Найти в Дзене
Про блюз и зубы Маргарет Тэтчер
Наш блюзовоз, вперед лети! Музей паровозов! Мой давний приятель Рустам С. порадовал меня удивительной музыкальной историей, которой я, загоревшись от кайфа, решил немедля поделиться. Рустам – скромная личность в кругу музыкантов, играющих блюз, рокабили, кантри и иже с ними. Когда-то давно я случайно оказался на его экскурсии в удивительоном музее паровозов на Рижском вокзале. Меня обуревала романтика ковбоев, комиссарских кожанок с маузерами и даже получилось проникнуть в «святая святых»: в купе, где Будённый встречался с «Неуловимыми мстителями»...
3 недели назад
Моё открытие музыкальной Японии
Правильнее было бы назвать эту статью "Мои открытия в японской музыке". Начну, как говорится ab ovo, или как бы сказали в Японии 最初から (saisho kara) - "с самого начала". Когда мне было лет 10 мой дядя купил катушечный магнитофон «Яуза». Тогда это была мечта каждого меломана. Мой старший брат, патлатый битломан, студент, стал создавать ему коллекцию из всех имеющихся у нас пластинок и бабинных катушек. На одной из коробок было карандашом написано «Самураи», однако музыка была совсем не в стиле боевого...
2 месяца назад
Взлом кода Дон Кихота
Существуют особые литературные произведения и авторы, относимые мною в категорию 'it is a must', т.е. обязательные для прочтения для профессионального книголюба. Сугубо для себя я отмечаю галерею русской классической литературы от Пушкина до Чехова (вспоминаем школьную программу), а из зарубежной – это Вильям (наш глубоко уважаемый) Шекспир, Виктор (наш неотверженный) Гюго, Йоган (Фаустович) Гёте. А как же Диккенс, Бальзак, Данте? Они тоже, но первые три – это столпы, на которых строится европейская литература...
4 месяца назад
Шла бы ты домой, Пенелопа! Эта крылатая фраза была популярна среди студентов конца 1960-х! Песня «Ты куда Одиссей, от жены от детей?» в исполнении популярного квартета «Аккорд» впервые познакомила меня с персонажами Гомера. Уже замаячили мифы Древней Греции, уроки истории и изучение гекзаметра на уроках латыни. Фраза про Пенелопу навсегда впечаталась в мою память! Шло время, протекала жизнь и я снова вернулся к Гомеру. В обретении понимания смысла «Улисса» я окончательно понял, что важно изучить «Иллиаду» и «Одиссею». В этом меня убедили многочисленные авторитеты. Лев Николаевич под руководством своего товарища Афанасия Фета выучил древнегреческий, чтобы прочитать Гомера во время написания «Войны и Мира». Это с трудом укладывается в моей голове – сколько времени на это ушло? «Илиада» и «Одиссея» служили вдохновением для литераторов, художников и кинематографистов всех времён. Стихотворение Бродского про Телемака я прочёл в период увлечения творчеством поэта. Картина  «Одиссей в пещере Полифема» Якоба Йорданса фламандского живописца выставлена в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Есть повод «вновь посетить», выражаясь строкою великого поэта. Выяснилось, что существует целое направление – «Одиссейная живопись». Хорошая тема для исследования. Одиссея, как нарицательное имя путешествия,  «реинкарнировалась» в «Улиссе» Джойса, который кардинально повлиял на литературу XX века. Идея поиска и возвращения также лежит в основе «Нового Завета» и произведении Стругацких «Пикник на обочине». Фильме Звягинцева «Возвращение» на эту же тему. Удивительно, что «Космическая одиссея 2001 года» Кубрика 1968 года стала  вехой  в развитии мирового кинематографа. С уверенностью можно сказать, что Гомер «вышел в пределы вселенной». Ну и уж если я претендую на лавры новеллиста, то изучение «Иллиады» и «Одиссеи» - a must! Не только ради содержания, но и ради изучения методов создания текста.  