Найти в Дзене
Правовое регулирование: виды и механизм.
Правовое регулирование – это осуществляемое государством целенаправленное воздействие права на общественные отношения с помощью системы правовых (юридических) средств. Правовое регулирование является разновидностью социального регулирования, которое осуществляется всеми социальными нормами (обычаи, моральными, корпоративными). Любое социальное регулирование бывает двух видов – нормативное и индивидуальное. Индивидуальное регулирование заключается в том, что регулятивное воздействие осуществляется в каждом отдельном случае и относится к конкретному субъекту...
1 год назад
Законность и правопорядок: соотношение и значение для современного общества. Законность — это неуклонное и строгое соблюдение нормативных актов и законов всеми участниками правовых отношений. Под принципами законности понимают принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. Рассмотрим несколько подробнее эти основные принципы законности. 1. Единство законности — понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на территории всей страны. 2. Всеобщность законности означает равенство всех перед законом, независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других признаков. 3. Связь законности с общей культурой населения — от культурного уровня общества зависит состояние законности. Законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации. 4. Связь законности с целесообразностью — недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой целесообразности. 5. Гарантированность прав и свобод личности выражается в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина. 6. Верховенство Конституции и закона означает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативно-правовые акты являются подзаконными и принимаются на основе и во исполнение законов. 7. Неотвратимость наказания за нарушение закона — заключается в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении — понести адекватное содеянному наказание. Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения, исполнения, использования и применения подзаконных актов и законов. Основу правопорядка составляет точное, конкретное соблюдение и исполнение законов. Особенности правопорядка состоят в следующем: а) он строго запланирован в нормах права; б) обеспечивается государством; в) возникает в результате реализации норм права; г) делает человека более свободным, организует общественные отношения, облегчает жизнь. Законность и правопорядок соотносятся следующим образом: 1)​правопорядок – цель правового регулирования, для достижения которого издаются законы, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности; 2)​для достижения правопорядка необходимо совершенствование правового регулирования и обеспечения законности; 3)​укрепление законности приводит к укреплению правопорядка; 4)​содержание правопорядка зависит от содержания законности. Правопорядок и законность в современном обществе составляют основу правовой культуры общества. Установление правопорядка ведет к стабильности общества, расширению демократии и свободы личности, гарантированности прав личности, учету ее интересов, а также к выполнению обязанностей и несению ответственности. Правовое положение личности, правопорядок и демократия тесно взаимосвязаны и при демократическом режиме образуют единую внутренне согласованную социальную систему. В современной России государство устанавливает гарантии законности и правопорядка, которые представляют собой совокупность условий и способов, позволяющих реализовать правовые нормы, осуществлять права и исполнять юридические обязанности. Следует также отметить, что укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации коррупции. Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.
1 год назад
Действие правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории...
1 год назад
Порядок разработки и принятия нормативно-правовых актов в Российской Федерации.
Принятие нормативных актов осуществляется согласно установленной законодательством процедуре.  1. Процесс подготовки (занимает более 30 дней). Его можно разбить на несколько этапов: a) Формирование текста проекта нормативного правового акта. Формулирование содержательной части НПА возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе...
1 год назад
Нормативно-правовые акты: понятие и классификация.
Нормативно-правовой акт (НПА) – это официальный юридический документ, созданный компетентными органами государственной власти, который содержит общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативно-правовой акт является основным источником права в романо-германской правовой системе. Признаки НПА: 1.НПА представляет собой письменный документ. Он имеет письменную форму и соответствующие реквизиты: статус акта (закон, подзаконный ПА), дата его принятия, регистрационный №, наименование акта, обозначение органа, принявшего акт, подпись правомочного должностного лица и др...
1 год назад
Источники права: понятие и виды.
Источники права – это способ закрепления правовой нормы, форма выражения государственной воли. Основными источниками права считают:  - правовой обычай – правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения фактических отношений. Это наиболее древний источник права. Не каждый обычай - правовой. Правовой обычай санкционирован государством. Государство придает таким обычаям обязательную юридическую силу и превращает их в официальный государственный документ (например, согласно ст...
1 год назад
Право как важнейший регулятор общественных отношений: понятие, признаки, соотношение с нормами морали и обычаями.
Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.  Признаки:  1. Нормативность. Право состоит из совокупности норм и обладает признаками, свойственными социальным нормам, а именно правилами поведения, которые рассчитаны на применение в типичных массовых ситуациях и обращены к неопределенному кругу субъектов. 2. Общеобязательность. Право обязательно, оно изначально несет в себе свойство императивности...
1 год назад
Интересна ли Вам юриспруденция?
Опрос
1 год назад
Принцип разделения властей как основа построения механизма государства.
Один из основополагающих принципов конституционного строя РФ, закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций другой ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции. При этом все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный механизм...
1 год назад
Форма государственно-территориального устройства. Федеративное устройство Российской Федерации.
Форма государственного устройства — это то, как организована территория государства, на какие части она делится. Государство по форме государственного устройства делится на: 1) Унитарное (простое) государство – это единое государство, территория которого для удобства управления делится только на административно-территориальные единицы, не обладающие признаками государства. Все эти единицы управляются из единого центра. Существует единый гос. аппарат, законодательство, гражданство, валюта, налоги (Беларусь, Польша, Франция)...
1 год назад
Понятие и виды форм правления.
Форма правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Различают 2 вида формы правления: монархию и республику. 1. Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы – монарха (короля, царя, императора). Признаки монархии: высшая власть (власть монарха) передается по наследству, осуществляется бессрочно, не зависит от воли населения...
1 год назад
Понятие и сущность государства.
Государство — это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. Признаки государства: Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Сущность государства состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства...
1 год назад