Найти в Дзене
Что известно о жизни Феофана Грека?
Как правило, биографические сведения о древнерусских живописцах практически отсутствуют. Часто они ограничиваются в летописи информацией о годе выполнения росписи храма и именем художника. Счастливым исключением является биография Феофана Грека. ля ее реконструкции существует прекрасный письменный источник - письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому (1415 год): "Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый, Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди...
1 год назад
В 15 веке Флоренция, родина итальянского Возрождения, входила в число крупнейших и богатейших городов Европы. Население города отличалось высокой грамотностью, а одним из увлечений горожан было составление особых записных книжек "дзибальдоне", популярных в то время в Италии. Слово "zibaldone" первоначально означало «куча вещей» или «сборник». Ко второй половине Кватроченто слово стало использоваться специально для описания «записной книжки, которая могла содержать смесь литературы, элементальной науки (например, астрологии, космографии и т. д.), молитв и, прежде всего, личных мемуаров». В отличие от автора мемуаров или дневников, составитель дзибальдоне ориентировался в первую очередь не на запись биографической или исторической документации, а на сбор наиболее содержательных текстов для собственного назидания и назидания членов своей семьи. Не только представители социальной элиты, но и большинство горожан занимались составлением этих рукописей. Одним из известнейших образцов дзибальдоне считаются книги Леонардо да Винчи.
1 год назад
«Мы создаем наши здания, а затем они создают нас» - Уинстон Черчилль
«В ночь на 10 мая 1941 года во время бомбардировки было разрушено здание Палаты общин, и теперь мы должны рассмотреть вопрос о том, как и когда стоит восстановить ее». Эти слова Уинстон Черчилль произнес в Палате общин в Лондоне 28 октября 1943 г. В этот день началось обсуждение реконструкции утраченного здания. Черчилль был человеком творчески одаренным - писателем, художником, каменщиком; имел воспитанный вкус, позволяющий ему свободно рассуждать о вопросах искусства. С одобрения премьер-министра...
1 год назад
Платон о роли искусства в воспитании
"А ведь так или иначе этим полна и живопись, и всякое подобное мастерство – ткачество и вышивание, и строительство, и производство разной утвари, и вдобавок даже природа тел и растений – здесь во всем может быть благообразие и уродство. Уродство, неритмичность, дисгармония – близкие родственники злоречия и злонравия, а их противоположность, наоборот, близкое подражание рассудительности и нравственности. Так вот, неужели только за поэтами надо смотреть и обязывать их либо воплощать в своих творениях...
1 год назад
Гармодий и колхозница
Прообразом скульптуры «Рабочий и колхозница» послужила античная статуя «Тираноборцы». Об этом пишет Исаак Эйгель в своих мемуарах. После свержения тирании в 510 году до н. э. и установления в Афинах первой демократии Гармодий и Аристогитон стали знаковыми фигурами борьбы против тирании...
1 год назад
Учебный проект росписи небес часовни в стиле "северных писем". 2020 год.
1 год назад
Как возникла и развивалась "северная икона"?
⚔ В 11-13 веках северные земли заселяются славянами. Ранняя иконопись региона развивалась под влиянием колонизаторов - Новгородской и Ростовской иконописных школ. 🐪 В 16-17 веках регион сильно разбогател благодаря торговому маршруту проходившему через Ярославль, Вологду и Архангельск. В городах началось строительство первых каменных храмов, стены которых украсили росписи, а в деревнях - деревянных церквей, интерьеры которых увенчали "небеса". 🍍 В 16 веке формируются местные художественные традиции (обонежские, карельские, устюжские и др...
1 год назад
Битум (асфальт) - масляная лессировочная краска, полюбившаяся художникам в 18-19 веках. Она имела благородный цвет, но сильно темнела со временем. Из-за злоупотребления этой опасной краской некоторые картины английских и французских живописцев того времени изменились в тоне и стали со временем выглядеть очень мрачно. В живописи Теодора Жерико и Ганса Макарта присутствует битум.
