Найти в Дзене
Вознесенский собор Самары. Предыстория. С XVIII века в Самаре существовала деревянная Вознесенская церковь. Находилась она на перекрёстке современных улиц Водников и Комсомольской. Это была трёхъярусная церковь, нижний ярус которой был четырёхстенным срубом («четвериком»), а два верхних — уменьшающимися восьмериками. При храме имелась шатровая колокольня. 20 апреля 1765 года церковь сгорела, но в том же году была восстановлена, хотя и на другом месте — на кладбище на Саратовской улице, и вновь сгорела спустя сорок лет, в 1807 году. Церковь была восстановлена и после этого пожара. Планом Самары 1804 года было предусмотрено новое место для Вознесенского храма в предполагаемом будущем центре города, однако план предполагал строительство каменного здания, возведение которого было Самаре не по средствам. Строительство планировалось на краю глубокого оврага, так, чтобы здание возвышалось над окружающим пространством и Волгой. В 1813 году с разрешения властей на место, отведённое под храм, с закрытого кладбища была перенесена деревянная церковь, установленная «временно». Строительство Вознесенский собор В 1841 году началось строительство. За время, прошедшее с утверждения городского плана, ситуация с городской застройкой изменилась. Овраг был засыпан, кривые улочки выпрямлены, храм оказался зажат частными домами, лишившими его доминантного положения. Улица, на которой был построен храм, была названа в его честь Вознесенской (в настоящее время улица Степана Разина). Старая деревянная Вознесенская церковь в 1845 году была перенесена на новое кладбище, переименована в Предтеченскую, а позже продана на слом, чтобы освободить место для каменной Покровской церкви. В 1847 году правый придел Вознесенского собора был освящён во имя архангела Михаила. Спустя год был освящён главный престол. Несколько лет ушло на внутреннее оформление. В 1853 году были установлены иконостасы в приделах, в 1864 году — появился центральный иконостас. Иконы и серебряные ризы создавались в Самаре и Москве. В 1851 году была создана Самарская епархия. Первый самарский епископ Евсевий по прибытии в Самару счёл, что Вознесенский храм, с его большей вместительностью и расположением в центре города, более соответствует статусу кафедрального собора, чем бывший ранее городским собором Казанский храм. 31 марта 1851 года в день открытия Самарской епархии духовенством старого и нового соборов был совершён совместный крестный ход из Казанского храма в Вознесенский. В Вознесенском соборе был зачитан указ Священного Синода об образовании Самарской и Ставропольской епархии и совершён благодарственный молебен. Первым кафедральным протоиереем стал Иван Егорович Халколиванов (1815—1882), прослуживший в храме более 30 лет. Несмотря на выбор Вознесенского храма в качестве кафедрального собора, он не вполне соответствовал этому статусу. Епископ Евсевий выступил инициатором постройки нового собора, и на утверждённом Николаем I в 1853 году генеральном плане застройки Самары было указано место для его строительства. Однако Самара ещё долго не могла найти на такое строительство средств, и Вознесенский собор оставался кафедральным более сорока лет. 4 января 1866 года в южной части собора был похоронен скончавшийся епископ Самарский и Ставропольский Феофил (Надеждин). Его могила была обнесена оградой и отмечена металлической плитой. Над могилой находилась икона Божией Матери «Иверская» — один из самых почитаемых в Самаре образов. В 1894 году был освящён храм Христа Спасителя, который стал новым кафедральным собором, лишив этого статуса Вознесенский храм. Будучи кафедральным собором более 40 лет, Вознесенский храм стал свидетелем многочисленных визитов высоких гостей в Самару: в 1871 году собор посетил император Александр II, бывали в храме и Александр III, и Николай II. В начале 1910-х убранство храма потребовало обновления. В 1911 году было изготовлено новое облачение для иконостаса. После обновления главный иконостас стал более величественным, он состоял из четырёх полных ярусов, над которыми располагалась икона Вознесения Господня.
