Найти в Дзене
А зачем ставить цели? «Постановка целей повышает результаты в спорте и физкультуре в 78% случаев, а при переходе от средних результатов к высшим – в 100% случаев». Это банальность, описанная в "Справочнике спортивной психологии" 2001 года, издательства Wiley. Тем не менее, мы часто стыдимся называть свои цели. Так нас учили: «Надо быть скромным и послушным», а в нашей культуре озвучивание целей считается нескромным. Вот причины, озвучиваемые людьми, которые не ставят целей: «Скромнее надо быть». «Не рыпайся». «День прошел, и слава Богу». Однако, как вы помните из предыдущего поста, даже при отсутствии какой-либо очевидной цели, целевое поведение все равно существует. В свое время Альдерфер разделил базовые человеческие потребности на три главных категории: 1 группа – это потребности поддержания жизни. К ней относятся все формы физиологических нужд, потребность в безопасности. 2 группа – это потребности в отношениях и взаимоотношениях с семьей, коллегами по работе, значимыми людьми, друзьями и др. 3 группа – это потребности роста, которые заключаются в максимальном раскрытии себя и в творческом самовыражении. Альдерфер утверждал, что если не удовлетворяются потребности личностного роста, то основное внимание уделяется потребностям поддержания жизни. Если человек отказывает себе в творческом самовыражении, то общение станет для него приоритетом существования. Вспомните людей, которые говорят, что для них главное – семья или друзья, иногда товарищи по команде, то есть значимые другие, с которыми они вступают в отношения. Если отказать себе еще и в общении, ограничивая и личностный рост и отношения, то главным станет поддержание физиологического благополучия. Вспомните очереди из одиноких людей в поликлинике, многие разговоры которых связаны с физическими ощущениями и пережитыми эмоциями. То есть психическая энергия так или иначе перераспределяется, и каждый сам решает, куда ее направить. И в целом, в этом нет ничего плохого - не всем же быть артистами и писателями, учеными и чемпионами. Но, с другой стороны, природа не прощает тех, кто в максимальной степени не использует ее потенциал. За отсутствие цели нужно расплатиться. Формы расплаты за бесцельное существование разные, и самые безобидные из них - наличие маленьких ежедневных неприятностей и постоянное любопытство. Любопытство, которое является одним из основных путей развития личности, может вредить нам? Да, как минимум - выступать симптомом других психологических проблем! И в следующем посте я поведаю вам об этом. Также предлагаю ознакомиться с работой Альдерфера (PDF документ): Alderfer C.P. An empirical test of a new theory of human needs. Organizational Behavior and Human Performance. 1969, vol. 4, 142-75.
10 месяцев назад
Целеполагание. Что такое цели и для чего они нам нужны. Строго говоря, вся наша жизнь состоит из целей. Маленькие и большие, важные и совсем пустяковые, они составляют наш день с раннего утра до позднего вечера. Мы настолько привыкли к некоторым обыденным целенаправленным действиям, что и не считаем их осуществлением неких целей. Да и разве это цели? Гораздо привлекательнее те цели, которые выходят за рамки повседневности и кажутся труднодостижимыми. Спорт является, пожалуй, самым наглядным и понятным образцом достижения цели. И здесь мы видим бесконечное количество тренировочных повторов, без которых невозможно, прийти к лучшему результату на соревновании. Результат - главное, на что ориентирована цель. Целенаправленное стремление к достижению результата отличает животное и человека от растений и мертвой материи. Целенаправленные действия всегда проактивны, в отличие от адаптивных действий. Адаптивные действия чаще реактивны, поскольку они направлены на сохранение динамического равновесия. Между тем, именно эти реактивные действия создают опытный фундамент для последующих проактивных действий. Человек и многие животные наделены способностью целенаправленного движения к цели. Эту способность П.К.Анохин назвал «опережающим отражением». Цель еще не достигнута, но ее образ, картина, план уже существует, в том или ином виде, в сознании. Проактивное поведение продиктовано не прошлыми событиями, а потребным результатом, образом будущего. Но, планируя и совершая какие-то целеустремленные действия для будущего успеха, индивид использует только те способы, которые получил в прошлом, других нет, они будут приобретены только при решении новых задач. Причем, даже выбирая цель, индивид видит только те элементы окружающего пространства, которые для него значимы с точки зрения предыдущего опыта. Такого рода выборочное восприятие мира вполне целесообразно с точки зрения сохранения самого себя и своего вида. Селективное выделение значимых факторов среды не менее актуально для человеческого мира – социальных и профессиональных отношений: музыканты особое внимание уделяют звукам, архитекторы формам, кулинары вкусам. Продолжение в следующей части, подписывайтесь, комментируйте, буду рад любому обсуждению!
10 месяцев назад