Найти в Дзене
«Безумец, святой, провидец»: почему Эль Греко опередил своё время на 300 лет
Эль Греко — художник, который не вписался в эпоху Возрождения и оказался слишком тонким даже для барокко. Его стиль считали уродливым, его краски — болезненными, его композиции — нелепыми. Он был "не от мира сего" во всём: грек, писавший для испанцев, иконописец, мечтающий на языке Тициана, мистик, создающий образы, полные страха, света и напряжения. Доменикос Теотокопулос родился на Крите в 1541 году. Крит в это время — венецианская территория, впитавшая и православную иконопись, и ренессансную перспективу...
4 месяца назад
Femme fatale в кино: роковая женщина между желанием и страхом
Как архетип разрушительной женственности прошёл путь от нуара до постмодерна и почему мы до сих пор ею одержимы Она входит в кадр медленно. Дым сигареты, высокий каблук, брови, нарисованные лезвием. В ней есть что-то тревожное — как будто она знает, чем всё закончится, и всё равно улыбается. Она — femme fatale. Роковая женщина. Фигура желания, которая ведёт к гибели. Женщина, которая нарушает порядок, разрушает мужчину, но и освобождает его. В кино XX–XXI века femme fatale — не просто персонаж. Это...
5 месяцев назад
#3 Почему именно пастухи первыми увидели младенца Иисуса — и как художники изображали эту сцену столетиями
Сцена, в которой бедные пастухи приходят к новорождённому Христу, — одна из самых трогательных в христианской иконографии. Это не торжественная встреча царей и не божественное откровение ангелов. Это — человеческий взгляд, полный простоты, удивления и смирения. В искусстве сюжет «Поклонение пастухов» изображался на протяжении всей истории — от византийских фресок до барочной драмы и интимного света Караваджо. Но за визуальной красотой стоит глубокий смысл: почему именно они — первые, кто пришёл? Сюжет основан на строках из Евангелия от Луки (гл...
5 месяцев назад
Что скрывают Евангелия: как выбирали “правильные” истории о Христе и что было вычеркнуто навсегда
Для большинства людей слово «Евангелие» звучит священно и недосягаемо. Кто-то слышал про Матфея, Луку и Иоанна. Кто-то вспоминает «от Марка» в контексте похорон или венчания. Кто-то считает, что это и есть вся Библия. Но стоит углубиться — и оказывается, что Евангелий было десятки, что одни тексты были признаны «истинными», а другие — отвергнуты, сожжены, забыты. И что выбор этих текстов был вовсе не таким однозначным, как может показаться. Так что же такое Евангелие? Кто его писал? Почему только четыре? И куда делись все остальные? Слово Евангелие (греч...
5 месяцев назад
#2 «Рождество Христово»: что изображают и что это значит
Сюжет Рождества Христова основан прежде всего на Евангелии от Луки (2:1–20) и в меньшей степени на Евангелии от Матфея. Это момент рождения Иисуса в Вифлееме, в хлеву или пещере, куда пришли пастухи, чтобы поклониться младенцу. Элементы, которые обычно включаются в изображение: - В центре картины обычно изображён новорождённый ребёнок. Он лежит в яслях — это кормушка для скота, что подчёркивает его скромное рождение в бедных условиях. Иногда младенца кладут прямо на солому или на ткань. Почему это важно: идея в том, что Спаситель мира родился не во дворце, а среди простых людей, в бедности...
5 месяцев назад
Что такое гностицизм
Древняя ересь или тайное знание о душе, падении и освобождении? Гностицизм — одно из самых загадочных и неправильно понимаемых явлений в истории религии и философии. О нём говорят как о «ереси», как о «предшественнике экзистенциализма», как о «тайном знании избранных». Он вдохновлял раннехристианских мистиков, будоражил умы средневековых сект, а в XX веке неожиданно вернулся через Карла Юнга, фантастику, постмодерн и даже «Матрицу». Что же такое гностицизм на самом деле? И почему он продолжает волновать воображение уже две тысячи лет? Слово gnosis по-гречески означает «знание»...