10 месяцев назад
Собо‌р Каза‌нской ико‌ны Бо‌жией Ма‌тери на Красной площади. Деревянный Казанский собор был построен на средства военачальника Дмитрия Пожарского в память о победе России в Московской битве 1612 года. Его возвели на месте бывшего здания торговых рядов, однако у ограды храма ещё долго находился рынок. В собор поместили Казанскую икону Божией Матери — главную войсковую святыню Второго народного ополчения. Она была доставлена Пожарским из Введенской церкви на Лубянке. Собор освятил патриарх Филарет в октябре 1625-го. С момента открытия и до 1765 года к собору устраивались крестные ходы: в день обретения иконы в Казани — 8 июля, и в день взятия Китай-города — 22 октября. После пожара в 1630 году собор выстроили в камне. Собор представлял собой бесстолпный четверик с двумя приделами. Верх постройки перекрывала пятиярусная пирамида кокошников. Главный престол был освящён в 1636 году в присутствии царя Михаила Фёдоровича и патриарха Иоасафа, а северный придел Аверкия Иерапольского — осенью 1637 года. В XVIII веке храм получил четырёхскатное покрытие. Тогда же на главе храма сделали люкарны, надстроив её декоративным барабаном с луковичной главкой. В конце 1760-х годов храмовый комплекс был перестроен. В конце XVIII века перестроили находившиеся поблизости торговые ряды, после чего они закрыли вид на собор с Красной площади. Нижний ярус колокольни был обстроен лавками. В 1801 году по резолюции митрополита Платона собор лишился шатровой колокольни. Новую двухъярусную четырёхугольную выстроили через четыре года в стиле классицизм. Её установили в центре западного фасада над входом на паперть. Осенью 1812 года, во время Отечественной войны, перед списком Казанской иконой служили молебен в Казанском соборе о спасении Российской империи, на котором присутствовал полководец Михаил Кутузов. Перед оккупацией Москвы французами Казанскую икону спрятали в доме протоиерея Мошкова. Во время оккупации города Алтарь собора был превращён в конюшню. К февралю 1813 года собор был освящен заново, а к 1816 году в основном отремонтирован после военных повреждений. В 1849 году был создан новый серебряный храмовый иконостас. В 1865-м на колокольне надстроили третий ярус, тогда же переделали фасады собора по проекту архитектора Николая Козловского, а в 1873 году заново расписали стены. Рестоврация перешедшая в демонтаж В 1925 году на средства обновленческого прихода началась реставрация собора. К 1929 году были воссозданы древние кокошники и предполагаемый декор стен. Реставрация ещё не коснулась навершия и колокольни, когда Моссоветом было принято решение о сносе храма. Культовые сооружения не соответствовали новому назначению Красной площади как места проведения торжественных церемоний социалистического светского государства. Колокольню снесли в 1929-м, собор — в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. В 1937-м Моссовет принял решение о строительстве на месте снесённых храмов летних кафе, одно из них построили на месте храма (на углу Красной площади с Никольской улицей). Восстановление В 1990 году по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры началось воссоздание собора. В 1991 году был торжественно освящён крест на фундаментах главного престола и установлена закладная плита. Храм воссоздали за три года, освятив в ноябре 1993-го. Его восстановили в формах середины XVII века: с двумя приделами, галереей, шатровой и открытой широкой папертью. озобновлённый собор был освящён патриархом Алексием II 4 ноября — в день празднования Казанской иконы Божией Матери и в память избавления Москвы и России от поляков в 1612-м. Он стал первым из утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.
