Найти в Дзене
pravoslavie.ru/...-ru Святой Дух в Писании и в нашей жизни Для чего мы ходим в Церковь? Чтобы иметь духовную жизнь. А что такое духовная жизнь? Не дерзая давать точный и полный ответ, скажем просто: это отношения человеческого духа с Духом Святым. Появление христианства ознаменовало начало качественно новой духовной жизни на земле – начало жизни в Духе. Конечно же, Святой Дух присутствовал в мире с момента его творения и в некоторой мере общался с человеком в Ветхом Завете, однако в то время «Бог был с человеком, но Бог не был в человеке» [1]. Даже когда Христос воплотился, между Богом и нами оставалась некая преграда. В таинстве же Пятидесятницы Бог Дух «открывается миру в сокровенности человеческого сердца, в невысказанных воздыханиях души» [2]. Говорить о Святом Духе трудно, даже святые отцы прямо о Нем почти не проповедовали. Действительно, по сравнению с тем, что мы знаем об Отце и Сыне, в отношении Святого Духа есть некая тайна. Например, в Писании Он часто являет Себя скорее не как личность, но как сила (хотя мы исповедуем Святого Духа как Божественную Личность). Богословы пишут: Бог Отец и Бог Сын, условно говоря, уже исполнили Свою миссию по спасению людей, а Святой Дух продолжает действовать сейчас. Ныне Его время. Можно даже сказать, что мы живем в эру Святого Духа. Отношения же Святого Духа с человеком таинственны, прикровенны, неопределимы и до конца нам не понятны. Страшно дерзать уверенно говорить на такую сокровенную и глубокую тему, но обсуждать то, что говорит Священное Писание о действии Духа в нашей жизни, мы можем. Надо сказать, подобных мест в Библии немало. Например, Иоанн Богослов в одном из своих посланий пишет, как отличить Духа Святого от вражеского духа заблуждения: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 2:3). Отсюда мы узнаем, где Духа Святого искать не следует. Его нет в тех учениях, которые не исповедуют Иисуса Христа как вочеловечившегося Бога. Например, у свидетелей Иеговы, считающих, что Христос – это архангел Михаил (удивительно, как можно отнять у Христа и Его Божество, и Его человечество!) Или в йоге и прочих оккультных учениях и практиках, игнорирующих Христа или отрицающих Его богочеловечество. Нам это важно помнить, потому что мы иногда являем удивительную всеядность в духовной жизни. Есть множество людей, которым главное, чтобы было «духовно» – а каково качество этой «духовности», их не интересует. Но духовность бывает разная, так как действовать могут разные духи. Об этом и говорит Иоанн Богослов. Другую важную вещь о Святом Духе сообщает нам апостол Павел. Он пишет, что Духа Святого имеет в себе каждый церковный христианин. Странное дело! – многие христиане отрицают это по ложному смирению, думая, что Духа в себе имели только праведники. «Святой Дух не может приблизиться ко мне, ибо я грешен», – говорят они. Само смирение похвально, но такая логика неверна. Если бы Дух Святой не нисходил к грешникам, Его просто не было бы в Церкви, ибо наша Церковь и есть собрание кающихся грешников. Бог дает благодать не по нашим якобы добрым делам, а по факту нашего пребывания в Церкви. Если ты крещен, миропомазан и тебя допускают ко Причастию, не смей говорить: я не знаю Духа Святого. Да, ты можешь выгнать Духа из своей жизни грехами, но не говори, что ты не знаешь Его, ибо Он приходил к тебе. Вот что апостол сообщает об этом христианам: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"» (Гал. 4:6). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22). И даже еще резче: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Апостол Павел также пишет о том, что присутствие Духа Святого в нашей жизни должно заставить осознать нашу инаковость по отношению к миру.
2 месяца назад
azbyka.ru/...elo pravoslavie.ru/...tml pravoslavie.ru «Что есть человек, что Ты помнишь его?» Бог создал весь мир духовный, ангельский и весь мир вещественный, материальный, и после всех прочих творений «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7). Уникальность человека в ряду всех других творений заключается в его причастности обоим мирам: по телу он причастен к миру вещественному, а по душе – к миру духовному. Это было сделано Господом, «чтобы ради того и другого иметь человеку наслаждение, какое сродно и свойственно тому и другому: наслаждаясь и Богом, по естеству Божественному, и земными благами, по одному с ним чувству»[1]. «Одарив человека бесчисленными благами, Бог… сделал его на земле тем же, что Сам Он – на Небесах»[2]. По словам святого Иоанна Дамаскина, «Бог сотворил нас чтобы мы были причастниками Его благости»[3]. О прекрасном устроении человека свидетельствует псалмопевец, благодаря Бога: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс. 138: 14). В человеке различается ипостась или личность, – тот, кто говорит «я», – и принадлежащая ипостаси природа, которая, как было уже сказано, двухчастна, слагаясь из нематериальной души и материального тела. Тело обеспечивает человеку физическую жизнь и представляет собой орудие, идеально приспособленное для деятельности в материальном мире. Святитель Григорий Богослов так отзывается о нем: «Мы обязаны заботиться и о теле – этом родственнике нашем и сослужителе души. Хотя я и винил его, как врага, за то, что терплю от него, но я же и люблю его, как друга, ради Того, Кто соединил меня с ним»[4]. Однако забота о теле должна знать строгие рамки, поскольку «излишнее попечение о теле бесполезно для самого тела и вредно для души»[5]. Душа человеческая нематериальна и является более ценной частью человеческого естества по сравнению с телом. Душа оживляет и «соединяет тело человека, состоящее из разных частей, и не дает ему рассыпаться. Когда же душа выйдет из тела, оно разлагается и истлевает»[6]. Святоотеческая традиция выделяет три части души: ум, волю и сердце. Ум есть мыслительная часть души. Силы ума суть: наблюдение, воображение и память. В теле ему соответствует, главным образом, мозг. «Ум, высшая сторона души, совмещает чувство Божества, требования совести и чаяния лучшего, сравнительно со всем, чем мы обладаем и что знаем»[7]. Воля есть желательная часть души, источник внутренней силы и направление человека к предметно-целевым внешним факторам. Сердце есть чувствующая часть души и рассматривается у святых отцов как центр духовной жизни человека. «Сердце здесь подразумевается не естественное… но иносказательно, как внутреннее человеческое состояние, расположение и склонности»[8]. Однако эта часть души имеет четкую локализацию в теле, «присутствуя в верхней части [физического] сердца, против левого сосца, подобно тому как ум присутствует в головном мозге»[9]. Некоторые православные авторы говорят также о духе человека, поясняя, что «это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая сотворение его… Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с душою, несравненно возвысил ее над всякою другою душою»[10]. Дух понимается как высшая часть души. Среди проявлений духа в человеке особое место занимает совесть. Она есть благодатное духовное вселение, наитие Духа. Именно поэтому она обладает независимостью от греховной воли. «Бог, сотворив человека, напечатлел в его природе знание закона – совесть»[11]. «Совесть обличает нас во всем и показывает нам, что делать, и она же осудит нас в будущем веке»[12]. Человек не сохранил своего достоинства, но впал в грех, и тем самым нарушилось его бытие, исказилась его природа как в материальной, так и в духовной части. Сын Божий, Господь Иисус Христос, воплотился и стал истинным человеком, не переставая быть истинным Богом, и совершил на кресте дело спасения человека, открыв ему путь к Богу, к дарованному изначала блаженству и восстановлению помраченного грехом естества.
2 месяца назад
azbyka.ru/...lia alexey-osipov.ru/...ons vk.com/...088 Образование и Православная культура Православие - это живое прошлое, настоящее и будущее русского народа. Оно представлено в каждой клеточке жизни, в образах лучших сынов нашего народа: духовных и государственных деятелей, мыслителей и творцов, воинов и простых тружеников. Православие - это живая история и живая истина русского народа, это культура и современный быт, философия и мировоззрение, этика и эстетика, воспитание и образование. Поэтому отторгнуть русского человека от Православия — значит, отторгнуть его от собственной истории, его корней и почвы, т.е. попросту убить его. Таким образом, возвращение к Православию есть главное условие спасения русского народа. Для этого мы должны предоставить все возможности каждому человеку в обращении к вере, и прежде всего, детям. Необходимо, чтобы связь между убеждением и жизнью формировалась с младенчества, дабы ребенок научился мотивировать свое поведение христианской верой, дающей духовную силу. Следовательно, долг Церкви - делать вероучительные истины живыми в глазах людей. Эту задачу можно осуществить через государственную политику, укрепление традиционной семьи и образование. Необходимо вернуть Православие если не как государственную, то, по крайней мере, как общественную идеологию. Понимая его, как основополагающую идею, которая окажется понятой и будет принята большинством общества. С ее помощью получится вытеснить из сознания россиян распространенные идеологемы-мифы: безбожный материализм, бездуховное потребительство с безразличным плюрализмом и духовно опасные космизм с пантеизмом.
2 месяца назад