Сам Себе Логопед
11
подписчиков
Cекреты домашней логопедии 🧩 …
Примеры игр для развития вестибулярной системы 🤸♂️ Деткам с нарушением вестибулярной системы сложно сконцентрировать внимания, особенно если окружающая среда насыщенная теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны 😧 Главная цель предложенных игр - стимуляция вестибулярного аппарата ребенка. В них можно играть как перед занятиями (но не долго, чтобы не перевозбудить), так и во время их, отрабатывая ваши задачи (к примеру, повторять за вами звуки, слова, учить времена года, дни недели...) ⤵️ ▫️ Катание с разных горок (надувных, металлических, снежных), катание на матрасе с разной траекторий ▫️ Качение на качелях, в гамаке, на подвесной платформе, в покрывале... ▫️ Игры на вращательном оборудовании, примеру, «летим в космос». Сначала кружитесь в одну сторону, затем меняйте, плюс дайте возможность ребенку самостоятельно выбрать скорость и продолжительность ▫️ Игры на нестабильных поверхностях (балансире, балансировочных досках, балансировочных подушках), прыгание на батуте, кто выше ▫️ Игры с большим мячом, фитболом. Положите ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, и потом за голеностопные суставы мягко раскачивая, руки у ребенка, в этом случае, остаются свободные для опоры перед собой. Или дайте возможность ребенку попрыгать на мяче или покачаться из стороны в сторону ▫️ Прыжки на одной, двух ногах. Можно одновременно отбивать/ловить/подбрасывать мяч одной рукой (одна нога, одна рука), затем можно менять руки и ноги. ▫️ Игра «Классики», разнообразные прыжки на скакалке ▫️ Ходьба с изменением направления, по ленте, по канату...Устройте гонки: кто дольше пройдет, простоит. Можно пройтись переставными шагами, на носочках, задом наперед ▫️ Кидание мешочков разного размера и веса в цель (можно с разными мячами) ▫️ Игра «Животные» - просите ребенка встать на мягкую поверхность и изобразить животное (его голос, повадки) ▫️ Игра «Между двух берегов» - положите скакалки рядом друг с другом, начиная с расстояния 50 см, постепенно уменьшая расстояние до 10 см. Задача ребенка не наступить на края За счёт стимуляции тела ребенка, мы активизируем те зоны мозга, которые помогут освоить речь 👍 ❗️Обязательно следите за самочувствием ребенка, не переусердствуйте, все в меру. Если у ребенка есть эпи активность, некоторые игры только по согласованию с врачом❗️
Продолжим говорить об арт. гимнастике для малышей ⤵️ С 1,5-2 лет малыш может уже повторять за вами лёгкие упражнения. Опять же, речь идёт лишь об укреплении мышц артикуляционного аппарата, а не о постановке звуков. Сначала научите его просто показывать язычок, широко открывать рот, показывать зубки, надувать щёчки. Учите за занятие по 1 упражнению, здесь самое главное правило — не заставлять. Помним, что у детей основной вид деятельности — игра, поэтому мы не занимаемся артикуляционной гимнастикой, а играем в неё! Заканчивайте занятие до того момента, когда малышу надоест, иначе велика вероятность, что в следующий раз он не захочет «заниматься». Приведу примеры некоторых приемов, с помощью которых можно приобщать малышей к артикуляционной гимнастике: 🔸 Для начала, чтобы ребенок мог почувствовать положение органов артикуляции, можно использовать подручные средства: зубную щётку, ложку, ватную палочку, сушку, чупа-чупс. Для того, чтобы сформировать нужное положение губ и языка, дотрагиваемся до тех точек, в которых язык и губы должны находиться. Таким образом, ребенку будет легче понять, что мы от него хотим. Приятным бонусом этого приема является то, что ребенок начинает осознавать строение своего речевого аппарата и появляется внутренний контроль за собственными движениями 🔸Можно привязать гимнастику к режимным моментам, к примеру, когда вы чистите зубы или умываетесь. Озвучивайте малышу, что вы чистите нижние/верхние зубы, а можно щеткой легонько помассировать язык, щёки и губы малыша. Смотря в зеркало, называйте ребенку что умываете/вытираете (глаза, рот, нос, лоб). Покажите малышу, как можно полоскать рот, а после сплевывать воду в какую-нибудь ёмкость 🔸 Поиграйте за столом в игру «кто дольше жуёт», например 🥕 Такой приём хорошо тренирует жевательные мышцы. Можно поиграть в игры: «чья тарелка чище» (после еды облизать тарелку), «язычок- чистюля» (намазать ребенку губы вареньем, чтобы язычком тянуться и облизывать губы) или «язычок силач» (удерживать на языке сушку или дольку какого-нибудь фрукта) 🔸 Можете во время чтения книг изображать персонажей, например, собачку (высунуть язык), улыбнуться как солнышко, открыть рот как крокодил... 🔸Когда малыш активно начнет повторять упражнения, читайте стишки в этот момент или рассказывайте малышу сказки о весёлом язычке, показывайте картинки (к примеру, улыбнемся как лягушка или вытянем губы как хобот у слона, надуем щёчки как у хомячка). Если вы ещё не начали заниматься со своим крохой артикуляционной гимнастикой, то обязательно включайте ее в ваши занятия 😉
Вестибулярная система - это не только про «укачивает в машине» 🤢 Основная функция вестибулярной системы – координация движений глаз и головы. Она обеспечивает стабильность восприятия окружающего мира и поддержание равновесия 🤸♂️ 👆 ... но это лишь одна из множества ее задач ❕ Вестибулярная система является фундаментом для способности ребенка к обучению. Она выполняет очень важную функцию —регулирование мышечного тонуса. Если у ребенка тонус повышен или понижен, то ему сложно организовать работу мышц губ, языка... Мышечный тонус необходим для всех движений Задержки в двигательном развитии могут быть признаком задержки в развитии вестибулярной системы. Поэтому вестибулярные нарушения часто сопутствуют самым разным неврологическим нарушениям или нарушениям развития нервной системы. Также и с движениями глаз, если у ребенка снижена чувствительность вестибулярного аппарата, то он может, к примеру, списывая с доски в тетрадь терять строку, буквы могут расплываться. При этом со зрением у ребенка проблем может не быть. Рассмотрим признаки повышенной вестибулярной чувствительности у детей: ▫️ боится качаться на качелях, кататься на горках, возникает страх перед физическими упражнениями ▫️ не переносит поездку на транспорте (в машине, на самолёте, в поезде) ▫️ не любит кружиться, не любит когда его кружат на руках ▫️ не любит нестабильные поверхности ▫️ возможно, есть задержка в развитии двигательных навыков Признаки пониженной чувствительности: ▫️ не понимает положения своего тела в пространстве, из-за чего ему трудно имитировать чужие движения ▫️ любит кататься на качелях, бегать, кататься с горки, часто забирается слишком высоко, как будто не осознавая опасность ▫️ может долго качаться на качелях, каруселях, игрушках-качалках ▫️ любит ездить в машине ▫️ любит прыгать на батуте , на мячах и других нестабильных поверхностях ▫️ любит кружиться, стремится к физической активности ▫️ трудности с поддержанием правильной осанки, сутулится когда сидит ❗️Вестибулярная система не работает одна, параллельно в мозг поступают сигналы рецепторов от кожи, мышц, сухожилий. Поэтому мозг может контролировать положение тела. Пока он справляется с задачей - «где я нахожусь», он не сможет заниматься ничем другим (запоминать новую информацию, слушать учителя). Отсюда проблемы с вниманием и даже с памятью❗️ Вестибулярная система развивается в движении, поэтому необходимо использовать «тело» ребенка во время занятий. Тем самым можно значительно увеличить успехи в обучении 👍 Примерами игр на развитие вестибулярной системы мы поделимся в следующих постах 🤗
Примеры игр для развития тактильных ощущений 👏 В настоящее время выбор развивающих тактильных пособий огромен, это различные тактильные досочки, книжки, мешочки с наполнителями... Но❕ Совсем не обязательно покупать такие игры, ведь их легко можно сделать самим и детям такие игры понравятся даже больше магазинных 👍 Такие игры подходят деткам разного возраста. Безусловно, малышам мы максимально упрощаем задания. Поначалу, им достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи. Например, «это камень – он твердый, гладкий, тяжёлый...» Тактильных игр множество, вот некоторые из них ⤵️ ▫️ Сенсорные коробки - их можно наполнять чем угодно, главное, чтобы наполнители были безопасными (крупы, песок, желе, пуговички...) ▫️ Они могут быть цветными (всё в одном цвете) или тематическими (животные, игрушки, овощи). Насыпайте крупы в разные ёмкости, ищите в них спрятанные предметы, пишите буквы, рисуйте, оставляйте следы на песке... ▫️ Волшебный мешочек — прячьте предметы в мешочек, а ребенок пусть определит их на ощупь ▫️ Игры с тестом, пластилином, слаймом - отщипывайте кусочки, лепите предметы, катайте в руках кружи, колбаски, оставляйте следы, прячьте предметы... ▫️ Игры с тканями - ощупывайте разные ткани, прикладывайте к разным частям тела ребенка, обсуждайте с ним, какие из тканей вызвали положительные эмоции у него. Поиграйте в игру «Найди пару» ▫️ Превращение воды - заморозьте кубики льда и дайте ребенку их подержать (можно заморозить разные фигурки), поливайте их теплой водой, предварительно подержав в ней ручки (здесь ещё закрепляем свойства теплый-холодный). Также вы можете заморозить воду, предварительно подкрасив ее, а затем можно выложить из льдинок красивые узоры ▫️ Вспомни предмет - прикасайтесь к руке ребёнка разными предметами, называя его свойства и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, ватку, игрушки с разными фактурами... После прикасайтесь снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет ▫️ Тактильные шары - наполните шары разными крупами, крахмалом, водой, бусинами, подготовьте изображения наполнителей. Предложите ребенку пощупать каждый шар и определить, что в нем находится. Второй вариант игры - «Найди пару», для нее сделайте по 2 одинаковых наполнителя, пусть ребенок найдет пары ▫️ Рисунки на спине - рисуйте разные фигуры, а ребенок пусть отгадывает, что вы нарисовали. Рисовать можно на разных участках тела ▫️ Игры в ванной - купайтесь с пеной, прячьте в ней предметы, сдувайте её вместе с ребенком. Переливайте воду в разные ёмкости ложкой, половником, губкой. Предложите ребенку самому себя помыть мочалкой ▫️ Тактильные крышечки - возьмите крышки от молока или кефира, а также разные ткани/материалы. Наклейте материалы внутрь крышек. Варианты игр: «Найди пару», «Найди противоположные крышки» (гладкий-шершавые), «На кого похож» (колючий - как ёж, пушистый - как заяц, гладкий - как лягушка) Такие игры помогают развивать не только тактильную чувствительность, но и мелкую моторику, коммуникативные навыки, познавательную активность, а также улучшают эмоциональное состояние деток 👍
Сегодня хотим поделиться с вами играми и упражнениями на развитие проприоцептивной системы ⤵️ Эти игры помогают стимулировать восприятие от мышц, суставов, связок, помогают улучшать осознание тела, ощущение положения своего тела в пространстве и оптимальное приложение силы 💪 Деткам, с нарушением проприоцепции рекомендуется разнообразить физическую нагрузку в течение дня и перед занятиями. Примеры, как можно это сделать: 🔸 Перед занятиями старайтесь прогуляться на детской площадке или сделайте дома полосу препятствий 🔸 Можно попросить ребенка помочь вам перенести тяжёлые вещи (бутыли с водой, коробки с игрушками...) Это позволит понять ребёнку свойства предметов - взаимосвязь веса и объема, какую силу необходимо применить для того или иного груза 🔸 Предложите ребенку гулять со своим рюкзаком, в который можно положить несколько бутылок с водой по 0,3. По мере того, как ребенок будет уставать, вынимайте по 1 бутылке, не убирая полностью нагрузку 🔸 Укутывайте ребенка в одеяло или кладите на его плечи плотную накидку во время занятия. Также есть специальные утяжелённые одеяла, с ним также можно играть, накрываться, делать домик... 🔸 Есть также специальные утяжелённые жилеты, но их носить целый день нельзя, а лишь дозированно примерно 3 раза в день по 20 мин 🔸Сенсорный чулок и сенсорный гамак — два средства, которые также помогают при сенсорных нарушениях, эластичные ткани давят на тело, помогая прочувствовать границы. В чулке можно ползать, перекатываться по полу с необходимыми вами предметами 🔸Можете дать ребенку погрызть твердую пищу (морковку, яблоко), таким образом снять перевозбуждение 🔸Можно намотать резинку на ножки стула, это поможет найти ребенку ноги и нагрузить их (для занятий за столом) 🔸Используйте разные тактильные мячики, игрушки-антистресс для успокоения рук 🔸 Используйте мини вибромассажёр, но не нужно массировать им все тело, только точечно (например, прикладывайте ко рту, к подбородку, щеке...) Примеры игр: ▫️ Лошадка - все в детстве скакали на спинах родителей 😉и не зря, ведь это очень полезная игра! С помощью неё у ребенка тренируется вестибулярная, зрительная, мышечно-суставная системы ▫️ Бутерброд - прижмите ребенка между двумя диванными подушками, это поможет создать давление на все тело ребенка, и он не будет искать эти ощущения своим способом. Также можно заворачивать ребенка в одеяло, получится сосиска в тесте. Обязательно голова должна быть снаружи! При этом, можете надавливать на разные части тела ребенка, называя их ▫️ Попрыгунчик - далеко не у каждого дома есть батут, но у всех есть кровать или диван, поэтому давайте ребенку возможность прыгать вдоволь. Прыгание на нем поможет сбалансировать нервную систему и даст новый уровень физической нагрузки ▫️ Неваляшка - здесь вам понадобится фитбол, катайте ребенка на животе, держа за ноги; прыгайте на фитболе, держа ребенка за руки, удерживайте равновесие. Некоторые дети предпочитают лежать спиной на мяче. Это допустимо, но убедитесь, что ребёнок не получит травму, выполняя упражнение таким образом ▫️ Кто сильнее - вряд ли у вас найдется канат, но ненужная ткань тоже отлично подойдёт, тяните ее с ребёнком на себя, соревнуйтесь кто сильнее ▫️ Водолаз - предложите ребенку стать водолазом, для этого попросите его надеть костюм (пижаму) и плавать прямо в ней. После, можете ее снять и купаться уже обычным способом ▫️ Гамак - возьмите большое покрывало, чтобы ребенок спокойно в нем помещался. Попросите ребенка лечь в центре, а сами с двух сторон возьметесь за углы. Раскачивайте ребенка, сначала на небольшую амплитуду, затем постепенно её увеличивая ▫️ Скалолаз - учите ребенка лазать по специальным стенам, забираться на горы из снега, песка... ▫️ Качели - на улице или дома, с ними можно придумать много игр. К примеру, когда ребенок качается, давайте ему игрушки в руки. Потом можно усложнять, например, передавать игрушку друг другу На самом деле игр очень много, мы представили лишь часть из них. Самое главное правило — «не навреди»! Ни в коем случае не действуйте через силу, слезы и крик. Все упражнения выполняйте в игровой форме!
Ребенку нравится все крушить и ломать, он совсем не занимается 😔 Возможно, у него нарушение одной из сенсорных систем — проприоцепции ⤵️ Эта система отвечает за восприятие собственной позы и движения (мышц, суставов), ощущения своего тела в пространстве 🤸♀️ Самый первый и самый важный этап формирования восприятия собственного тела – процесс рождения. Если роды протекают благополучно, то вероятно, у ребенка с этой системой будет все в порядке. Проприоцепция формирует: ▫️ Чувство позы (понимание, где находится рука, где нога, положение частей тела относительно друг друга) ▫️ Чувство силы (какое усилие нужно приложить, чтобы нарисовать круг; кинуть мяч так, чтобы он долетел до цели) ▫️ Чувство движения (точность, координация, ловкость движений) Простыми словами, проприоцепция обеспечивает схему тела, на основе которой формирует в дальнейшем образ своего тела и далее образ «Я». Как же понять, что у ребенка нарушения проприоцепции 👇 У него может быть замедленная и быстрая реакция (гипер и гипочувствительность), рассмотрим на примерах 🔸В первом случае у ребенка могут быть трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть. Он может не любить носить тесную, давящую, тяжёлую одежду. Он может избегать крепких объятий, может часто натыкаться на углы, спотыкаться, часто ломать карандаши или другие предметы, так как не правильно рассчитывает силу нажима. 🔸Во втором случае ребенок может толкать и поднимать тяжелые вещи, любит быть в тесных объятиях, любит удары, постоянно прыгает, все рушит. 🔸Есть ещё третий случай — ребенок находится в сенсорном поиске, тогда он будет искать телесных ощущений. Он может качаться на стуле, грызть разные вещи, стучать ногами... Это всё происходит потому, что ребенок чувствует постоянный дискомфорт в нервной системе, и пока его мозг занят вышеперечисленными занятиями, он плохо воспринимает новую информацию, у него возникают трудности в обучении. Кстати, у одного ребенка может быть одновременно и гипо, и гиперчувствительность, например, он любит сильные объятия, при этом ему не нравится тесная одежда. Нарушения проприоцепции — это не только про мышцы тела, тоже самое может происходить и с мышцами артикуляционной моторики (губ, языка...) Если она плохо развита, то у ребёнка будут возникать трудности в речи, артикуляционные сложности. Он будет говорить, как будто «каша во рту». Как помочь таким деткам ❔ Включать в ваш досуг с ребёнком специальные упражнения и игры. С ними мы поделимся в следующем посте ❕
С какого возраста можно заниматься артикуляционной гимнастикой ❔ Артикуляционной гимнастикой НУЖНО заниматься с первых месяцев жизни малыша! А как, спросите вы, ведь кроха ещё не сможет повторять за вами упражнения 🤔 Конечно, ни о каком выполнении упражнений речи не идёт, мы начинаем постепенно играть с малышом в простые артикуляционные игры, с их помощью ребенок знакомится и узнает, что у него есть щеки, губы, язык, зубы, челюсть, а самое главное, что ими можно управлять! Например, пока вы его переодеваете, пеленаете или делаете массаж: 🔸 Улыбайтесь ему, вытягивайте губы, надувайте и втягивайте щёки, высовывайте язык, водите им из стороны в сторону, шлёпайте по нему губами, цокайте, стройте гримасы (хмурьте лоб, жмурьте глаза...) показывайте как фыркает ёжик носиком... 🔸 Подражайте звукам животных, птиц и другим звучащим предметам (как летит самолет- уууу; как качаем куклу - а-А-а-А) 🔸 Поиграйте с малышом в игру: «Дразнилка». Расположитесь на корвике и положите малаша к себе на грудь, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Высуньте язык и сделайте им «болтушку», чтобы привлечь внимание малыша, а затем пропойте гласные: Ааа, ооо, ууу, а-у 🔸 Поиграйте с губками малыша, округлите их, аккуратно поглаживая, пропойте О-О-О, соберите губки в трубочку, пропойте У-У-У, опустите нижнюю челюсть малыша и пропойте А-А-А 🔸 Играйте на фитболе, произнося разные слоги: БА- БА-БА, МУ-МУ-МУ. МА-МА-МА мамочка, ПА-ПА-ПА папочка, КИ-КИ-КИ кисонька... 🔸Обязательно произносите звуки/слоги четко выделяя их (утированно), вытягивайте губы, широко открывайте рот, чтобы малыш видел, к примеру, чем МУ отличается от МА. Помимо развития артикуляции, эти игры прекрасно развивают речевой (фонематический) слух. Самое главное играйте со своим крохой с чувством, эмоционально, будьте настоящими артистами! Старайтесь менять силу, высоту и тембр голоса. В возрасте 8-10 месяцев предложите малышу подуть в свисток или дудочку. Для него это станет прекрасным развлечением и заодно потренирует дыхание 🌬 Продолжение в следующих постах 🤗
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастки: ▫️ Хорошее самочувствие. Во время болезни занятия ставим на паузу до полного выздоровления ▫️ Регулярность занятий, 5-10 минут в день вполне достаточно. При этом лучше выбирать комплексы, состоящие из 5-7 упражнений (для определенных звуков), а не выполнять все подряд по 20 штук Для малышей, по началу, достаточно делать 2-3 упражнения по 1-2 минуте ▫️ Постепенное усложнение. Начинайте с простых упражнений, а затем постепенно повышайте трудность. Не вводите сразу несколько сложных упражнений. Лучше добиться правильной отработки одного, а затем добавлять новое. Для малышей, например, из трех выполняемых упражнений новым может быть только одно, остальные служат для повторения и закрепления ▫️ Правильность выполнения. Важно не торопиться, а выполнять каждое упражнение правильно. В начале лучше все делайте медленно, а затем увеличивайте темп или выполняйте под счёт. Каждое упражнение имеет свои особенности выполнения, взрослому необходимо следить за этим, а главное самим знать как правильно выполнять каждое из них. Иначе занятия артикуляционной гимнастикой не принесут желаемого результата ▫️ Наглядность. Тут чем больше анализаторов вы подключаете (зрение, слух, осязание, обоняние), тем эффективнее будут упражнения. Вариантов великое множество, для того, чтобы превратить обычную артикуляционную гимнастику в увлекательную и интересную вашему ребенку ▫️ Игровая форма. Подключайте сказочных персонажей, рассказывайте сказки о весёлом язычке, используйте лупу для увеличения органов артикуляции, различные леденцы (чтобы язычок тянулся к ним), сушки, мармеладных червячков, варенье и т.д. ▫️ Положительные эмоции. Не говорите ребенку, что он делает упражнение неверно — это может расстроить его и привести к отказу от занятий. Лучше похвалите его и расскажите о его достижениях (видишь, язычок уже научился подниматься вверх), подбодрить (ничего, твой язычок обязательно научится делать «чашечку») ❗️ Обязательно обращаем внимание, если при выполнении упражнений у ребёнка: ▫️ дрожит язык ▫️ язык чрезмерно напряжен ▫️ язык слишком вялый ▫️ язык отклоняется в сторону ▫️ не может удержать язык в определенной позе даже короткое время ▫️ текут слюни Если вы заметили у вашего ребенка хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, лучше показаться логопеду ❕
Так зачем нужны эти кривляния? 🤔 Когда-то очень давно у меня на работе произошла ситуация: ученица на вопрос своей мамы, чем вы занимались с логопедом , ответила — кривлялись у зеркала 🙈 На следующий день, мамочка подошла ко мне и рассказала диалог с дочерью, мы с ней посмеялись 😅 Я объяснила мамочке, что за «кривляния» дочь имела ввиду. Эту историю я помню до сих пор 😄 Как вы уже поняли, мы занимались артикуляционной гимнастикой. Зачем ее делать и кому она необходима, давайте разбираться ⤵️ Капля теории 💧 Что такое артикуляционная гимнастика – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Вы знали, что при разговоре может быть задействовано около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого нёба 😨 Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы, челюсть, щеки, мимические мышцы. Но самый главный мускулистый парень — это язык, поэтому его мышцы обязательно надо укреплять 💪 Кому будут полезны артикуляционные упражнения ❔ ВСЕМ деткам и взрослым , у которых есть проблемы со звукопроизношением и НЕ ТОЛЬКО! Артикуляционная гимнастика отлично развивает речевой аппарат, помогает малышу раньше освоить сложные звуки, слова, стимулирует говорение, а также является профилактикой нарушений речи. Даже с самыми крошками тоже можно и НУЖНО заниматься (как - я расскажу в следующих постах). Может ли ребенок , делая артикуляционную гимнастику научиться произносить тот или иной звук без помощи логопеда ❔ - ДА, может ❕ Даже если у ребенка сложное нарушение звукопроизношения и без логопеда не обойтись, занятия артикуляционной гимнастикой помогут быстрее подготовить мышцы речевого аппарата к постановке звуков 👍
Кружится голова от дыхательных игр 😮 Существуют определенные требования, которых необходимо придерживаться при выполнении дыхательных упражнений, так как их чрезмерное количество или длительное выполнение может негативно отразиться на самочувствии ребенка 😵💫 Поэтому расскажу немножко о правилах проведения дыхательных игр: ▫️ Играем только при хорошем самочувствии ребенка ▫️ Перед занятием обязательно проветриваем помещение ▫️ Не играем после принятие пищи ▫️ Вдох делаем легко и коротко, а выдох продолжительно и экономно ▫️ Дуем плавно, следим, чтобы щеки не надувались (можно сначала придерживать щеки ребенка руками ), плечи не поднимались и не напрягались ▫️ Желательно заниматься ежедневно, при этом необходимо дозировать темп и количество упражнений в зависимости от возраста ребенка Держите формулу ⤵️ Возраст детей = время общего выполнения и количество слов на одном выдохе. К примеру, с 2х летним малышом играем 2-3 минуты, столько же и слов на одном выдохе. С детками 4х лет длительность игры 4-5 мин (4-5 слов на выдохе). Детки 6-7 лет могут играть по 5-7 минут (количество слов на одном выдохе 5-7). Достаточно трёх-пяти повторений. Делаем паузу 2-3 сек между подходами. ❗️Многократное безконтрольное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий. Поэтому следите за состоянием ребенка и всегда спрашивайте его о самочувствии Любят ли ваши детки/ученики заниматься дыхательными упражнениями? Есть ли у них любимые игры?
