Найти тему
Как в старину баней лечились?!
Здравствуйте, друзья! И снова банная тема у нас. О том, как в русской печи лечили/перепекали младенцев, мы уже выяснили. Сегодня расскажу, как лечили разные болезни взрослые крестьяне. В сельской местности люди проводили много времени на открытом воздухе. В холодное время возникали простудные заболевания- такие, как лихорадки, болезни горла. Самым распространенным лечением простуды или лихорадки было парение- в бане или в русской печи. При этом крестьяне натирали тело редькой или скипидаром. Если верить народной медицине, то эти снадобья способствуют приливу крови к коже...
8 месяцев назад
Обычаи и предрассудки из села Верхотишанки.
Ох, и суеверным же был русский народ!  Хотя почему был? Многие и сейчас, просыпая на стол соль, говорят «к ссоре!», а вернувшись домой за забытой вещью, смотрятся в зеркало… И ведь всем селом в церковь ходили… а она это дело ой как не одобряла! Сегодня я расскажу о поверьях и суевериях русского народа. За основу возьму этнографические очерки краеведа и этнографа Андрея Ивановича Кремер. Учёный исследовал жизнь крестьян Воронежской губернии из села с интересным названием Верхотишанки. «…Крестьяне...
8 месяцев назад
«Вот посмотри турецкую баталию, где воюет тётка Наталья…»
Здравствуйте, друзья! Я очень много пишу о том, что русские крестьяне бесконечно много трудились. И это действительно так. Но может сложиться впечатление, что жизнь простого русского человека была скучной, однообразной, полной тягот и забот. Это не совсем верно. Были в крестьянской жизни и выходные, и праздники, и народные гуляния, и поездки на ярмарку. Вот о последнем я сегодня вам и расскажу. В городах или в больших сёлах, во время какого-либо праздника устаивались ярмарки, куда с большой охотой съезжались крестьяне из окрестных деревень и сёл...
8 месяцев назад
Без четырех углов изба не рубится. Дом о четырех углах.
Строительство дома для каждой крестьянской семьи было очень важным делом. Как и сегодня, впрочем… Жилое пространство старались организовать так, чтобы оно было наполнено теплом, любовью и покоем. Русская изба - это свой небольшой мир, своя «вселенная», в которой всё было продумано до мелочей... В представлении наших предков, жилище можно строить, лишь следуя вековым традициям и правилам, соблюдая предписания и запреты. И таковых было много!  Сегодня я хочу опубликовать воспоминания деревенских...
8 месяцев назад
БЕЗПАЛЫЙ, ГАРНИЗА И КРИВОНОЖКА - прозвища русских крестьян. Здравствуйте, друзья! В русской деревне XIX века у многих жителей было прозвище, связанное с каким-то случаем, его особенностями, родом занятий. Прозвище выделяло человека от других - делало его уникальным в своем роде. Хотя, порой, это прозвище могло быть и обидным… Кривой - прозвище, данное за физический недостаток глаз. Безпалый - прозвище, данное мужику за недостаток на одной руке пальца. Цыган - прозвище дано за смуглый цвет лица и черные волоса. Кряж - прозвище данное за неповоротливость. Паторы - мальчик ходил по миру и на предложенный кем-то вопрос: «Много ли вась у матки ребятишек?»- отвечал: - «патора», (т. е. пятеро). Благодаря такому ответу впоследствии и вся семья стала прозываться «паторами». Матушкин - один мальчик, спрошенный кем-то: «Чей ты?»— отвочал -«Матушкин». С тех пор его и стали звать в насмешку: «матушкин». Впоследствии прозвище это сохранилось за ним на всю жизнь. Гарниза - служивший в местном гарнизоне. Ковалиха - вдова после умершего кузнеца стала ковать сама. Медничиха - дочь медника, продолжающая работу отца. Барабанщица- вдова служившаго ранее барабанщиком в военной службе. Полячка - прозвище по национальности. Восковая - прозвана так за цвет своего лица. Кривоножка - прозвана так за кривоножие. ❓А какие прозвище вам известны? Источником данного материала является книга 1907 года, «Сборник материалов по этнографии северного края». Автор: Александр Бурцев — русский этнограф, издатель, коллекционер, купец 1-й гильдии.
