Найти в Дзене
О справедливости
Высшая справедливость обнаруживается не в том, какие события происходят с человеком, а в его отношении к этим событиям. Люди уже не первую тысячу лет читают ветхозаветную книгу Иова, и частенько оставляют о ней восторженные комментарии. В книге повествуется о праведнике Иове, на которого ни с того ни с сего обрушились тридцать три несчастья: гибель детей, утрата богатства, болезни и тд. Иов при этом чётко уверен в своей праведности, и в том, что он такого никак не заслужил. В связи с этим он обращается к Богу, пытаясь разобраться, за что же ему это всё...
2 месяца назад
Про евреев. История, которая поражает моё воображение.
Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил двенадцать человек, у которых между собой произошёл любопытный замес, приведший ко всеобщей смене постоянного места жительства. Рожали они друг друга, конечно, не сами. Еврейские патриархи были мощными мужиками, но и они были вынуждены прибегать к помощи женщин, чтобы производить на свет других еврейских патриархов. Давайте обо всём по порядку. Авраам. Первое, что бросается в глаза, это то, как долго, согласно библии, все эти ребята изволили жить. Авраам прожил 175, на минуточку, лет. Так что когда вам скажут, что факт рождения первенца у прародителя евреев в 86 лет – чудо господне, не удивляйтесь...
2 месяца назад
О недеятельном присутствии
Какое-то время назад в телеге существовал паблик под названием «вещи, которые Гитлер сделал неправильно». В паблике не было ни одного поста. Он существовал в течение нескольких лет, количество его подписчиков измерялось десятками тысяч, и постепенно росло. Сейчас я не смог его найти — возможно его наконец удалили. В УК есть статьи о преступном бездействии и оставлении в опасности, согласно которым просто стоять и ничего не делать в определённых ситуациях является преступлением. Сам факт присутствия...
2 месяца назад
Про то, как из первочеловека появился мир, и как засунуть его обратно.
Согласно ведам, первочеловек Пуруша принёс себя в жертву, результатом которой стало сотворение мира. Его рот стал брахманом, руки сделались раджаньей (кшатрием) , (То,) что бедра его, — это вайшья, из ног родился шудра. Луна из (его) ума рождена, из глаза солнце родилось. Из уст — Индра и Агни. Из дыхания родился ветер. Из пупа возникло воздушное пространство, из головы развилось небо, Из ног — земля, стороны света — из ушей. Так они сотворили миры. Пуруша-сукта, Риг-веда Они – это боги и мудрецы, помогшие Пуруше с жертвоприношением. При этом и боги, и все люди, включая тех мудрецов, родились непосредственно из него самого...
2 месяца назад
Верую в духа Святого, живородящего, иже от Отца исходящего
Filioque – «и от Сына», слово, вошедшее в символ веры на западе, но не на востоке, и означающее, что Бог-Святой Дух исходит по мнению тех, кого ныне принято называть католиками, не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, тогда как православная церковь считала и считает, что исходить он может только от Отца, и филиокве в свой символ веры включать наотрез отказывается. Чтобы понять, чья тут правда, надо сначала понять, что такое есть эти ипостаси, и в каких отношениях между собой они находятся. Вопрос этот долгое время казался (да и сейчас кажется, чего уж греха таить) мне жутко мозголомающим делом, в котором разобраться, и понять что к чему, невероятно сложно...
2 месяца назад
Материализм и идеализм
Характер этого взаимодействия варьируется в зависимости от главенствующей философской парадигмы. Так, если такой парадигмой является идеализм, где сознание первично по отношению к материи, а значит и миру, то выходит, что земля происходит от неба, и их отношение есть отношение отца и ребёнка. Если точнее, то отца, и дочери, так как земля является метафорой женского начала. Не будем говорить здесь о христианстве. В христианской традиции истина серьёзным образом скрыта под многочисленными слоями попыток осмысления, и различных способов говорить о ней. В рамках этой традиции вообще редко идёт речь...
2 месяца назад
Субъектность ИИ
Ключевое отличие ИИ от любого живого существа заключается в наличии субъектности. Вопрос в том — есть ли там кто-то внутри, кто-то переживающий бытие? Вопрос далеко не простой, так как на самом деле со стопроцентной достоверностью каждый может знать это только про себя самого. Предположение о том, что другие люди, например, так же переживают бытие, как и я, в конечном итоге всегда остаётся только предположением. Мы можем лишь оценивать вероятность, используя принцип аналогии. Так я смотрю на другого человека, и вижу, что он в целом похож на меня. У него примерно то же строение тела, реакции. Я понимаю эмоции другого человека, которые так же нахожу в себе, узнаю его эмоциональные отклики...
2 месяца назад
О милости
Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе Сын Божий помилуй меня грешного» является уточняющей формой более краткого «Господи помилуй». Последнее в своей лаконичности фокусирует внимание на главном — на том, к кому обращается запрос, и на его содержании — милости. К этой самой милости Господа в сути своей сводится всё христианство — именно она является тем искомым, которое верующие всех конфессий пытаются снискать. Коль скоро это не человеческая милость, а милость Господа, носить она должна конечно же не ограниченный характер, но абсолютный...
2 месяца назад
Фраза «не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости», которую кратко именуют "Бритвой Оккама", часто используется для того, чтобы объявить ненужной сущностью Бога. Мол, если мы можем всё объяснить, не привлекая Бога, то Бог является лишним. На деле же без привлечения Бога любое объяснение рано или поздно упирается в тупик. В неизвестность за "большим взрывом", в "трудную проблему сознания", и ещё ряд моментов, которые не познаваемы при помощи эмпирических методов. Говорят, это временно, и однажды наука даст ответ на все вопросы. Мне так не кажется, так как некоторые сферы бытия в принципе не попадают в поле зрения науки. Наука не может претендовать на абсолютность. А Бог может. Если взять Его за основу, то "сущностями, привлекать которые нет крайней необходимости", окажется всё остальное без исключения. Потому что у нас нет настоящей необходимости утверждать бытие чего-то или кого-то, существующего отдельно от кого-то другого. Мы множим сущности не тогда, когда говорим о Боге, так как Он есть единое начало и общий знаменатель для всех явлений и существ; а тогда, когда говорим о самостоятельно существующем множестве существ и явлений. Множим сущности бесконечно, и без всякой на то необходимости - просто в силу привычки, от которой не то что не получается отказаться, но даже осознать её - целая проблема. Так то Оккам был монахом-францисканцем, если что.
1 год назад