Будни авиалюбителя
171
подписчик
Добро пожаловать в мир авиации глазами отца и сына!…
🔄 Почему самолёт уходит на второй круг?
Гуляем с Илюхой в парке, листья шуршат, птицы поют, а мы смотрим в небо и болтаем... — Пап, говорит Илюха, глядя вверх, — а почему самолёт иногда уже почти садится, а потом резко поднимается обратно? Это что, сломался? 😯 Улыбаюсь: — Нет, сынок, это называется «уход на второй круг». И это совсем не плохо, а очень правильно и важно! ✈️ Что такое второй круг? Представь, что ты подъезжаешь к парковке, а там нет свободного места. Ты немного покрутишься, подождёшь — и попробуешь снова найти место...
🎙️ «Готов к вылету», «Занимаю полосу» — зачем пилоты это говорят вслух?Едем с Илюхой из аэропорта, он как всегда с вопросом!
Только что приземлились, сели в такси, едем по кольцу. За окном — вечер, фонари, Илюха потягивается и вдруг говорит: — Вот пилоты… Зачем они всё это в эфир проговаривают? «Готов к вылету», «занимаю полосу», «взлёт разрешён»… Они же и так понимают, что делают. Или для кого это? Ну и, как всегда, разговор пошёл. 😄 ✈️ Никакой самодеятельности В авиации нет «я подумал» или «давай по-тихому». Всё строго: делаешь — говоришь, говоришь — только после разрешения. Аэропорт — это не просто поле с полосой...
✈️ Почему самолёты идут «лесенкой» при наборе и сниженииРазбираемся с Илюхой — как всегда, по-простому
Тут летим мы с Илюхой из Сочи, сидим, болтаем. Вроде ничего необычного — закуски, сок, облака под крылом. Илюха такой вдруг: — Слушай, а почему мы не набираем высоту сразу, а вот так — ступеньками? Типа 9000 метров, потом 9600, потом ещё выше. Это что, самолёт тяжёлый такой? 🤔 Ну и пошло-поехало. Объясняю, а сам думаю: а ведь многие не знают. Давайте разложим по полочкам — как мы это любим. 🛬 "Лесенка" — это не баг, это фича На взлёте и при снижении самолёты идут не сразу на нужную высоту, а постепенно, по эшелонам...
🛩️ «Пап, а как самолёты не сталкиваются в небе?» — и что такое RVSM?
— Пап, а в небе ведь летают сотни самолётов! Почему они не сталкиваются? Там же нет светофоров и полос... — Есть своё “авиационное движение”, Илюха. И специальные правила, чтобы все летали чётко по этажам. Одно из них — RVSM. Сейчас расскажу, что это такое! 🧠 Что такое RVSM — по-простому RVSM расшифровывается как Reduced Vertical Separation Minimum — "сокращённый минимум вертикального эшелонирования". Звучит сложно, но идея простая: ✈️ До RVSM самолёты летали друг над другом с разницей в 600 метров (2000 футов)...
🔌 «Пап, а откуда в розетке самолёта берётся электричество?» — и почему иногда гаснет свет?
— Пап, а как так? Мы в воздухе, а у меня телефон заряжается! Это что, розетка от облаков? — Ха, почти, Илюха! Но на самом деле в самолёте есть целая электроэнергосистема. Сейчас расскажу, откуда она берёт ток и как всё устроено. ⚙️ Самолёт — это летающая электростанция. Современные самолёты потребляют много электроэнергии. Питание нужно: 🔸для всех приборов в кабине пилота, 🔸для света и вентиляции, 🔸для кухонь, туалетов и мультимедиа, 🔸и, конечно, для розеток под сиденьями. ⚡ Откуда берётся электричество? У самолёта три источника энергии: 1...
✈️ «Пап, а как пилоты понимают, что самолёт перегружен?» — и почему важно не взять лишнего
— Пап, а что если в самолёт загрузить слишком много людей и багажа? Он же может не взлететь? — Точно, Илюха! Вес — это очень важно. Давай разберёмся, как пилоты контролируют загрузку и почему даже одно лишнее место может иметь значение. ⚖️ Самолёт как весы. Перед каждым полётом авиакомпания рассчитывает максимальный взлётный вес. В него входят: 🔸вес самого самолёта (пустого), 🔸топливо, 🔸пассажиры, 🔸багаж и груз. У каждого самолёта есть жёсткие лимиты, например: Boeing 737 — около 79 тонн, Airbus A320 — до 78 тонн, Boeing 777 — более 300 тонн...