10 месяцев назад
Православные Храмы Мира: Не смотря на казалось бы юный возраст, история Храма Христа Спасителя началась в далёком 1812 году. Идея строительства храма в честь победы в Отечественной войне впервые была высказана в декабре 1812 года генералом Петром Кикиным, сподвижником Александра I. Он писал ревнителю старинных традиций адмиралу Александру Шишкову: «Война сия, по-видимому, долженствовавшая решить судьбу России, потрясти основания гражданских и политических связей ея, и даже самой Веры, не есть обыкновенная; почему и памятник должен быть таковой же — Провидение Божие помощью веры и народного духа спасло нас. Ему благодарность, и памятник Ему же принадлежит». 25 декабря 1812 года, после изгнания войск Наполеона из России, император Александр I подписал Высочайший манифест о строительстве в Москве храма во имя Христа Спасителя. Изначально строительство Храма планировали в другом месте, а именно 12 октября 1817 года, в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от французских войск, на Воробьёвых горах состоялась закладка первого храма в присутствии Александра I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны, великого князя Николая Павловича. Возведение собора приостановилось по восшествии на престол Николая I в 1825 году. Согласно официальной версии, это было связано с ненадёжностью почвы на Воробьёвых горах. План нового храма был одобрен и утверждён 10 апреля 1832 года. Летом 1837 года началась укладка и укрепление фундамента будущего храма на выбранном месте. 10 сентября 1839 года в присутствии императора Николая I и великих князей наследников престола Александра Николаевича и Михаила Павловича состоялась церемония торжественной закладки, которую возглавил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). На закладном камне, специально привезённом с Воробьёвых гор, была установлена крестообразная позолоченная доска с высеченными именами председателя и членов строительной комиссии и архитектора. К 1841 году стены достигли уровня цоколя, а через восемь лет был завершён свод большого купола. Наружные леса с будущего храма убрали уже в 1860 году, однако украшение и отделка, а также устройство набережной и площади продолжались на протяжении ещё 20 лет. В 1880 году сооружению было присвоено официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор. 7 июня 1883 года состоялось торжественное освящение собора, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии императора Александра III, незадолго до того коронованного в Московском Кремле. На церемонии присутствовали также императрица Мария Фёдоровна, наследник и великая княжна Ксения Александровна. Событие сопровождалось шествием из храма Христа Спасителя в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей, праздничным салютом. После освящения в храме была совершена первая литургия. Храм во имя Христа Спасителя высотой 103,5 метра стал самым высоким сооружением в Москве и самым вместительным храмом в стране.Храм продолжал действовать после революции 1917 года. С января 1918 года большевики прекратили финансирование церквей. С целью поддержания жизнедеятельности храма было организовано Братство храма Христа Спасителя. За короткое время на средства частных жертвователей было проведено временное электрическое освещение, организованы церковный хор, читальня, отремонтирована ризница. Одним из членов братства был издатель Иван Сытин, который на собственные средства опубликовал небольшую книгу об истории и архитектуре храма Христа Спасителя. Прихожане храма Христа Спасителя не поддержали сформированное в мае 1922 года (вскоре после помещения патриарха Тихона под домашний арест) Высшее церковное управление (обновленцев). По свидетельству митрополита Михаила (Ермакова), «верующее население Москвы в громадной массе тоже против самозванцев. Когда митрополит Антонин и епископ Леонид хотели совершить рукоположение прот. Альбинского в кафедральном Храме Христа Спасителя — народ не допустил, и рукополагали на Патриаршем подворье».