Такие игры не требуют дополнительных приспособлений и подходят для малышей и дошкольников ⤵️ 💨 Паровоз Ребенок ходит по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес, произнося при этом «чух-чух», постепенно меняя скорость движения, громкость и частоту произношения. 💨 Вопрос/ответ Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту Как машинка гудит? Би – би — би Как кипит чайник? Пых – пых – пых Можно ещё пропеть гласные звуки: зубик болит о-о-о-о-ооо, пылесос гудит у-у-у-уууу, качаем куклу а-А-а-А... 💨 Насос Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3-4 раза. 💨 Сдуй шину Сделать легкий вдох, выдыхая показать, как медленно выходит воздух из шины «ш-ш-ш» или «с-с-с». 💨 Охота Закрыть малышу глаза, по запаху определять, что за предмет перед ним (апельсин, дыня, шоколад). 💨 Каша Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 5-6 раз. 💨 Пузырики Сделать глубокий вдох через нос, надуть «щёчки – пузырики» и медленно выдыхать через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза. 💨 Пчёлка Сделать глубокий вход носиком, а на выдохе произнести «з-з-з». Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, малыш учится направлять внимание на определенный участок тела. 💨 Греем руки Вдыхать через нос и дуть на руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая их. 💨 Летят мячи Малыш стоит прямо, мяч держит обеими руками перед грудью. Затем бросает его от груди вперед, при этом выдыхая со звуком «у-х-х-х-х». 💨 В лесу Представьте, что вы находитесь в лесу, крикните малышу «ауууу». Покажите на своем примере, что сначала нужно сделать вдох, а уже на выдохе кричать «ау-у-у». При этом можно поворачиваться в разные стороны и менять интонацию, что будет полезно. Повторить 5-6 раз. 💨 Воздушный шарик Предложите малышу лечь на пол и положить руки на животик. Пусть представит, что его животик – это воздушный шарик. Малыш медленно надувает шарик, т. е. животик, а когда мама хлопнет в ладоши (через 5 секунд) – он сдувает шарик. Повторить 5 раз. ❗️ Важно, чтобы ВЫ играли вместе со своим ребенком, называя вслух упражнения, которые будете делать. Как правило, они имеют забавные названия или придумывайте свои смешные названия. Тогда гимнастика будет проходить эмоциональнее! Выбирайте сами, какие упражнения по душе вам и вашему крохе и помните , что это должна быть не повинность, а игра 🤗
🔸Дыхательная система — это энергетическая база для речи, которая влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голосовые функции 🌬 Какие нарушения дыхания вы можете заметить у своих деток: ▫️ Дыхание ртом в отсутствие болезни ЛОР органов (часто у детей с аденоидами) ▫️ Торопливое произнесение фраз на вдохе, с «захлёбыванием» ▫️ Слабое, поверхностное дыхание. Речь таких деток очень тихая, едва уловимая. Такое дыхание часто наблюдается у стеснительных деток, либо у физически ослабленных ▫️ Неправильно направленная воздушная струя. Из-за чего происходит нарушение звукопроизношения ▫️ Прерывистое дыхание происходит из-за неправильного (неравномерного) распределения выдыхаемого воздуха. В результате чего, детки могут добирать воздух на середине слов, не договаривать фразу из-за того, что сильно выдохнули в самом начале, а конец «проглотили» ❗️Звуки мы произносим на выдохе и при произнесении различных звуков воздушная струя разная. 🔸Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций 🔸 Заниматься дыхательной гимнастикой можно с 8-9 месяцев. Подборку игр на дыхание для самых маленьких ожидайте в самое ближайшее время 🤗 Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, отлично снимают напряжение и помогают успокоиться А самое главное, малыш даже не заметит, что он здорово потрудился и сделал шаг навстречу здоровью и красивой речи! Ваших деток можно научить правильному физиологическому и речевому дыханию, а как - я расскажу в следующий раз