❄️Пап, а как сажают самолёты в Арктике?» — ведь там кругом снег и лёд!
— Пап, а как пилоты видят, где сажать самолёт, если всё белое? Там же нет деревьев, дорог… только лёд и снег! — Отличный вопрос, Илюха. Арктика — это настоящее испытание для авиации. Но даже в этих условиях самолёты умеют садиться точно и безопасно. Сейчас расскажу, как это работает. Полет через Арктику — не экзотика, а обычная практика. Например, рейсы из Европы в Азию или из США в Индию часто пролетают над Северным полюсом. Это самый короткий путь между континентами. Да и в саму Арктику летают: на научные станции, базы снабжения или даже пассажирские рейсы в северные города...
🛞 Почему шасси самолёта не ломаются при посадке? Технический взгляд
— Пап, а почему шасси такие крепкие? Ведь самолет плюхается, как слон! — спрашивает мой сын Илюха, который уже интересуется авиацией всё больше и больше. Раньше мы уже писали про размеры и виды шасси на разных самолётах, а теперь разберёмся, почему они выдерживают такие нагрузки. ✈️ Сложная нагрузка при посадке Самолёты весом от 40 до 400 тонн касаются взлётно-посадочной полосы с вертикальной скоростью 2–4 м/с и горизонтальной скоростью 200–280 км/ч. Каждое колесо принимает нагрузку в несколько тонн...
👨✈️«Пап, а если пилоту станет плохо?» — кто поведёт самолёт в небе?
Илюха задумался не во время турбулентности, не на посадке — а просто, когда увидел, как пилот вышел из кабины. — Пап, а если ему станет плохо? И второму пилоту тоже... Самолёт сам полетит?.. Хороший вопрос. Потому что взрослые тоже часто не знают, что реально будет, если пилоту вдруг станет нехорошо в небе. Сегодня расскажем — без паники, только факты. 🧑✈️ В кабине ВСЕГДА двое На всех пассажирских рейсах минимум два пилота: 👨✈️ Капитан (командир) — старший 👨✈️ Второй пилот (он же — первый офицер) Если одному из них становится плохо, второй сразу берёт управление...
🛫 Пап, а зачем пилот говорит „Ротейт“? — Илюха услышал и завис
— Пап, я слышал! Он сказал „Ротейт“! Это чтобы винты закрутились?.. — Почти, Илюш. Только это не про винты — а про момент, когда самолёт говорит: «Всё, я пошёл в небо!» Сегодня расскажу, почему это слово — не просто фраза, а один из главных моментов при взлёте. Илюха сидел у окна, ел сушку, и вдруг замер — так что давай разбираться вместе. 🧠 Что вообще значит “Rotate”? 👉 Слово “Rotate” пилот произносит в самый важный момент взлёта — когда самолёт разогнался достаточно, чтобы начать поднимать нос...
🔥 «Пап, а если в самолёте будет пожар?» — рассказываю Илюхе, как борются с огнём на высоте 10 км
— Пап, а если в полёте что-то загорится? Мы же не можем вылезти! — Илюх, именно поэтому в самолёте всё сделано так, чтобы огонь даже не начался. А если начался — его быстро задушат. И вот тут Илюха замолчал. А потом сказал: — Расскажи всё. Только честно. 📌 Сегодня — всё про пожар в самолёте, как его предотвращают и что будет, если он всё-таки начнётся. 🔥 Самолёт в огне — это не кино. Это ЧС, к которому все готовы. 📌На высоте 10 000 метров: 🔸нет пожарных 🔸нет воды 🔸выйти нельзя 🔸спуститься...
🌫️ «Пап, а как пилоты видят в темноте и тумане?» — рассказываю Илюхе, как самолёт садится вслепую
— Пап, а ночью в кабине что, фонариком светят? — Ха, нет. Но иногда — будто бы садятся с закрытыми глазами… Этот вопрос Илюха задал, когда мы летели вечерним рейсом, и в иллюминаторе уже было чёрным-чёрно. Ни огонька. Ни полосы. Ни города. А самолёт тем временем заходил на посадку. 📌 Сегодня расскажу — как самолёты «видят» ночью, в тумане и облаках, и что делает посадку вслепую возможной. Для пилота нет «дня» и «ночи» — есть только условия видимости. Ночью и в густом тумане визуально пилот не видит ВПП...