10 месяцев назад
Вознесенский собор. Православный храм в Алматы, один из двух кафедральных соборов Астанайской и Алматинской епархии Русской православной церкви. Был построен в Пушкинском парке (ныне парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев) города Верного Семиреченской области в 1904—1907 годах как кафедральный собор Туркестанской епархии. При высоте 41,4 (до подкрестного шара колокольни) или 54 м в общем это одна из самых высоких деревянных церквей мира; образец сейсмостойкого сооружения. Православный собор существовал в Верном до сильнейшего землетрясения 1887 года, когда было разрушены почти все каменные сооружения. О необходимости нового православного собора для города Верного говорили ещё первые владыки Туркестанской епархии в конце XIX века; по вопросу велась переписка, были составлены проект и смета, однако он был осуществлён только в начале XX века. 26 сентября 1904 года епископ Туркестанский и Ташкентский Паисий (Виноградов) освятил закладку храма. В 1904 году началось строительство храма. В 1907 году жители Верного смогли оценить уникальное сооружение архитектуры, которое возвели из древесной породы тянь-шаньской ели голубого цвета. Испытания ужасным землетрясением, которое произошло в декабре 1910 (в январе 1911 по новому стилю) года помещение Вознесенского собора выдержало благополучно: . Туркестанский Софийский кафедральный собор (впоследствии переименованный в Свято-Вознесенский) строился в 1904—1907 годах инженером Андреем Зенковым по проекту архитектора Константина Борисоглебского. Оригинальные конструкции высотного здания обеспечили надёжность сооружения во время землетрясения 1910 года (моментная магнитуда составила 8,0 по шкале Рихтера), немного просел угол колокольни и вышибло стекла Оно было построено целиком из деревянных деталей, соединённых друг с другом металлическими крепёжными изделиями. «При грандиозной высоте, — писал Зенков о соборе, — он представлял собою очень гибкую конструкцию. Колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева и работала, как гибкий брус». Лишь погнувшийся крест напоминает о пережитом землетрясении. В мае 1905 года в соборе служил священником Евстафий Малаховский, в будущем священномученик(священник Туркестанской епархии Российской православной церкви, священномученик. Убит во время столкновения Пасхального крестного хода с большевистской демонстрацией 5 мая 1918. В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском соборе Русской православной церкви. День памяти: 5 мая) Внутреннее устройство собора сделали в художественных мастерских Москвы и Киева. Иконостас выполнен художником Николаем Хлудовым. В 1927 году храм был закрыт советскими властями. С 1929 года использовался как здание Казахского центрального краевого музея. В 1930-х годах в здании собора размещались также общественные организации. Колокольня собора использовалась под антенну для организации первых радиопередач в Алма-Ате. В 1976 году прошла первая в истории здания реставрация. С 1985 года в связи с переездом Центрального музея Казахской ССР в новое здание в соборе разместился концертно-выставочный павильон (по другим данным, Алматинский музей истории и реставрации. Храм был возвращён Русской православной церкви правительством Республики Казахстан и после реставрационных работ в мае 1995 года в соборе были возобновлены службы. C июля 2017 года в соборе проходила масштабная реконструкция, завершившаяся 28 октября 2020 года.
10 месяцев назад
Собор Васи‌лия Блаже‌нного. Официальное название собо‌р Покрова‌ Пресвято‌й Богоро‌дицы, что на Рву (также Покро‌вский собо‌р, собо‌р Покрова‌ на Рву). Пожалуй один из самых изветсных храмов мира. Православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Построен в 1555—1561 годах. Объединяет одиннадцать церквей (приделов), часть из которых освящена в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань. Центральная церковь сооружена в честь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг которой группируются отдельные церкви в честь: Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Трёх Патриархов: Александра, Иоанна и Павла Нового, Григория Армянского, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Варлаама Хутынского, размещённые на одном основании-подклете, а также придел в честь Василия Блаженного, по имени которого храм получил второе, более известное название, и церковь Иоанна Блаженного, вновь открытая после длительного запустения в ноябре 2018 года. В названии упомянут ров, проходивший вдоль Кремлёвской стены и служивший оборонительным укреплением (Алевизов ров), его глубина была около 13 метров, а ширина — около 36 метров. Строительство храмов около Кремлёвской стены в честь одержанных военных побед началось c Василия III, который повелел построить храм во имя Происхождения честнаго Креста Господня в честь взятия им Смоленска и посвятил его престолы тем праздникам и святым, дни памяти которых приходились на дни побед. В результате Казанских походов царя Ивана Грозного к Московскому государству было присоединено Казанское ханство. Взятие Казани произошло 2 октября 1552 года в день памяти Киприана и Иустины, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы, после присоединения Казани к Московскому государству Иван Грозный повелел объединить эти церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы. 1 октября 1554 года по повелению Иоанна IV Грозного в честь Казанской победы был освящён деревянный храм Покрова с семью приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559-го. Тогда же освятили все его церкви, кроме центральной. Спустя полтора года, 29 июня 1561, был освящён весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма. Вокруг строительства храма ходит много легенд, согласно одной из них, зодчие (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Другая легенда гласит, что деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный: он приносил монеты на Красную площадь и бросал через правое плечо, никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному. Считалось, что Василий умер в 1552 году, тогда как храм стали строить на три года позже. В настоящее время датой смерти святого Василия считают 1557 год. Существует также легенда, что царь повелел посадить архитектора собора в тюрьму после того, как он «употчеванный вином» похвастался, что может построить церковь лучше.
