Дорогие друзья! Представляем Вашему вниманию рубрику: #историческая_ретроспектива Битва за полюс: снежный крейсер Томаса Поултера В 1934 году американский ученый и путешественник Томас Поултер участвовал в спасении антарктической экспедиции, которая попала в снежную бурю. С использованием гусеничных тракторов ему удалось вывести экспедицию из бедственного положения. Этот случай вдохновил Поултера на разработку транспортного средства, способного эффективно передвигаться по Антарктике. Создание «Снежного крейсера» заняло несколько лет, полных тщательных исследований и экспериментов. К 1939 году этот поразительный вездеход был готов. Его внушительный размер и конструкция впечатляли: 17-метровый корпус, клиренс в 5 метров, колеса с 3-метровыми шинами и два дизель-генератора General Electric мощностью по 150 л.с. Кроме того, на крыше вездехода была предусмотрена площадка для небольшого самолета-биплана. Крейсер обладал оригинальной системой отопления: выхлопные газы дизельных двигателей и охлаждающая жидкость циркулировали в специальных каналах, поддерживая внутри комфортную температуру и растапливая снег в специальном бройлере. Большие отсеки для хранения оборудования, инструментов, провизии и топлива обеспечивали автономное существование экспедиции в составе пяти человек на целый год. Однако проблемы возникли не на этапе разработки, а во время транспортировки. На обычных автомобильных дорогах массивные шины Мишлен еще как-то справлялись, но морской путь представлял собой настоящую головоломку. Вес вездехода в 34 тонны создал сложности с его размещением на имеющихся судах без риска потерять плавучесть и устойчивость. Морякам пришлось рисковать своей жизнью, чтобы доставить этот тяжелый груз к стартовой точке экспедиции. Когда «Снежный крейсер» оказался в заполярье, он сразу забуксовал — колеса углубились в снег на целый метр и начали беспомощно вращаться. Крейсер смог двигаться только задним ходом, да еще и с цепями на шинах, в то время как мотор перегревался и требовал остановок. За две недели трудностей экспедиция преодолела всего 148 километров и приняла решение использовать «Снежный крейсер» в качестве полярной станции. В 1940 году, с началом войны, команда вернулась на родину, а вездеход остался, став частью арктического пейзажа. В 1958 году международная экспедиция случайно наткнулась на творение Поултера, его обнаружил бамбуковый шест, установленный экипажем в 1940 году. За эти годы машина была засыпана метрами снега, и ее не стали откапывать, лишь зафиксировав условную точку нахождения. Судьба вездехода до сих пор остается неизвестной. Исход любого полярного путешествия трудно предсказать. В условиях полярного безмолвия природа, как нигде больше, бывает жестока к человеку, и в этой битве Поултер, сделав все возможное, не одержал победы.
1 год назад