Найти в Дзене
Зачем славяне призвали на службу Рюрика
В XVIII веке учёный немецкого происхождения Август Людвиг Шлёцер, член русской Академии наук, тщательно изучив древнерусские летописи, написал труд, в котором утверждал, что до половины IX века, то есть до прихода на Русь варягов и Рюрика, на обширных пространствах русской равнины— от Новгорода до Киева и дальше по всему Днепру, куда ни глянь, направо и налево, всё было дико и пустынно, накрыто мраком, жили люди, да не как люди, а как звери, подобно диким зверям и птицам. И только когда появились в этих землях дружины викингов, была создана основа для государственности славян...
333 читали · 1 год назад
Почему герой Куликовской битвы Дмитрий Донской не стал защищать Москву от нападения Тохтамыша
Напомню, что в результате завоевательных походов 1236-1242 гг. в состав Монгольской империи были включены Булгария, Русь, Западный Дешт-и-Кипчак, Молдавия и Крым. Замечу, что к 1382 году ордынское владычество над Русью осуществлялось уже почти 150 лет. После покорения Руси монголы оставили без изменений традиционную систему княжеской власти. Ранее созданная система власти, принятая в русских княжествах (государствах), была встроена в общую организацию управления всей Монгольской империей. Например,...
253 читали · 1 год назад
Тохтамыш — последний хан единой Золотой Орды
Тохтамыш принадлежал к роду тринадцатого сына хана Джучи, старшего сына Чингиз-хана. Но был ли Чингисхан настоящим отцом Джучи — доподлинно неизвестно. Сын родился после освобождения жены Чингисхана Бортэ из плена меркитов. Наследственные земли его потомков в западной части Монгольской империи — Улус Джучи, в русской историографии известны как «Золотая Орда» (удела или области Монгольской империи). По факту Тохтамыш был представителем правящей в Улусе династии, но одной из младших ее ветвей. Важно...
1 год назад
На что первый русский царь Иван III потратил приданое своей второй жены Софьи Палеолог
Первый русский царь Иван III Васильевич родился 22 января 1440 года. В 12 -летнем возрасте был обвенчан с дочерью тверского князя Марией Борисовной. В 22 года занял великокняжеский Московский престол, а в 1467 году овдовел. В самом начале своей деятельности молодому московскому князю предстояло решить важнейшие внешнеполитические задачи: укрепить свою власть в русских землях, разобраться с Золотой Ордой, устранить конкурента в лице Литвы, претендующей, как и Москва, на русские земли. За 43 года своего правления Ивану III Васильевичу удалось многое сделать...
1 год назад
Как через 8 веков были установлены имена всех убийц великого князя Андрея Боголюбского
Убийство Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского оставалось одним из самых загадочных событий второй половины 12 века. Но в 2014 году при начале реставрации Спасо-Преображенского собора, который находится в городе Переславле-Залесском, была найдена процарапанная на стене надпись. Ученым с помощью новейших технологий удалось выяснить, что это сообщение является списком участников убийства князя Андрея Боголюбского, сына основателя Москвы Юрия Долгорукова, внука Владимира Мономаха. Напомню,...
1 год назад
Как новые знания помогли Карлику стать властителем страны. Согласно легенде народа майя, в древнем городе Ушмаль жил великий вождь. У него был большой дом, много плодородной земли, и ему подчинялась большая армия. Тогда же в лесной хижине у старухи колдуньи из яйца вылупился мальчик. Он был умный, как олень, и проворный, как белка,  но очень маленький. Вырос всего на два локтя да таким и остался. И вот карлик заметил как, выходя из дома, старушка всегда что-то прятала в очаге. Он выждал момент, порылся в золе и  нашёл там три круглых камешка: жёлтый, чёрный и красный. Он бросил на землю жёлтый камень, и тот превратился в маленький золотой колокол. Ударив по нему прутиком, раздался грому подобный звон, который услышали все жители города. От этих звуков люди потеряли покой. Тогда один мудрец напомнил им о древнем пророчестве, что вскоре в стране появится новый властитель. Он сделает город Ушмаль самым великим городом на земле, а их жизнь богатой и счастливой. Весь народ стал искать звонаря, а когда нашли его и привели к вождю, то стали смеяться над ним. Но только старый вождь молчал и не смеялся, ему было страшно. Он начал задавать карлику каверзные вопросы, на которые тот с лёгкостью ответил. Тогда вождь предложил ему сделать фигурку из того, что не расплавится и не сгорит в огне. Мальчик слепил фигурку из глины, которая после обжига стала только прочней. Что было неведомо в тех краях и стало чудом. После вождь решил устроить карлику более сложное испытание. Он пожелал, чтобы на голове мальчика была разбита целая мера пальмовых орехов. Но карлик легко прошел его, так как его убор был сделан из крепкого материала, о чем не догадывались окружающие. Старый вождь, убедившись в невероятной сноровке мальчика сошёл с трона и удалился. Люди всего города обрадовались такому событию и стали славить нового вождя. После взаимных приветствий карлик объявил народу, что начнёт править, если в городе для его матери и его маленьких воинов будут построены дворцы, а также храм для поклонения огню очага, в котором тот нашёл свои  три счастливых для камня. Каким же стало правление нового вождя— легенда умалчивает. Но есть в ней упоминание, что дворцов и храмов на земле Майяб, в Ушмале стало на порядок больше. Так кем же на самом деле был новый правитель древнего Ушмаля: инопланетянином, волшебником, или ученым, подаривший людям новые знания и ставший для них божеством.
