает. Он всё делает для людей и все отдает другим». Этот принцип жизни не есть бездеятельность как таковая, он наполнен активной жизненной позицией: доверия Богу, добротой и заботой о ближних, но без малейшей выгоды, расчета или эгоистических побуждений. Такой человек даже не имеет желания того, что мы называем спасением. Так как желание, как таковое, в нем полностью отсутствует, поскольку это тоже разновидность корысти. Но НИЧЕГО или НИЧТО имеет и другие измерения, которые выходят за границы наших мыслительных способностей. Такой вывод я сделал в шесть лет, т.е. в возрасте, когда мой ум и рассудок еще были способны воспринимать мир незамутнённым взором, без искажений тем, что у людей невежественных называется образованием. Помню себя лежащим в зарослях малины, смотрящим снизу вверх на трепыхающиеся на ветру зеленые листочки и размышляющем о том, где я буду, когда умру. Тема для размышлений была навеяна похоронами соседского деда. Детская психика не выдержала душераздирающих ударов бубна в огромный барабан духового оркестра и завывания скрипучей трубы, от которых я пытался спрятаться под кроватью. Несмотря на то, что форточки в доме были закрыты, похоронный марш приникал сквозь окна и заставлял дрожать посуду в серванте. Продрожавши под кроватью вместе с тарелками в шкафу, я подождал пока процессия прошла мимо, и пошел есть малину, представляя, что я буду чувствовать, когда меня похоронят. Т.е. я пытался представить себя НИЧЕМ, превращённым в НИЧТО. Но у меня ничего не получалось. Я все равно видел себя то наблюдателем какого-то темного пространства, в котором я находился; то засыпанным землей, лежащим в гробу; то на каком-то складе, где штабелями лежат умершие. Тогда я решил изменить направленность мышления и попытался представить (или вспомнить), где я был лет так десять тому назад (а мне в то время было шесть). Но и тут я ничего не мог вспомнить. Т.е. вообразить место, где нет ничего, в том числе и самого места (пространства), у меня никак не получалось. Выручил, как всегда, кот Васька. Он уткнулся в мой лоб своей головой и телепортировал: «Дружище, понимаешь, НИЧТО не существует. Для него нет позитивного определения. Это ж только символ, ну, такой образ мышления, связанный с идеей несуществования чего бы то ни было. Пойми, это чисто философская идея. Ты бы лучше дурью не маялся и не тратил зря детские годы. Живи, как я, в состоянии созерцательной пассивности, пока тебя в школу не загнали. Только пойдем сначала молока попьем». На это предложение я с радостью согласился.