Найти в Дзене
Условными границами возраста считается период от 3 до 7 лет. Дошкольный возраст очень важный период в жизни человека, по своей насыщенности он, пожалуй, превосходит любой другой. В первую очередь, это возможно вследствие интенсивного развития эмоциональной и физической сфер ребенка, формирования его характера и индивидуальных качеств личности.    Дошкольник умеет много больше, чем младенец – он уже самостоятельный, он активный и интересующийся. Окружающий мир, представляется ребенку огромным и интересным, полным разнообразных устройств и собственных возможностей; ребенок познает окружающую реальность и каждый его день наполнен чем-то новым: лица, предметы, события, животные и т.д.    Дошкольник очень впечатлителен, и чрезмерное насыщение его жизни яркими событиями и встречами, отнимает много сил. Поэтому важно соблюдать режимные моменты – отдых, необходимо чередовать с активным обучением и играми.    Субъективный мир ребенка еще очень маленький, он сужен и ограничен только тем опытом, который он имеет. Его лопатка, его игрушки, его дом или квартира это всё, что он знает об окружающем его мире. Родители имеют гораздо больший опыт, соответственно, они могут помочь ребенку, подсказать ему, как можно сделать лучше. Если этого не происходит, время для развития важных качеств может быть упущено навсегда.    По своему мироощущению, дошкольник, все еще эгоцентричен – он наивно полагает, что мир вращается только вокруг него, что все взрослые вокруг, заботятся только о нем, и он всегда сможет на них рассчитывать (отсюда и детская доверчивость).    Когда мы с женой, пытались рассказать нашей дочке, что её дедушка и бабушка – это наши родители. Она, почувствовав что-то неладное, явно расстроилась и сказала: «Не хочу, чтобы они были вашими родителями. Хочу, чтобы они были моими бабушкой и дедушкой». Подразумевая, что если они станут нашими родителями, то наверняка перестанут её баловать и дарить подарки.    В экспериментах знаменитого исследователя мышления детского возраста, антрополога Жана Пиаже были описаны особенности познавательного развития в этом возрасте.    Детей спрашивали, есть ли у них брат или сестра – дети отвечали утвердительно. Тогда экспериментатор задавал вопрос, а есть ли у их брата (или сестры) брат? Дети говорили, что у их брата нет других братьев.    Ребенок-дошкольник ещё не понимает, что у его брата может быть другой брат, ведь себя он не считает «другим», так как не может увидеть эти отношения «со стороны».    В детских играх во время считалок, многие дошкольники, указывают на других детей, но пропускают себя, деля это не умышленно. Просто они видят мир, только со своей позиции и не способны встать на место другого человека, не способны выделить себя из происходящей ситуации (абстрагироваться). Некоторые родители, жаловались мне, что их дети бесчувственные или даже жестокие, не понимающие горя другого человека. Это снова, результат детского (нормального) эгоцентризма, при котором ребенок не может сочувствовать другим людям, ведь он не испытывает их чувств и, следовательно, не может понять каково это, испытывать боль (душевную или физическую). Это не означает, что нужно бить ребенка, чтобы он научился сочувствию. Ребенок не может этого сделать в силу своих психологических особенностей. Научить сочувствию можно только постепенно, напоминая ребенку в нужные моменты о том, что у других людей есть свои чувства, и люди их выражают по-своему.    Заведите домашнего любимца, научите малыша ухаживать за ним, обращайте его внимание на особенности поведения животного, когда ему хорошо или плохо, когда он грустит или радуется. Постепенно, ребенок научится распознавать эмоции, научится сочувствию, сопереживанию, особенно, если у него перед глазами будет наглядный пример взрослого. Дошкольник – это личность. Со своими привычками, настроением, мнением и поведением. Переход из младшего в старший дошкольный возраст характеризуется личностным кризисом. Кризисом 3 лет, который называют «Я сам», является неотъемлемым атрибутом личностного роста и развития.
1 год назад