5 месяцев назад
Как Мария Магдалина стала самой противоречивой женщиной в христианстве
Во всей истории христианства трудно найти фигуру, столь же многослойную и тревожную, как Мария Магдалина. Она — одна из самых упоминаемых женщин в Евангелиях. И в то же время — одна из самых неправильно понятых, переосмысленных и искажённых. За две тысячи лет она побывала всем: ученицей, ведьмой, блудницей, святой, любовницей, женой Иисуса, апостолом, матерью, святой простолюдинкой и героиней мистических культов. С ней церковь вела сложный диалог. Её пытались стереть, а потом возвысить. Её осуждали, но ею же вдохновлялись художники и монахи...
5 месяцев назад
История "лилии": от цветка невинности до эмблемы смерти
Лилия — один из тех цветов, чья история в человеческом воображении давно переросла ботанику. Она из тех символов, которые говорят без слов, соединяя чистоту и опасность, свет и плоть, рай и гроб. В разные времена её венчали на головы мадонн, вплетали в венки мертвецам, клали в руки святых и ведьм, изображали на гербах королей и на нижнем белье викторианских невест. На первый взгляд — белый лепесток, грациозный изгиб стебля, благоухание. Но чем дольше вглядываешься в лилию, тем яснее чувствуешь: этот...
5 месяцев назад
#1 Благовещение. С чего начинается история христианского искусства
Мы запускаем серию путеводителей по основным сюжетам, которые чаще всего встречаются в музеях. Каждая статья будет посвящена одному сюжету: мы разберём, откуда он взялся, как его обычно изображают, какие детали нужно искать глазами, и какие известные художники обращались к этой теме. Благовещение — один из ключевых сюжетов в христианской живописи. Он основан на эпизоде из Евангелия от Луки (1:26–38), где Архангел Гавриил является Деве Марии и сообщает ей, что она зачнёт от Святого Духа и родит Сына Божьего...
5 месяцев назад
История сюжетов в искусстве: как картины стали рассказывать истории
Когда человек впервые попадает в крупный музей живописи, он часто оказывается перед сотнями полотен, которые выглядят одновременно красиво и загадочно. Мы видим лица, позы, жесты, предметы, сцены — но не всегда понимаем, что именно происходит на картине. Особенно это заметно, если речь идёт об искусстве до начала XX века, когда сюжетная живопись была господствующей формой художественного выражения. Картины прошлого не создавались для пустого восхищения красотой. Они были тесно связаны с религиозной верой, мифами, историей...
5 месяцев назад
«Юдифь I» Густава Климта: торжество роковой женщины
Картина изображает библейскую героиню — Юдифь, вдову из Ветуллии. Согласно библейской книге, Юдифь спасла свой народ от ассирийского войска: она проникла в лагерь врагов, соблазнила их вождя Олоферна, и когда тот, опьянённый вином и страстью, уснул, — отрубила ему голову. Изначально в христианской традиции Юдифь считалась героиней: символом добродетели, бесстрашия, жертвенности ради народа. Но в конце XIX века отношение к этому образу изменилось. Для художников декаданса Юдифь перестала быть просто святой...
5 месяцев назад
Как родился образ femme fatale: роковая женщина как лицо декаданса
Вторая половина XIX века в Европе — это время глубоких и противоречивых процессов. С одной стороны, триумф науки, промышленности, технологий обещал человечеству невиданное благополучие. С другой стороны, под этими обещаниями копилась тревога. Человек больше не ощущал себя венцом творения. Он становился частью холодной системы, винтиком в механизме, чья ценность определялась его полезностью, а не внутренней сущностью. Промышленная революция изменила облик городов: вместо уютных улиц — бесконечные ряды многоэтажек, вместо сословных обществ — безликие массы рабочих...
5 месяцев назад