Разговорчивый клиент это хорошо или плохо? ⠀ Один из типов клиентов, с которым психологу-новичку очень трудно работать — это клиенты, которые убегают от темы, забалтывают. То есть человек сталкивается с какой-то фрустрацией, и для того чтобы с ней справиться, он ее избегает, он от нее убегает, маскирует, запутывает себя и всех, кто рядом. Потому как рассказ специалисту в мельчайших подробностях о том, кто куда пошел, что сказал, увидел и т.д. лишает клиента возможности извлечь максимум пользы из сессий и эффективно решить первоначальный запрос. 🔊Причины разговорчивости разные. В том числе так человек может бессознательно пытается уйти/оттянуть встречу с болезненной темой. Или, может, он пока просто не готов вступать в доверительные отношения с психологом, поэтому общение происходит сугубо на поверхностные темы. К многословности склонен и тот, кто боится не все высказать, тревожится быть не понятым. Хотя может быть и так, что человек просто сам по себе очень общительный. Для новичков-психологов такой клиент сложен тем, что психологи пытаются следить за рассказом клиента, за всей его мыслью, но мысль эта высказывается для того, чтобы убежать от проблемы. Соответственно, если за ней следить, то вы вместе с клиентом куда-то убежите, отвлечетесь от нужных вам тем, от нужных задач. 💬 А что делать психологу в этот момент? Ведь «перебивать - неприлично!» Особенно сложные чувства на эту тему испытывают специалисты в начале работы. ⠀ Что с этим делать? Отношения клиент-терапевт особые, рабочие и профессиональные. Это не разговор. Чтобы сессии были продуктивными, специалист должен научиться управлять ими, а значит мягко наводить и направлять клиента в нужное русло, отслеживая невербальные проявления. ⠀ Но останавливать клиента или нет — сугубо индивидуальный вопрос. ⠀ Возможно, ему нужно именно выговориться и выдохнуться? Особенно, когда человек приходит на первую сессию с большим запасом невысказанного. И это важно отследить, не торопиться и дать человеку больше времени на раскачку. ⠀ Здесь нужно обязательно научиться контролировать то, какую задачу вы сейчас с клиентом пытаетесь решить, какой вопрос вы задали, какой ответ вы хотите получить, что вам говорит или не говорит клиент. Учиться периодически перебивать таких клиентов, останавливать их, возвращать их, добиваться ответов на свои вопросы, обращать внимание клиента на то, что он убегает. В целом, это очень тяжелые клиенты для новичков, потому что очень непривычно и трудно с ними справляться. Они как будто бы саботируют терапию, но, на самом деле, — нет. Это просто их защитный механизм, который вот так срабатывает и эффективно защищает их, как ни странно, даже от психолога. С каким клиентов вам проще работать? С разговорчивым или с молчуном?
1 год назад