Государственной Думой принят законопроект № 647048-8, в соответствии с которым блогеров с аудиторией персональной страницы более 10 000 обяжут сообщать сведения в Роскомнадзор, которые позволят их идентифицировать. В случае, если такие сведения не будут предоставлены, то блогеру запретят проводить рекламу, а также размещать свои платёжные данные (например, для получения донатов). При этом репостить информацию с таких страниц также будет нельзя. Обращаясь к самому тексту законопроекта, возникает ряд правовых вопрос, которые пока остаются без ответа: 1. Что такое персональная страница? Определения в законопроекте, как и в других законах, нет. Соответственно возникает вопрос: может ли быть персональная страница у организации? Судя по тому, что закон направлен на контроль за распространением информации, а в нем самом нет указания на то, что действует он исключительно на физических лиц, то он будет действовать и на юридические лица. 2. В РФ предусмотрен реестр соцсетей, который ведет Роскомнадзор. Однако в тексте законопроекта нет указания на то, будет ли законопроект распространять свое действия только на эти социальные сети, либо на все, в том числе на запрещенный в России instagram. 3. Законопроектом предусмотрена довольно странная формулировка «создавший такую персональную страницу пользователь социальной сети», которая порождает массу вопрос о лице, который будет ответственен за передачу сведения и за соблюдение требований данного законопроекта. Например, кто будет ответственным лицом в случае продажи такой страницы в социальной сети? К чему готовится блогерам, пабликам после вступления в силу закона? Можно ли ожидать массовых штрафов, закрытий каналов? Стоит сказать, что в настоящее время ответственность в виде штрафов пока не предусмотрена. Однако уже предусмотрено, что Роскомнадзор может обратиться к владельцу социальной сети с требованием об ограничении доступа для пользователя, который не предоставляет сведения. Однако для этого владелец социальной сети должен выполнять требования государственных органов, что, в случае если владелец иностранное лицо, происходит не всегда. Для блогеров же основные ограничения касаются способов монетизации. Запрет на размещение рекламы и получение донатов и пожертвований может существенно ограничить прибыль блогеров, чем вынудит подавать сведения в реестр. Отдельно обращаем внимание, что законопроект не содержит каких-то исключений. То есть все лица, которые ведут социальные сети, в частности депутаты, мэры и иные государственные деятели, обязаны будут подавать сведения в Роскомнадзор.
5 месяцев назад