10 месяцев назад
СПАС НА КРОВИ. Один из самых красивых храмов России. Со своей уникальной историей. Храм Воскресения Христова на крови но все мы его знаем как Храм "Спас на крови". православный храм-памятник в Санкт-Петербурге, сооружённый на месте, где 1 марта (по ст. стилю) 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя) Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма — 81 м, вместимость — до 1600 человек. Является памятником русской архитектуры. Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах. Храм строился 24 года, из них 10 лет ушло на мазаичные работы. Создатели Спаса на Крови отказались от традиционной храмовой росписи, поскольку в условиях сырого холодного климата она быстро разрушается. Мазайкой покрыто более 7000 квадратных метров. Даже иконостас в Спасе на Крови мозаичный. Освещение храма совершил митрополит Антоний (Вадковский) 19 августа (1 сентября) 1907 года в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. 30 октября 1930 года президиум ВЦИК постановил закрыть храм.Во времена ВОВ в храме был расположен склад, в результате чего мазайка сильно пострадала. 10 лет ушло чтобы отмыть её и привести в первоначальное состояние. Только вдумайтесь сначала 10 лет ушло на мазаичные работы, а потом ещё 10 лет на реставрацию. Храм трижды избежал разрушения В советское время Спас на Крови трижды собирались разобрать. Первый раз такое решение в рамках антирелигиозной кампании было принято в 1931 году. Областная комиссия по вопросам культов вынесла постановление о целесообразности разборки Спаса на Крови. При этом было отмечено, что «храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города». Однако исполнение решения было отложено на неопределенный срок. Про храм удивительным образом словно бы забыли. Закрытый с 1930 года, он использовался как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. В это время многие ценные элементы интерьера были утрачены, но сам храм сохранился. Вновь решение о сносе Спаса на Крови было принято в 1938 году. План по его разрушению уже был утвержден, и в 1941 году даже начались подготовительные работы. Планировалось разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство, но помешала война. Взрывники буквально от стен собора были отозваны на фронт. В третий раз вопрос о сносе храма встал уже после войны, в 56 году, когда город стал активно перестраиваться. Тогда дело было уже не столько в антирелигиозной кампании, сколько в том, что Спас на Крови мешал плану строительства новых дорог в северной столице. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход него. Но тут уж уникальный храм отстояли историки, архитекторы и искусствоведы. К тому же за него горой встали руководители сразу нескольких ленинградских музеев. В 1961 году при осмотре храма верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских, в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет При осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Возрождение 19 августа 1997 года, через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на крови» открылся для посетителей. 23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия. 21 января 2014 года зарегистрирован приход собора Воскресения Христова. В настоящее время гармонично уживаются музей и приход в одном соборе. Богослужения совершаются в утреннее время, до начала работы музея, и вечером, после окончания работы музея. В дневное время собор открыт как музей, осмотр собора происходит в сопровождении экскурсоводов музея.
10 месяцев назад