Гимел тамуз 5 30.6.2025, Арик Взрослый, бармитц, который обязан исполнять заповеди. Рав Гинзбург как то сказал, что бар мицва – это способность «нести» парадоксы. Способность переносить парадокс. Не «решать» парадокс. Нести парадокс. То есть, жить с парадоксом, не «оправдывать» парадоксы Я когда-то это понял, когда много раз пытался читать первую сказку Реби Нахмана. Если ты посмотришь, с чего она начинается, она начинается с абсолютного парадокса. Жил-был царь. У этого царя было шесть сыновей и одна дочь. И этот царь очень любил свою дочь. Они друг с другом сидели, пиздили постоянно. А потом царь разгневался на свою дочь и сказал ей, так написано буквально, иди к чёрту. И потом эта дочь идёт к себе в комнату, а потом её не нашли. Этот царь ходит ано и ано, сюда и сюда, ходит по своему дворцу и плачет, знает, куда ушла дочь. И находится его помощник, который говорит, я вижу, что ты так сильно плачешь, я пойду его искать. И дальше целая история, как он ищет эту дочь. Понятно, есть всякие комментарии. Есть комментарий, что это концепция цимцума. Шесть сыновей, это шесть сфирот, зеер анпин. Дочь это Малхут. Есть объяснение, что это Нешама, душа. Есть объяснение, что это народ Исраил. Или Кнесет Исраил. Но я, по своей дебильности и способности много читать. Я начал думать буквально, а что это значит буквально? Хорошо, все комментарии мы знаем, а как это можно понять буквально? Царь, понятно, Бог. Дочь, скажем, еврейский народ. Этот Бог, царь, гневается на своего дочь. Это тот Бог, в который мы верим? Вроде мы верим в Бога, который добрый? Этот Бог не просто злой, он еще вообще сумасшедший. Он вдруг решил проклясть свою дочь, сказать ему, иди к черту. Это Бог, который говорит, иди к черту? Какой интересный Бог! А еще интереснее, этот Бог же, он, оказывается, совсем не всемогущий. Потому что он не знает, где находится его дочь. Он еще потом страдает. Бог, который страдает, это уже какая-то христианская идея. Кстати, в Гинзбурге есть идея, что христианство и хасидизм, они очень близки на самом деле. Так и значит. Просто, если подумать, смысл этой сказки, там парадокс на парадоксе. Если царь – это Бог, когда Бог, который не знает, что с ним происходит, что происходит в его царстве, он проклинает, говорит своему дочери, иди к черту. Потом еще есть какой-то человек, его помощник, который идет искать, очень долго ищет свою дочь. Понятно, что это история про Галут и так далее. И тем не менее, если мы берем это как концепцию Бога. Самое умное, что я сказал из этой истории, во-первых, что Бог сумасшедший, во-вторых, что это парадокс, а потом я пришел к выводу, что это ошибка. То есть Бог, не только ебнутый на голову, не только не знает, что происходит в царстве, он не может спасти своего дочь. Это ошибка. Так получилось. А что хочет сказать рабби Нахман, пока он рассказывает эту историю? История эта начинается с интересной фразы: «Я шел по дороге и рассказывал историю, и тот, кто слышал эту историю, у него была мысль о тшуву». Эта история – это не философия, не психология, не религиозная философия. Цель этой истории – тшува. Любое буквальное понимание этой истории – это не то, что рабби Нахман хочет от этой истории. Какая связь между этой странной историей и тшувой? Ответ: парадоксальное мышление. Тшува – это способность парадоксального мышления. Эта история, она именно для того такая странная, чтобы развить у человека парадоксальность мышления. Кстати, Ницше занимался нечто подобное. Я недавно слышал ролик на эту тему, очень интересный. У него были подпольные лекции, на которые ходили только избранные. И он там ломал рациональное мышление своих студентов. Некоторые сошли с ума, некоторые еще чего-то. А для чего? Дело в том, что рациональное мышление, оно очень ограничено. Для того, чтобы достичь до каких-то настоящих высот, то, что хотел Ницше, он хотел сверхчеловека. Для того, чтобы сломать, для того, чтобы дойти до сверхчеловека, Суперменш, иберменш, для этого надо сломать рациональное мышление. И вот он экспериментировал на эту тему. Ну и, в п
2 месяца назад