Гомер впервые использовал такие литературные приёмы как ретроспектива, повторяющийся рефрен, рассказ в рассказе и «приквел», который создает интригу, присущую  современным сериалам. Интересно, что Дэвид Линч, сняв «Твин Пикс. Сквозь огонь» подсадил зрителя на последующие 60 серий основываясь вольно или невольно на структуре «Одиссеи», как утверждают уважаемые мною литературные критики. Читать и «Илиаду» и «Одиссею» с налёта – открыл книгу и начал - не каждому дано. Я пробовал несколько раз и безуспешно. Жуковский, сохраняя аутентичность и архаичность, сохранил поэтический ритм – гекзаметр – и использовал древнерусский язык. Именно поэтому Одиссея не «ложится на ухо» так легко как «Светлана». «Иллиада» и «Одиссея» служили учебниками изучения языка и истории, так как произведения были энциклопедией древнегреческой жизни. Как и музыкант перед разучиванием произведения сначала изучает ноты, так и «Одиссея» требует вдумчивого подхода. Я начал с исторического контекста, а именно изучение эпохи Гомера, бронзового века – времени событий. Далее последовал блистательный по глубине и по работе создателей сериал «Одиссея. По ту сторону мифа», снятого при совместном производстве ряда кинокомпаний. Потом  последовали ряд лекций, из которых наиболее яркой были выступления Евгения Жаринова. Ну и для завершения картины – Шлиман с сокровищами Трои. Мифы Древней Греции в изложении Николая Куна – это базовая комплектация. Будучи школьником, я пролетел соколом по страницам книги, не вдаваясь в глубину. Однако сейчас с ещё большим удовольствием снова слушаю мифы. Засыпается под них отлично и сны снятся фантастические. В каждом виде искусства есть отправные точки, которые дают развитие жанру. В принятой мною системе координат Бах является родоначальником классической музыки, художники эпохи Возрождения – основоположники живописи, а Гомер – основа европейской литературы. Отсюда вывод – хочешь разбираться в европейской литературе – читай Гомера. Я начал, заново. И это ещё один шаг к «Улиссу», что уже стало своего рода одиссеей к познанию творчества Джойса.
6 месяцев назад
9 мая 2017 года совершил восхождение на вершину Гейдар Зирвеси в Азербайджане, что далось мне поистине титаническим трудом. У меня был длительный перерыв в покорении вершин: 5 лет. Времени на акклиматизацию не было, вечером пришли, утром восхождение. Раньше 4 000 метров – был что-то типа маршрута выходного дня Я отстал от группы, ноги сводили судороги, со мной шёл инструктор и его терпение и титанические усилия по растиранию ног с мазью давали результаты на какое-то время и старался идти дальше. Низкий поклон могу инструктору. В какой-то момент я упал на снег и понял, что я никуда идти не могу и не хочу, я готов сейчас здесь прям подохнуть, замёрзнуть, и мне было все равно жив, я или мёртв и ощутил на собственной шкуре, как вот так мирно люди замерзают в горах. Полная парализация воли. Я уже смирился с тем, что я подожду, когда группа пойдёт вниз и я к ним присоединюсь Я не помню, что двигало мной. Я полз на карачках, с упорством считал шаги. Вот 5, потом 10, потом 11. Нашли силы, и всё-таки я дополз до вершины и вышел из тумана, когда меня уже никто не ждал. Не было ни аплодисментов, ни триумфа моего достижению. Именно тогда я понял, что в горах каждый сам за себя. На моей памяти это было самое тяжёлое восхождение. Потом был тоже нелёгкий спуск и вот уже когда мы сидели и ждали машину до погранпоста, на меня накатила такая эйфория, что то я взял гитару и начал петь песни военных лет. Это день был день победы, он порохом пропах и нас ждёт огонь смертельный! Огонь как я пел, сильнее артподготвки! Я отмечал две победы. Одна маленькая победа – это та, которую мы делаем над собой. Доползти, преодолевая убийственную усталость. Если бы этого качества не было у наших дедов, страна не одержала бы той, большой победы, которую я тоже отмечал возле подножия только что взятой горы!
7 месяцев назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала