Найти в Дзене
Почему в «чистой квинте» семь полутонов?
Почему в чистой квинте семь полутонов? К сожалению, в замечательной книге М. Пилхоффера и Х. Дея «Теория музыки для чайников» (ТМЧ) нет ответа на этот вопрос. Там есть таблица 10.1, в которой количество полутонов соотносится с названием интервала. Такая вот таблица из главы про «Интервалы». Собственно, в чём фрактал? Ну семь и семь, подумаешь?! Смирись с этим и живи дальше, но! А как же логика? Теория музыки – это одна из самых логичных вещей на свете, говорили они... Перечитал главу с начала...
10 месяцев назад
Почему в «чистой квинте» целых семь полутонов, а в «чистой кварте» всего пять? К сожалению, в замечательной книге Майкла Пилхоффера и Холли Дея «Теория музыки для чайников» нет ответа на этот вопрос. В этой заметке я приведу результат своих изысканий. --- Напомню, что «квинта» – это пять нот. Например, До-Ре-Ми-Фа-Соль – это квинта. Полутон – расстояние между двумя ближайшими звуками (две соседние клавиши на клавиатуре фортепиано) и т.д. Цвета значения не имеют. До-До#, Ре-Ре# представляют собой разноцветные пары (первая –белая, вторая – чёрная), а Ми-Фа и Си-До одноцветные (обе белые). --- Так вот, семь полутонов можно получить пересчитав все промежутки между всеми клавишами. Например, До-До# – 1, До#-Ре – 2, Ре-Ре# – 3, Ре#-Ми – 4, Ми-Фа –5, Фа-Фа# – 6, Фа#-Соль – 7. Но есть способ получше. Пересчитаем все белые клавиши, на которых строится квинта. Их пять (квинта – «пятая» в переводе с латыни), теперь нужно прибавить все чёрные клавиши, которые окажутся между первой и последней. В моём примере их три (две в интервале До–Ми, и одна между Фа и Соль) и вычесть единицу. Считать клавиши удобнее, потому что они лучше видны. Кроме того, формула П = Б + Ч - 1, где П – количество полутонов, а Б и Ч – количество белых и чёрных клавиш, соответственно, описывает все интервалы, кроме «чистой примы». Но уже для «увеличенной примы» приведённая формула прекрасно работает 1 + 1 - 1 = 1, как и должно быть. Скандалы, интриги, расследования в статье.
10 месяцев назад