Найти в Дзене
Всем доброго дня! А я продолжаю свой рассказ о том, как я проходила социальную практику с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Раннее я затрагивала проведение занятий у коррекционной группы, а сегодня хотела бы посвятить пост проведению индивидуальных коррекционных занятий с ребенком-маугли современных реалий. Начнем с простого и разберем, что подразумевается под термином ребенок-маугли. Дети-Маугли - это термин, используемый для обозначения детей, которые выросли в условиях социальной изоляции, например, в дикой природе или в условиях неблагополучия, без должного воспитания и общения с людьми. Термин происходит от персонажа Маугли из книги Редьярда Киплинга "Книга джунглей", который был воспитан животными. У детей-Маугли могут быть различные психологические и социальные проблемы, такие как ограниченные навыки социального взаимодействия, трудности в адаптации к обществу, недостаток навыков самообслуживания, а также задержка в развитии речи и языка. Для коррекции проблем у детей-Маугли необходимо проводить комплексную работу с психологами, специалистами по специальному образованию, логопедами и педагогами. Методики коррекции могут включать в себя индивидуальные занятия по развитию речи и языка, тренировки социальных навыков, игровую терапию, использование специальных методик адаптации к обществу, а также работу с родителями и окружающими людьми для создания благоприятной среды для развития. Помощь таким детям возможна при наличии комплексного подхода, терпения и профессиональных специалистов. Важно помнить, что каждый случай уникален, и необходимо проводить индивидуальную работу с каждым ребенком, учитывая его особенности и потребности. В моем случае, я работала с мальчиком 11 лет. Его история достаточна трагично, поэтому для понимания моей работы с ним, кратко ее опишу. Мальчик до 9 лет находился в полной изоляции от социума в квартире. Обнаружили его случайно соседи, которые сразу же обратились в службу органов опеки. Ребенку помогли устроится в школу, где он уже 2 года учится и развивается. Его мама глухонемая, поэтому у ребенка по-началу не была поставлена речь вообще. Только отдельные звуки, которые он не мог складывать в слова и тем более в предложения. На физическом уровне у ребенка наблюдалось глобальное истощение организма, поскольку он питался только хлебом и водой, другую еду его организм просто не переваривал. На фоне вышеуказанных факторов у ребенка появились нарушения психического развития - умственная отсталость. Уже 2 года он находится под наблюдением школьного психолога и логопеда. И скажу, что за 2 года он проделал огромную работу и имеет положительную динамику в развитии. Конечно, в его 11 лет, а учится он в 5 классе, по уровню развития он находиться на равне 3 класса. Тем не менее, результат есть и он отчетливо виден. В большей степени я наблюдала за работой школьного психолога в проведении индивидуальных занятий с ним. Однако во второй половине практики психолог предложила мне провести несколько занятий совместно с ней. Мы вместе думали над темой занятий, а также над форматами заданий. Так я провела 3 коррекционных занятия: на развитие речи, на развитие логического мышления и на развитие навыков чтения. На занятиях по развитию речи, мы работали над артикуляцией и произношением через скороговорки, а также играли в уже знакомую вам игру на комбинирование речи и механических действий. На уроке чтения мы читали отрывок из "Незнайки", попутно отвечая и обсуждая разные вопросы. А на уроке по развитию логического мышления выполняли задания на сравнение, синонимы, обобщение, рисовали по клеточкам, работали с воображением. Кстати, это эффективное задание. Заранее я распечатала на листе А4 8 кругов, задачей ребенка было придумать максимальное кол-во круглых предметов и нарисовать их в этих кружочках. Фигуры можно выбирать любые, тем самым усложняя задачу. На высшем уровне можно развить ассоциативное мышление. Вы просто на бумаге рисуете любую неровную фигуру, задача ребенка найти в этой фигуре сходство хоть с чем-нибудь и дорисовать детали.
1 год назад
Всем добрый день! В прошлом посте я рассказывала про внеурочное занятие с коррекционной группой в рамках моей социальной практики. Сегодня я хочу рассказать вам про еще одно занятие с этой группой. И она было посвящено космосу. Я старалась выбирать наиболее интересные темы, исходя из предпочтений ребята, придумывала задания, соответствующие теме занятия, а далее адаптировала под коррекционную работу конкретный нарушений. Напомню, что в коррекционной группе, я работаю с детьми, имеющими особые образовательные потребности (ООП), в частности тяжелые нарушения речи (ТНР), задержку психического развития (ЗПР) и умственную отсталость (УО). Для темы космоса я нашла полезную платформу. www.solarsystemscope.com Ссылка для тех, кому будет интересно. В рамках этой платформы, можно изучать 3Д модель космоса, изучить энциклопедические статьи о каждой из планет и даже посмотреть каждую планету в разрезе. На основе этой платформы, я создала свое занятия. Начали мы по-традиции с артикуляционной разминки. На этот раз задачей ребят было выразительно прочитать небольшой детский стишок о космонавте. Далее у нас был блиц опрос о том, что они уже могут знать о космосе. Эти вопросы сыграли ключевую роль в конце занятия. Далее мы перешли к изучению модели солнечной системы. Восторг ребят не передать словами, они все читали, все крутили, разрезали, в общем, исследовательская деятельность была на высшем уровне. Дальше мы с ребятами разделились по группам для выполнения следующего задания. На платформе learningapps.org я создала интерактивное задание, в котором ребятам нужно было определить планеты по двум группам: планеты земной группы и газовые гиганты. Но оставить задание так было бы слишком просто, поэтому помимо планет им также нужно было распределить характеристики, которыми обладают планеты этих групп. Как проводилась работа? От каждой группы по-очереди выбирался человек, которые выбирал планету или характеристику, и на основе энциклопедических данных соотносил их с какой-либо из групп. При этом внутри группы ребята также обсуждали варианты ответов друг с другом. Далее мною был заранее найден кроссворд, который ребята выполняли в парах. Я читала вопрос, они обсуждали и вписывали правильный вариант ответа. Все свои идеи правильного ответа, ребята также могли проверить на нашей интерактивной модели космоса. Скажу вам честно, эта платформа действительно очень понравилась ребятам. Да что скрывать, я и сама, пока готовилась к занятию, изучила каждый ее уголок. После кроссворда, я предложила ребятам вспомнить блиц опрос из начала урока и дополнить свои ответы новыми знаниями. Это стало своего рода необычной формой рефлексии, где ребята закрепляли полученные знания и могли поделиться со своими одноклассниками и семьей. На десерт, для полного восторга детей, я показала им еще одну функцию данной платформы. Мы созерцали созвездия, пытались угадать их по форме, изучали карты в интернете и другой интерактив. От себя скажу, что данное занятие показало мне, как будущему педагогу, что если есть желание и стремление, можно из ординарной темы, такой как космос, сделать по-настоящему запоминающийся урок. Ведь интернет полон таких увлекательных платформ, сайтов, где можно найти или создать самому интерактивные задания, которые помогут в создании интересного для детей занятия. И здесь не важно, есть ли у этих ребят особые образовательные потребности или нет!
1 год назад
Всем доброго дня! Все, кто читал прошлый пост, понимают о чем мы говорили раннее. Обобщим. Мы говорили о том, что в рамках своей социальной практики я активно работала с ребятам, имеющими особые образовательные потребности (ООП). В частности я столкнулась с такими нарушениями: тяжелые нарушения речи (ТНР), задержка психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью (УО). А сегодня я хотела бы рассказать о самом первом занятии с моей группой коррекции. Перед занятием, школьный психолог ознакомила меня с результатами диагностик ребят для выявления точек развития в разных процессах мышления. Я не долго думая над темой занятия, решила взять интересную для ребят тему - криптография. Криптография - это своего рода наука о шифровании и кодировании информации. Поэтому по плану урока мы с ребятам узнали, что такое криптография, решали разные задания на разгадывание шифров. В конце ребята познакомились с самым популярным шифром - шифром Цезаря - и загадывали друг другу предложения. В работе с группой или классом очень важно уделить внимание разным видам деятельности в течении урока. То есть внедрить в урок и дискуссию или обсуждение, и чтение, и просмотр видео, решение интерактивных заданий и другие на ваш выбор, поскольку придумать их можно большое количество. Помимо разнообразия видов деятельности, важно комбинировать разные формы организации этой самой деятельности. Использовать не только банальную фронтальную работу, когда мы работаем со все группой вместе, но индивидуальную работу с разными видами проверки, парную и групповую работу. Поскольку моя группа все-таки коррекционная, мне также важно было подобрать задания так, чтобы мы развивали необходимые умения для каждого нарушения. Начала я урок с артикуляционной разминки. Мы читали веселые скороговорки. Этот этап важен был для детей с ТНР. Это также хорошо их расположило ко мне и помогло ребятам привыкнуть к формату занятия. Далее я рассказала им про криптографию, не забывая перед каждым отрывком информации задавать ребятам вопросы на уже имеющиеся у них знания. Это разбавило лекционный момент и включило у ребят мотивацию к познавательной деятельности. А дальше мы начали пробовать себя в роли криптографологов. Я использовала материалы, предоставленные школьным психологом, а точнее сборник логических заданий. Из него я использовала задание на решение ребусов и сопоставление чисел с буквами для расшифрование. Решение ребусов я превратила в индивидуальную работу, а расшифровку предложения в командную работу с соревновательным характером. Мне было важно, чтобы ребята коммуницировали не только со мной, но и друг с другом, поэтому на моменты изучения шифра Цезаря, ребята работали в парах, а я была на помощи для индивидуальной проработки. Например, индивидуальная помощь в объяснение задания или алгоритма его выполнения была необходима для ребенка с ЗПР и УО. Мы с ними вместе разбирали ребусы отдельно, разделяя их на более мелкие части. В конце урока я собрала обратную связь от ребят о формате урока. Провела рефлексию, через вопросы об интересных фактах, затруднениях и другом.
1 год назад
Всем доброго дня! Сегодня в нашей рубрике новая тема из моей социальной практики. Сегодня я хочу рассказать о детях, с которыми я работала на протяжении этого учебного семестра. В рамках моей практики я активно контактировала с ребятами, имеющими особые образовательные потребности (далее ООП). Работа с такими детьми называется коррекционной. Я проводила как групповые коррекционные мероприятия, так и индивидуальные совместно со школьным психологом. Подробнее о проведении самих занятий будет в следующих постах. А сейчас подробнее о самих детях. Начать я хотела бы со своей коррекционной группы, поскольку с ней я проводила больше всего занятий и готовила их самостоятельно. В эту группу входило 6 человек, пять из которых это дети с ООП. Из списка ООП мне посчастливилось работать с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью (УО). Рассмотрим каждый из случаев подробнее. ТНР или тяжелое нарушение речи - это состояние, при котором ребенок испытывает серьезные трудности с произношением звуков, слов или фраз из-за различных патологий или повреждений речевого аппарата. Существует несколько видов нарушений речи, включая дислалию (нарушения звукопроизношения), дизартрию (нарушения артикуляции и моторики), афазию (нарушение понимания и выражения речи), а также другие формы нарушений, такие как дисграфия, дислексия и др. ТНР охватывает огромное количество нарушений, но на своей практике я столкнулась только с двумя: дислалией и дислексией. У детей с ТНР могут проявляться следующие симптомы: неправильное произношение звуков, задержка в развитии речи, трудности с формированием предложений, отсутствие связности в высказываниях и другие. Существует несколько методов коррекции ТНР, включая логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, использование специальных методик и техник, работу с психологом и другие подходы. Каждый случай ТНР индивидуален, поэтому выбор методов коррекции должен быть подобран индивидуально для каждого пациента. В своей практике для коррекции данного нарушения, я использовала преимущественно разговорный вид деятельности, в формате обсуждений и дискуссий, артикуляционную гимнастики. Самым интересным методом для меня стал метод соотношения речи, как процесса мышления, и механического движения. Я давала ребятам движения для рук, каждое из которых было связано со словом. Их задачей было совершить комбинаций движений рук со словами. ЗПР или задержка психического развития - это состояние, при котором у ребенка наблюдается отставание в развитии интеллекта, познавательных способностей, социальных навыков и коммуникативных функций по сравнению с нормой для его возраста. У детей с ЗПР могут проявляться различные симптомы, включая задержку в развитии речи и языка, ограниченный словарный запас, трудности с формированием предложений, проблемы с пониманием инструкций и коммуникацией со сверстниками. При работе с таким ребенком очень важно было понимать, какой этап формирования психических процессов усвоен, какой находится на этапе усвоения, а какой задерживается в развитии для возраста этого ребенка. Чаще всего эту информация можно