1 год назад
Держава как символ власти
Некоторые античные философы считали, что земля имеет форму шара. Эта теория окончательно была сформулирована в 5 веке до н.э. в пифагорейской школе и стала общепризнанной в античном мире. Впервые модель земного шара изобразил философ Кратет Малльский (150 г. до н.э.), после чего "глобус" прочно вошел в иконографию римских богов, став символом владычества над миром. С "глобусом" изображали главное римское божество - Юпитера, богиню благополучия - Салус, богиню Викторию. Земной шар помещали в руке божества, у ног или даже под ногами...
1 год назад
Символика архитектуры мечети. Первая в истории и главная мечеть - Кааба - имеет очень простую архитектуру. Это кубическое здание из блоков гранита с приподнятой над землёй (от наводнений) дверью в восточной стене и с тремя колоннами внутри. В ее архитектуре не найти сложных образов и запутанной символики. Кааба - это единственное сооружение, именуемое в Исламе "Домом Бога" и представляющее собой сакральное пространство, по направлению к которому совершается намаз. Иные мечети не считаются местом особого божественного присутствия, поэтому их архитектурные формы не осмыслялись как сакральные. Мусульманскими теологами не была разработана единая архитектурная организация ритуального пространства. Нет обоснований для этого ни в Коране, ни в Сунне. Архитектура мечети не регламентирована священными текстами, и теоретически может принимать разнообразные формы. Исторически сложилось несколько типов архитектуры мечети: колонная, айванная и центрально-купольная. За архитекторами сохраняется возможность вариативности интерпретаций архитектуры мечети. (по Е.И.Коненко "Архитектура мечети как объект интерпретации")
1 год назад
Язычники в православной иконографии. В средневековье существовало множество легенд, повествующих о мессианских пророчествах древнегреческих философов. Афанасий Великий пишет: "Ведь даже за долгое время прежде Христова пришествия некий мудрец именем Аполлон, свыше, как полагаю, побуждаемый, основал в Афинах храм и написал на его жертвеннике: «Неведомому Богу». Так вот, в нем собрались первые греческие философы, чтобы спросить его о храме, и о пророчествах, и о Богопочтении, <...> К ним Аполлон сказал: «Что вы побуждаете делать относящееся к добродетели и приличию, делайте. Ибо я предвещаю Триединого Превознесенного, Чье невыразимое Слово зачато будет в незамужней девице. Подобно огненной стреле пленив весь мир, Оно Отцу принесет дар. Мария же имя Ей». Однако интерес христианства к языческой философии связан не только с подобными легендами. Раннехристианские апологеты видели проблески истинного учения в философии язычников, и в этом проблеске - проявление естественного богопознания. Так как каждое божественное произведение несёт на себе Его отпечаток, познание Бога возможно уже только при внимательном наблюдении за жизнью и изучением окружающего мира. "Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую...» - Рим. 2:14-1 Истина в учениях язычников - не пророческий дар, а проявление природного ума. Во Второзаконии 13:1-2 дан критерий для определения подлинности пророка: "Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего;". Поэтому языческие философы, не проповедовавшие истинного Бога, не считаются святыми, также недопустимо их изображение с нимбом. В иконографии философы, помимо отдельных изображений, встречаются в композиции "Древо Иесеево", как предвосхищающие Христа. 1. Бачковский монастырь, Болгария 2. Филантропинион в Янине, Греция 3. Церковь Рождества в Арбанаси, Болгария 4. Монастырь Сучевицеа в Буковине, Румыния
1 год назад
Анаморфные или «перспективные», или «поворотные» картины были особенно популярны в XVI и XVII веках в Европе. Стюарт Кларк в книге "Vanities of the Eye: Vision in Early Modern European Culture" пишет, что эти «поворотные» картины регулярно использовались для изображения религиозных сюжетов, далее объясняя это словами французского богослова 17-го века Жака-Бенини Боссюэ: «анаморфные изображения были совершенными естественными эмблемами мира, справедливость которого, скрытую за видимостью, было невозможно увидеть, кроме как с «определенной точки», открытой верой во Христа». В России подобные иконы распространились в 19 веке. Икона Святых Франциска Ассизского и Франциска де Поль со Святым Петром (Испания, 16/17вв.) и икона Троицы из историко-краеведческого музея Нижнего Тагила (19в.)
1 год назад