Найти в Дзене
Достоевский и Булгаков о том, как бороться со злом
Интересные темы иногда попадаются в вариантах пробников. Например "Как бороться со злом?" Думаю, прежде всего каждый человек должен научиться давать оценку своим собственным поступкам и прогнозировать их последствия. Это важно – понимание ответственности за свои действия. И также важно – относиться ко всему и всем (в том числе и к себе) с добротой и состраданием. Зло и его возможное преодоление всегда привлекало внимание писателей и мыслителей всех времен. Тему борьбы со злом поднимает и Федор Михайлович Достоевский в «Преступлении и наказании». Добрый, чуткий Родион Раскольников, невыносимо страдающий...
1 год назад
Почему истинная честь не может терпеть неправду? Уроки словесности. В чём же они состоят? Жизнь наша протекает в довольно ограниченных рамках. Какой ни была бы она бурной, сколько бы мы сами ни страдали и ни радовались, мы никогда не могли бы постичь всего богатства человеческих эмоций, избежать ошибок, не могли бы решить многих жизненно важных вопросов, если бы не художественная литература. Ну вот например на вопрос: «Почему истинная честь не может терпеть неправду?», - можно ответить односложно: «Потому что каждая нечестность - это шаг к бесчестию». А можно вспомнить повесть А.С. Пушкина – «Капитанская дочка», где противопоставлены два героя: Петр Гринев и Алексей Швабрин. Два офицера российской армии (оба молоды, принадлежат к одному социальному кругу) попадают в Белогорскую крепость не по собственной воле. Гринев - по настоянию отца, решившего, что сыну-недорослю необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…», Швабрин - из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Зная, что для дворянина дуэль – это способ отстоять собственную честь, Гринев в начале повести считает Швабрина «человеком чести», однако вскоре разубеждается в этом. Ведь судить о человеке можно по его отношению к женщине. Слово «честь» родственно слову «честность». Гринёв восхищается Машей Мироновой, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, тоже влюблённый в Машу, но получивший отказ девушки, клевещет на неё, смешивает её имя с грязью: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег», – советует он влюблённому Петру. А вызванный Гринёвым на дуэль, переступая границы, определенные честью, Швабрин стреляет Гринёву в спину. И это не предел его подлости. Он пишет клеветническое письмо родителям своего юного соперника, пытаясь разрушить зародившуюся любовь молодых людей. Швабрин клевещет не только на любимую девушку, но и на ее родных. Говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной». Как видим, Швабрин, на самом деле, бесчестный человек. Пётр жизнь готов отдать ради своей любимой. Рискуя, он отправляется в крепость, захваченную пугачёвцами. Он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье».  Вид девушки красноречиво говорил о том, что ей пришлось пережить в заточении Швабрина, который мучил ее, шантажировал,  угрожая выдать ее мятежникам. Прибегнув к помощи Пугачева, Пётр вызволяет девушку из заточения Швабрина и вывозит ее из крепости. Его отношение к Маше как женщине безупречно. Позднее, стараясь не запятнать честь капитанской дочки, он не называет её имени, даже на суде, который грозит ему пожизненной каторгой, Такое поведение говорит о благородстве героя, который старается быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком. У Гринёва и Швабрина разные представления о чести. Вспомним эпизод захвата Белогорской крепости Пугачёвым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». Во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же следуя законам офицерской чести, хранит верность воинской присяге и готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…». Чувство собственного достоинства помогает герою и на суде в конце повести. Он спокойно смотрит в глаза Швабрину, который всё ещё пытается оклеветать своего соперника. По истине, каждая нечестность - это шаг к бесчестию. Несмотря на молодость, Петр Гринёв сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую. Швабрин же шаг за шагом: от неправды ко лжи, от лжи к подлой клевете – опускался всё ниже, к бесчестию.
1 год назад
Об «Итоговом сочинении» и «Аттестате зрелости» Все вокруг суетятся: и выпускники, и их родители, и сами учителя, – поднимая вокруг темы «ЕГЭ» неописуемый шум, который не смолкает который год подряд. Правда, с целями и задачами испытаний по отдельным предметам как-то смирились, увидев в них не только минусы, но и плюсы, но к целям сочинения-допуска, называемом «итоговым сочинением», у некоторых ещё много вопросов. Цели проведения итогового сочинения подробно описаны на сайте ФИПИ. В первую очередь, это оценка общих речевых компетенций, уровня речевой культуры и грамотности.Выпускник должен продемонстрировать умение логически рассуждать, выражать свою позицию и её аргументировать. Многие задаются вопросом: Зачем ученику нужна литература, если он, допустим, поступает в технический или медицинский вуз? Итоговое сочинение не имеет отношения к литературоведческому анализу. У него другие цели — проверить сформированность умения самостоятельно мыслить, проводить анализ ситуации и искать ценные параллели, а с ними выход из сложных ситуаций и решение этических и философских вопросов, опираясь на опыт художественной литературы. Для этого подобраны философские темы, заставляющие задуматься над широким кругом проблем. Знание литературного материала, умение найти параллели и сопоставить его с собственной жизнью — это сложная аналитическая работа, способствующая развитию критического мышления выпускника. Сочинение должно быть написано самостоятельно. Заимствования недопустимы.Запрещено списывание любых фрагментов и написание по памяти готовых текстов. Допускается цитирование, как прямое, так и косвенное с обязательной ссылкой на источник. Нахождение в сочинении плагиата — причина выставления незачёта за сочинение. Другими словами, Итоговое сочинение - это своеобразная проверка подготовленности ученика к получению специального образования, своеобразный Аттестат зрелости. Вспомним, что так назывался сам документ о получении среднего образования раньше. Название это появилось ещё во времена Петра I. Общеизвестно, что Пётр I, понимая важность использования достижений науки для развития государства, уделял большое внимание образованию молодых дворян. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя». Но как заставить недоросля учиться? В 1714 году по всем российским губерниям был разослан указ всем архиереям, имевшим право венчать. Им было запрещено совершать этот обряд, если молодой человек не мог предоставить справку о том, что он «науку выучил совершенно». В противном случае, ему «...не вольно будет жениться пока не выучится...». Справка эта получила название «Аттестат зрелости». Так с лёгкой руки Петра I возраст зрелости стал определяться не по физиологическому развитию, а по усвоению общих знаний, получаемых до специального образования. Итоговое сочинение – это и есть своеобразный «Аттестат зрелости».
1 год назад