Найти в Дзене
Йога Ремарка
У Ремарка главные герои всех его книг это один и тот же человек, он сам. Они различаются именами, возрастом и соответственно опытом, но они все пребывают в том состоянии в котором оказался Ремарк после войны. Невыносимая лёгкость бытия. Перманентное страдание, неосознанный экзистенциальный кризис, вызванный шоком войны. У Ремарка не было йоги и какой-то системы которая бы во первых объяснила что с ним происходит (кризис) и во вторых дала бы ему выход(практика). Поэтому его главные герои постоянно заливают в себя алкоголь, но они пьют не для того чтобы забыться (как делают это алкоголики), а возвращают...
10 месяцев назад
Дзен йоги
Один известный дзенский монах, Такуан Сохо, говорил: когда ученик начинает свой путь, горы для него это просто горы, в середине пути горы приобретают различный эзотерический, мистический и сакральный смысл, но когда он заканчивает свой путь, то горы становятся снова горами. В философии дзен конец пути, цель, как и во всей философии древней Индии - это пробуждение, освобождение, которое в разных системах имеет немного разные характеристики. Например буддийская нирвана напирает на то, что нирвана синоним блаженства, а йогический абсолют, на саму иллюзорность природы страданий. Почему же в современной йоге так много эзотерики и мистики? В одной из предыдущих статей (https://t...
10 месяцев назад
tadā draṣṭuḥ svarūpe’vasthānam 1.3 #йога
Тогда (tada) видящий(drastuha) пребывает(vasthanam) в своей собственной форме(svarupe) Зачастую неопытные комментаторы йога-сутр выдают цель йоги за ее средства. Всем знакомо выражение Йога читта вритти ниродха (йога есть остановка деятельности сознания), но сутры это не набор терминов, а структурный текст, где идея выстраивается в нескольких шлоках, как например так же хорошо известные аштангистам шлоки касательно аштанги(яма нияма итд). А понимание этой шлоки существенно меняется, когда к ней добавляется следующая - "tada drastuha svarupe vasthanam". Т.е. тут литерально присутствует оборот когда-тогда,...
10 месяцев назад
Аштанга боль
Тема боли в аштанге всегда стоит на первом месте (на втором еда). Недостаточно глубоко знакомые с методом посчитают, что постоянная боль это следствие постоянных травм, которые в свою очередь связаны с её резкой и глубокой суставной амплитудностью большинства поз в последовательности. Раньше даже на англоязычной странице аштанги в вике упоминалось, что аштанга это сломаные колени+спина+шея, сейчас кто-то уже потёр а заодно добавил кринжевые картинки сурья-намаскара. Доля правды в этом есть - без технического понимания работы суставов вообще, и особенно подвергающихся основной нагрузке, повреждения будут неизбежны...
11 месяцев назад
Карма йога
Развивая тему вайрагьи, упомянутой в предыдущей теме, следует так же упомянуть хотя и не основную идею Бхагават Гиты (основная это - атма-джняна, санкхья, первое, что объясняет Кришна, приведя в сознание Арджуну), а тем не менее ключевую как для Арджуны так и большинства практиков - карма йогу. Что такое карма йога? - это непривязанности к результатам всех своих действий - т.е. та же вайрагья, но суженная в частный, объективированный случай любой деятельности. Т.е. по Бхагават Гите одна лишь непривязанность к результатам своей деятельности приводит к ментальной стабилизации, йоге. yoga-sthaH...
11 месяцев назад
Дисциплина vs мотивация
Дисциплина - довольно часто упоминаемая тема в йоге, да и вообще играет ключевую роль в любом более менее серьезном начинании. Поэтому не буду особо заострять на ней внимание, пройдусь только по основным тезисам: abhyāsavairāgyābhyāṁ tannirodhaḥ - Патанджали 1.12. Абхьяса - это постоянная практика с целью достижения ментальной стабильности, т.е. по сути дисциплинирование ума. Здесь важно понимать, что структурно сутры и подобные тексты устроены таким образом: от ключевых понятия и техники идут вначале и далее по убыванию, т.е. абхьяса - это первая упоминаемая техника и соответственно ключевая...
1 год назад
Роль преподавателя в йоге и в духовных практиках
В современном, потребительском обществе хорошим тоном считается формула "клиент всегда прав". Как ни крути средневековые времена, когда учитель побивал палкой студентов прошли. Хотя йога и несколько сглаживает формулу потребления, но сама философская система выделяет четыре категории целей(желаний) человека - Кама - базовые потребности, Ардха - потребность благополучия, Дхарма - идеологические потребности, и Мокша - конечная цель йоги. Исходя из того что человек ожидает от практики йоги, вместе с переходом по категориям меняется и отношение самого потребителя: где в случае Камы клиент всегда прав - требовательное...
1 год назад
Переводы Бхагават Гиты
Бхагават Гита - основной письменный источник по йоге, в отличии от сутр Патанджали она гораздо более объемная, содержит больше терминов связанных с йогой и соответственно позволяет более четко интерпретировать смысл доносимой идеи на современный лад. Я обычно использую комментарии Семенцова для быстрого поиска интересуещего вопроса, а потом англоязычные ресурсы с текстом Гиты, на которых есть санскритское написание, английская транслитерация и буквальный перевод слов. Например https://www.holy-bhagavad-gita.org/chapter/7/verse/1 В это раз что-то пошло не так: Семенцов 3.42: Высоки — полагают...
1 год назад
Насагра дришти - в практике асан и медитации
Одной из техник используемой в Аштанге-виньяса йоге является дришти - фиксированный взгляд в позах. В основном это либо ладонь, как в триконасане, либо палец ноги, как во всех наклонах. Третья основная точка - насаграя, кончик носа, которая используется там где в зоне видимости нет ни рук ни ног, например бакасана. Но насколько жёстко нужно удерживать взгляд в этом положении? С первыми двумя всё понятно - на расстоянии вытянутой руки фокус взгляда сохраняется естественно, в отличии от фокуса на кончик носа, удержание которого требует напряжения. Для начала - почему это важно вообще в аштанге...
1 год назад
Анамая коша, асана и современная биомеханика.
Анамая коша, буквальный перевод - тело формируещееся из еды; в системе йоги тело - это своего рода механизм, который требует формирования и поддержания. Те же Веды (основа на которой в дальнейшем сформировался индуизм и йога в том числе) довольно щепетильно относятся к "мирской" жизни, уделяя большое внимание благополучию и процветанию, в том числе и телесному. Более поздняя система Хатха-йоги с более "духовными" акцентами расширяет требования к поддержанию механизма и вводит практику поз, асан - по сути гимнастики: Хатха йога Прадипика, шлока 17: "Об асане прежде всего говорят как о первой части хатха-йоги...
1 год назад
Йога и гимнастика йогов.
Первое письменное описание термина "йога" даётся Патанджали в его йога-сутрах, тексте примерно датируемом 200-150 до н.э. И описывается именно как психический феномен. Описание подобных трансовых состояний присутствовали и в более ранние ведические времена, но носили другое название и имели другой контекст. Патанджали поставил во главе своей философии само состояние йоги и на этом в последствии сформировалась целостная школу, которая впоследствии стала одним из шести столпов всего индуизма. Патанджали не упоминал никаких конкретно гимнастических практих, асаны фигурировали только в контексте удобного сидения для пранаямы - дыхательных техник...
1 год назад