1 год назад
Миф о Сизифе не про бесполезный труд, а про наказание за борьбу с богами за продолжение своей жизни.  Стереотип о Сизифе и его бессмысленном труде так вошёл в наше сознание, что многие люди обращают внимание не на те причины, из-за которых Сизиф попал в такую ситуацию. Сизиф был сыном бога, повелителя всех ветров Эола и обладал суперспособностями. Мало кто в Греции мог сравниться с ним по хитрости, креативности и коварству. Благодаря своему уму, он основал город Коринф, стал царём и завладел огромными богатствами. Но состарился и должен был уйти мир мёртвых. К нему пришёл бог смерти Танат, чтобы отвести в подземное царство Аида, но Сизиф схитрил и заключил его в кандалы, тем самым отсрочив час своей смерти. Это вызвало хаос в мире людей — смерть перестала забирать их души, нарушился баланс рождения жизни и смерти. Более того, людям стало незачем тратиться на пышные похороны и приносить жертвы богам подземного царства. Узнав о вероломстве Сизифа Зевс, послал к нему бога войны Ареса. Тот освободил Таната, забрал душу Сизифа и отвёл её в царство умерших. Но Сизиф предупредил свою жену, чтобы она не погребала его тело, и не приносила жертвы подземным богам, не делала ему пышные похороны. Аид и Персефона устали ждать похоронной церемонии, вызвали на разговор Сизифа, но тому удалось убедить их отпустить его в мир живых, чтобы он лично отдал нужные распоряжения о своих похоронах. Аид отпустил хитреца, но когда Сизиф оказался дома, то сразу забыл о своём обещании и предался радостям жизни. Разгневанные боги снова послали за его душой Таната. Бог смерти пришёл во дворец к хитрейшему из всех живущих на земле, застал его за роскошным пиром, и тут же увёл с собой. С тех пор Сизиф был обречён  богами таскать вверх по склону горы огромный камень. . Пот градом льётся с него от тяжёлой работы. Каждый шаг даётся ему с невероятным трудом. Вот всё ближе вершина кажется ему, что ещё одно маленькое усилие и конец работе, но валун вырывается и с шумом катится вниз. Не теряет надежды Сизиф, день за днём катит и катит камень вверх на гору. Но боги не позволяют прервать Сизифу эту бессмысленную затею. Так возникло знаменитое выражение «сизифов труд», что означает вечное наказание и бесполезное занятие. Так что же авторы мифа хотели донести до всех простых смертных? Что у них нет права нарушать установленный богами порядок, каким –то образом демонстрировать им свою хитрость и коварство, и уж тем более нарушать данное им слово. Но как мы знаем, Сизиф был рождён не простым смертным, а всё-таки богом ветра, и в некотором смысле был для них «своим». Он хотел наслаждаться жизнью и делал всё возможное, чтобы как можно дольше не прерывалось его земная жизнь. А кто из смертных хотел бы иного? Но не многие как Сизиф стали бы бороться с богами. Сразу же бы согласились покинуть мир живых?
1 год назад
Почему Орфей не смог вывести Эвридику из царства мёртвых. Древнегреческий миф о великом музыканте Орфее и Эвридике – одна из самых ярких и трогательных историй любви, наполненная трагизмом и житейским смыслом. Согласно легенде, Орфей— великий певец и музыкант, теряет свою горячо любимую жену, прекрасную Эвридику, которая скоропостижно умирает от укуса ядовитой змеи. Не желая мириться с утратой, Орфей отправляется в подземное царство мёртвых, к верховному богу смерти Аиду и его жене Персефоне, чтобы уговорить их изменить привычный порядок жизни, согласиться вернуть в мир живых душу его любимой женщины. Под землёй Орфей невероятно круто играет и поёт  об утраченной любви, после чего божества соглашаются на сделку с ним. Аид и Персефона разрешают Эвридике уйти с Орфеем, но при соблюдении важнейшего условия: до выхода из подземного царства Орфей не должен оборачиваться назад. В противном случае сделка в душе расторгается. Возвращаясь из царства мёртвых, Орфея стали одолевать сомнения, а идёт ли за ним душа Эвридики? И перед самым выходом из пещеры он не выдерживает волнения, оглядывается назад, чтобы убедиться в присутствии любимой. Но в этот роковой момент, когда он снова видит душу Эвридики, та ускользает от него обратно в темноту страшного подземелья. Орфей второй раз переживает смерть любимой женщины, но в этот раз виновник трагедии уже он. После провала миссии Орфей делает новую попытку попасть в ад, но перевозчик через реку Стикс Харон больше не реагирует на его мольбу. Как гласит дальнейший рассказ, через 4 года после смерти жены Орфей остаётся ей также верен. Но он никого не может любить, за это получает прозвище женоненавистник, чем однажды вызывает на себя гнев развратных женщин-вакханок, которые, встретив его в лесу, как стая хищных птиц, нападают на него, разрывают тело, а голову выбрасывают в реку. После ужасной смерти душа Орфея попадает в царство мёртвых и воссоединяется с Эвридикой. И всё-таки, а был ли шанс у Орфея выполнить условие повелителей ада, или Аид и Персефона просчитали его характер, и согласились на сделку с ним, прекрасно зная, как он себя поведёт в роковой момент испытания? И чего больше в этой истории, настоящей любви и верности двух замечательных героев? Или авторы мифа сделали всем нам в некотором смысле предостережение, что одного таланта для общения с богами и решения своих проблем мало. Что для того, чтобы реализовать задуманное, нужна и их благосклонность, а также личная  воля и вера в свои силы. А без веры для Орфея закончилось все как-то нелепо. Один его мимолётный взгляд назад, и после этого нелепая и бесславная смерть.  Крушение всего,  что вдохновляло и придавало смысл его жизни.
1 год назад