8 месяцев назад
РОДЫ В РУССКОЙ ПЕЧИ!😱
Рождение ребенка - во все времена было делом сложным и ответственным. Даже в начале XX века простые крестьянки рожали обычно в доме или в бане, иногда в других приусадебных постройках. А иногда, прямо в русской печи! Как в печи парились и мылись- мы с вами уже обсудили, кто не читал ту статью, обязательно прочтите! Чтобы роды прошли более-менее комфортно, вблизи должен быть очаг, что объяснимо. Это и тепло в помещении, которое так необходимо роженице и новорожденному, это и возможность иметь теплую воду и, наконец, дезинфицирующая сила огня...
8 месяцев назад
КАК МЛАДЕНЦЕВ В ПЕЧИ ЛЕЧИЛИ !
Здравствуйте друзья! Продолжу рассказывать вам о русской печи и о её огромном значении в жизни простого народа. Русская печь для крестьянина - источник света и тепла, на печи спали, в печи готовили еду, стирали бельё, парились и мылись, рожали и лечили детей. Вот о последнем я сегодня расскажу подробнее. По народным поверьям, печь - не просто нужный в быту предмет, это очаг, удерживающий грозную мощь огня.  С точки зрения мифологии, печь символизировала женское чрево. Поэтому именно с печью были связаны обряды, направленные на лечение больных детей, особенно младенцев...
9 месяцев назад
Плясать от печи
Здравствуйте, друзья! Сегодня поговорим о поистине уникальном предмете в культуре наших предков, о самом ярком символе русского духа - о русской печи! Она являлась незаменимым помощником в жизни крестьян - это и тепло в доме, и горячая пища, и место для сна и отдыха. Русская изба уже не изба без печи! Только то помещение так называли, где стояла русская печь! Само слово «изба», истопка» происходит от «истопить». Интересно, но древние печи не имели  дымохода, они топились по-чёрному и назывались «курными»...
9 месяцев назад
ТРАДИЦИЯ ПАРЕНИЯ В РУССКОЙ ПЕЧИ Продолжение. О традиции мытья в русской печи рассказывал писатель Николай Преображенский, который описал события, произошедшие с ним зимой 1860 года в селе Никольское Кадниковского уезда Вологодской губернии ⬇️ «… Как бы то ни было, на третий день накануне праздника Рождества я достиг тихого пристанища - дома моего дяди. Всему русскому миру известно, как хорошо после длинной холодной дороги выпариться в жаркой бане. Также всему русскому миру известно, что накануне воскресенья и великих праздников весь чисто русский мир имеет древний, свято чтимый и почтенный обычай — париться и менять белье. Дело для меня было подходящее... Но на самом пороге к наслаждению, т. е. к бане, я встретил совершенно непредвиденные препятствия. Дядя собирался париться. Я лежал на палатях и ждал приглашения в баню. Но вместо этого я заметил, что работница принесла в избу соломы, свалила ее в печку, за ней туда же впихнула шайку с теплой водой, в которой был обмочен веник. Немного погодя среди избы дядя мой явился в натуре, разгладил бороду и, ни слова не говоря, марш за соломой, шайкой и веником в печку. Работница закрыла печку заслонкою. Я думал, что дядя думает приготовить из себя жаркое. Не тут-то было. Немедленно в этой печке, где варят щи, кашу, пекут хлеб, пироги и прочие сдобные вещи и куда залез мой возлюбленнейший родич, раздалось сильное шлепание, охание, кряхтение, одногласные восклицания и целые одобрительные слова в роде: "Важно!.. славно!... вот так!.. вот так!... а-а-а. Вот еще, еще!... Ух как важно!". Это мой дядя хлестал себя, что было сил во все места. Два-три раза булькнула вода; раздался глухой вопль: "Откройте!". Работница открыла печку и оттуда вылез головой вперед и весь красный, как рак, дядя. Он снова сунул голову с бородой в печку, достал оттуда шайку с веником и наподобие Адама в невинном состоянии прошел по всей избе и отправился в подполье обливать себя холодной водой. Предложили и мне слазить в печку. Но я как бурсак, привыкший к хорошей бане, и как философ, следовательно человек с полным сознанием собственного достоинства, счел унизительным лезть в печку париться... Я спросил о бане. Оказалось, что бани во всем селе не было, нет и по всей вероятности не будет; что была баня в Родионихе, да и та лет 15 назад сгорела; что там все парятся там же и так же, как мой дядя. Не мало я подивился такой невзыскательности...» Приглашаю вас на мою страницу! Подписывайтесь, будет много интересного!