получить путем проведения ряда диагностик на разные психические процессы: память, внимание, речь и др. Педагог-психолог предоставила мне результаты диагностик, поэтому перед началом проведения занятий, у меня было общее представление о том, на развитие каких процессов мне нужно будет уделить внимание. В моем случае, это была память, а также основные виды мыслительной деятельности (сравнение, противопоставление, обобщение и абстрагирование), и как следствие выстраивание логических и причинно-следственных связей. Такому ребенку было трудно, например, решать ребусы. Здесь важно набраться терпения и разделить поставленную задачу на более маленькие части для упрощенного понимания и более детального объяснения. Но в конце концов, он смог самостоятельно решить несколько ребусов. И последнее нарушение, с которым я столкнулась, это УО или умственная отсталость. Обобщая, можно сказать, что это более запущенный вид ЗПР. Поэтому методы остаются те же
1 год назад
Всем добрый вечер! Или день или утро, смотря, во сколько вы познакомитесь с этим постом. Сегодня я начинаю вести свои заметки практиканта. Введу вас в общий курс дела. Я, студентка Московского Городского Педагогического Университета, и сейчас нас отправили на социальную практику в образовательные организации. Чем мы здесь занимаемся, спросите вы. Социальная практика направлена на знакомство с различными нарушениями в развитии детского организма или психики. Таким образом, на базе школ, мы изучаем понятие инклюзивного обучения, на чем оно строится, как реализуется. А самое главное и интересное, мы учимся взаимодействовать с детьми с ОВЗ, учимся выявлять существующие проблемы детей этой группы, связанные с социализацией в школьном коллективе и предотвращать возникновение новых затруднений в обучении и взаимодействии с окружающими. Сегодня, 29 февраля, был первый выход в школу. Мне повезло, руководителем моей практики стал школьный психолог, как и в прошлом семестре. Это поможет более глубоко изучить поставленные вопросы. Как вы все знаете, любое исследование начинается с изучения уже известной информации на тему. В ситуации инклюзивного обучения, в первую очередь проходит анализ нормативно-правовых актов(НПА) и федеральных адаптированных образовательных программ (ФАОП). С этого и началось мое погружение в данное направление педагогической деятельности. Какие документы я рассмотрела, и что я выделила? 1. ст. 79 Федерального закона №273 "Об образовании в Российской Федерации" "Организация получения образование обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" www.consultant.ru/...22e Здесь стоит выделить несколько пунктов. Во-первых, уточним, что под специальными условиями реализации образовательного процесса для лиц с ОВЗ подразумевается использование специальных образовательных программ, методов обучение и воспитания, адаптированных учебных и дидактических пособий, а также индивидуальных или групповых коррекционных мероприятий. Во-вторых, отмечу, что образовательный процесс детей с нарушениями, может проходить как в специализированных учреждениях (спецшколы восьми типов), так и в полноценных классах. Это как раз объясняет понятие инклюзии. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. base.garant.ru/...c33 В данном документе раскрывается понятие ОВЗ. К этой группе относятся: глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, а также с расстройством аутистического спектра. Во ФГОС также подчеркивается важность объединения познавательной, речевой и предметно-практической деятельности для успешного образовательного процессе детей с ОВЗ. Помимо этого согласно данному НПА, при составлении адаптивной образовательной программы важно включить: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медо-педагогической помощи, в частности в виде развивающих и коррекционных мероприятий. На университетских занятия по дисциплине "Специальное образование" нам рассказали об основе, на которой строится любая коррекционная работа. Она основана на последовательном развитии психических процессов человека. Существует цепочка развития психики человека. В начале педагог строит коррекционные мероприятия через призму восприятия (ощущения, представления), затем через мышление и его основных операций (сравнение, анализ, систематизация, классификация, обобщение, абстрагирование), после через речь и только в конце можно переходить к работе с воображением. При этом важно учесть именно последовательность и правильно выявить уровень психического развития ребенка, ведь если начать работу с мышления при фактическом уровне восприятия, результата от такой работы не будет. Что ж, сегодня мы почерпнули и вспомнили важные понятия, которые пригодятся в дальнейшей работе. Далее расскажу вам о своем первом и слегка неожиданном внеурочным мероприятии. Антиплагиат(МГПУ): 71%
1 год назад