Система «Нумикон» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога Внимание к вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) за последние годы значительно возросло и одним из современных подходов, которое находит применение в этом контексте, является система «Нумикон». Нумикон – это мультисенсорная математическая программа и набор наглядного материала, разработанный в Англии в 90-е. В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся более доступными для зрительного и тактильного восприятия. С помощью форм Нумикона можно наглядно показать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Чётные числа представлены в Нумиконе ровными прямоугольными формами, а нечётные имеют выступ с одним отверстием – таким образом, ребёнок и зрительно и на ощупь может легко отличить их друг от друга. Основная цель использования Нумикона – это помочь детям с ОВЗ в освоении математических понятий и операций. Благодаря ярким и наглядным карточкам, дети легко запоминают формы и цифры, а также учатся сравнивать и соотносить их между собой. Так как в коррекционном процессе как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка - и слух, и зрение, работу с данной системой произвожу поэтапно и учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ: 1 этап. Ознакомительная деятельность. Сначала предлагаю, детям поманипулировать и поиграть с деталями Нумикона: крутить в руках, надевают на пальчики; нанизывать формы Нумикона или штырьки. Всё это нужно для того, чтобы дети как можно больше их рассматривали и трогали руками и таким образом запоминали, как они выглядят и какие они на ощупь. 2 этап. Изобразительная, конструктивная деятельность. На данном этапе предлагаю детям пересчитывать отверстия в формах, вставлять в них камушки и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме, сделать дорожки на пластилине, кинетическом песке, конструировать по подражанию, образцу. Благодаря данному этапу воспитанники могут запомнить, как выглядят формы, какие они на ощупь; развивать умение конструировать по подражанию, образцу, схеме; находить одинаковые формы. Таким образом, дети в разных видах деятельности играют с деталями, запоминают их зрительно, осязательно. 3 этап. Математические игры и задания. Этот этап необходим для обучения словесному обозначению, сравниванию форм и использования приема для наложения. Для усвоения таких операций использую игры как: «Узнай форму Нумикона», «Найди одинаковые формы», «Назови формы по цвету», «Сравни по размеру», «Выложи формы от меньшей к большей», «Выложи формы по образцу от 1 до 10», «Выстраивание числового ряда из форм от 1 до 10», «Посчитай» учат детей выстраивать ряд из форм Нумикона от самой маленькой до самой большой, выстраивать в ряд сначала по образцу, учатся произносить числа по порядку и указывать на соответствующую форму, соотносить форму и число (от 1 до 10); формируют навыки счета. 4 этап. Числовой ряд. При организации данного этапа деятельности необходимо учитывать, насколько освоен 3 этап и индивидуальные возможности детей. Работая с числовым рядом, состоящим из форм Нумикона от 1 до 10, дети знакомятся с количественным, порядковым, обратным счетом; дети выполняют задания на сравнения чисел, нахождения чисел больше, меньше названного. Знакомятся с цифрами, учатся подбирать нужную цифру к форме, восстанавливают измененный числовой ряд, формируют навыки итогового числа. 5 этап. Решение задач. Данный этап необходимо вводить, когда усвоен 4 этап, начинаем с конкретного примера. Например. «сложить вместе», т. е. соединить две формы и посмотреть «на какую форму они стали похожи?». Чтобы проверить результат надо взять предполагаемую форму-ответ и приложить ее сверху. Если фигурка закрыта полностью – ответ верный. Затем предлагаем ребенку продолжить самостоятельно, когда он поймет, что необходимо делать. Таким образом, Нумикон – это неотъемлемая часть работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ.
7 месяцев назад