9 месяцев назад
КАК КРЕСТЬЯНЕ В РУССКОЙ ПЕЧИ ПАРИЛИСЬ ! Сегодня у нас очень необычная тема. У русского народа была добрая традиция- все непременно проводили банные процедуры, посещали бани, где мылись и парились. Но бани строили не везде, в некоторых местностях они отсутствовали. Там бытовала другая традиция — мытье (паренье) в большой русской печи. Информация об этом есть в Этнографическом бюро князя В. Н. Тенишева (1899 год). Подробное описание относится к Мольскому приходу Тотемского уезда Вологодской губернии: «Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны и мыться можно одному свободно сидя. Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до "ломоты костей" и хорошо промывши голову "щелоком", потом окатывается водой на сарае. Приготовлений нужно совсем немного; только с утра поставить в печь чугун с водой…» Традиция мытья в печи была характерна для Центральной России (Рязанская, Тульская, Московская, Ярославская, Владимирская, Калужская губернии). На Русском Севере также имелись целые территории, где не знали бань и мылись в печах. В конце XIX — начале ХХ в. печь в функции бани использовалась в Ярославской, Тверской, Костромской и в южных районах Вологодской и Новгородской губерний. Печи, предназначенные для мытья, строили вместительными, и часто в них мылись по двое. О парении в печи в конце XIX века в Грязовецком уезде Вологодской губернии есть такая информация: «Крестьяне парятся в печках, по два человека, но не более. Печи специально делают большие, так что удобно в них даже сидеть. Моются в них обычно часов в 6-7 вечера. Но для парения довольствуются утренним жаром. Перед мытьем настилают в печь сноп соломы. Залезши в печку и взяв с собой немного горячей воды и веник, обмакивают веник в воду и брызгают на стенки. Обычно появляется пар, а потом ложатся на солому и парятся…» Иногда в лечи только парились, а домывались уже во дворе. Если же в печи и мылись, то вовнутрь ее ставили деревянное корыто, в которое стекала вода. Такая традиция сохранилась довольно долго, в некоторых местах вплоть до второй половины XX века. Продолжение следует… Подписывайтесь на мою страницу, будет много интересного! ❓А вы слышали о парении в русской печи? Может сами пробовали? Источники: ✔️А.А. Желтов. Банные традиции Северной и Центральной России. ✔️Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: материалы "Этнографического бюро" князя В. Н. Тенишева, 2004.
9 месяцев назад
«Мужицкий фотограф» – Сергей Лобовиков и его уникальные фотоснимки.
Друзья, здравствуйте! Сегодня мой рассказ посвящён выдающемуся фотографу, благодаря которому мы можем увидеть, как жила Российская Империя столетие назад. Сергей Александрович Лобовиков. Родился он в 1870 году в Вятской губернии, а погиб в блокадном Ленинграде, оставив после себя несколько тысяч ценнейших снимков, где запечатлена повседневная жизнь русской деревни. Сергей был старшим ребёнком в многодетной крестьянской семье.  В 13 лет мальчик остался сиротой, к тому времени он успел закончить 4 класса сельской школы...
9 месяцев назад