Создатели зеленого пояса
26
подписчиков
Немногим известно, что климатически курорт Геленджик своим рекреационным потенциалом обязан не только и не столько местоположению у моря. Назвать эту местность курортом позволили в послевоенные (50-60 годы) огромные человеческие усилия по массовому озеленению окружающего горного ландшафта.
И зашумели сосны на Маркотхе
То, что я скажу о Геленджике не историческая справка, не исследование, а моё видение, мой акцент на то, что, убежден, явилось необходимым условием определившем город как место отдыха, как курорт. Речь о той гигантской работе, которая проводилась в 50-60-х годах прошлого столетия по озеленению склонов хребта Маркотх и его отрогов. Об этом пишут и вспоминают очень немногие. По большому счёту только работавшие в то время в Геленджикском мехлесхозе, а их, как вы догадываетесь, единицы. Итак о чём речь...
Сейчас вечнозеленые сосны называют украшением Геленджика, одной из главных достопримечательностей, а тогда, в 50-60е, просто сажали сосны. Это сейчас легко сказать – посадили лес. А ведь это был титанический труд – часами не разгибая спины, работники мехлесхоза копали, долбили, засыпали, рыхлили, носили воду для полива. Никто не спрашивал, зачем это надо. Просто знали, что их труд очень нужен городу…
Первопроходцами посадок были мастера лесных культур Геленджикского опытно-показательного лесхоза: инженер лесных культур Б.П. Городской (крайний справа), директор лесхоза М.Е. Цыцкун (второй слева), главный лесничий Е.Н. Васильев (крайний слева), лесничий Н.И. Семиндяев и многие другие.
Основные зеленые посадки на Маркотхском хребте осуществлялись в 1960-70-е годы в рамках программы по созданию «зеленого ожерелья» вокруг курорта. Работы проводились не только специальной техникой, используя метод террасирования горных склонов, но и вручную.
Геленджик, по словам писателя Константина Паустовского, побывавшего здесь в начале XX века, «был тогда очень пыльным и жарким городком без всякой растительности. Вся зелень на много километров вокруг была уничтожена жестокими новороссийскими ветрами – норд-остами». В Великую Отечественную войну были истреблены последние деревья, которые там оставались. Дрова шли на обогрев и предприятий, и домов жителей. Местные тогда называли наши горы Лысыми. Геленджик даже с натяжкой нельзя было бы назвать курортом. Осознав это, геленджичане начали трудовой подвиг.