Найти в Дзене
Мистика в жизни и творчестве Н. В. Гоголя Николай Васильевич Гоголь считается одной из самых загадочных личностей в истории русской литературы. Хотя биография великого писателя и не представляет особенных тайн, однако свой внутренний мир, причины, побуждавшие гения к тем или иным действиям, он заботливо охранял не только от посторонних, но и от близких людей. Об этом человеке ходят слухи о его таинственности, а некоторые его произведения могут посоперничать с современными фантастическими рассказами. Кто же он? Гений, опередивший своё время, или простой сумасшедший? Наверное, одна из причин загадочности Гоголя – это мистика в его творчестве. Почему Гоголь в своих произведениях обращается к изображению нечистой силы, ведь это было запрещено церковью, да и самим временем? В 1820 году Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский определяет сына Николая в Нежин, в гимназию князя Безбородко. Сохранились воспоминания В. И. Любича-Романовича о первом появлении Гоголя в Нежинской гимназии: «В гимназию высших наук К. И. Безбородко Гоголь был привезён родными, обходившимися с ним как-то особенно нежно и жалостливо, точно с ребёнком, страдающим какой-то тяжкой, неизлечимой болезнью. Он был не только закутан в различные свитки, шубы и одеяла, но просто-напросто закупорен. Когда его стали разоблачать, то долго не могли докопаться до тщедушного, крайне некрасивого и обезображенного золотухою мальчика. Мы чуть ли не всей гимназией вышли в приёмную взглянуть на него. Глаза его были обрамлены красным, золотушным ободком, щёки и весь нос покрыты красными же пятнами, а из ушей вытекала каплями материя. Поэтому уши его были крайне крепко завязаны пёстрым, цветным платком, придававшим его дряблой фигуре потешный вид». Всё делало мальчика предметом насмешки и оскорбительных кличек: хилость, болезненность, некрасивость, замкнутость, тугодумие, неспособность к языкам, гордый норов, рассеянность, упрямство… Он не умел и не желал под кого-либо подстраиваться, говорил что думал, высоко ценил собственное достоинство. Клички: «таинственный карла», «пигалица», «мёртвая мысль» разбивались о него, как о скалу. Гоголю было тяжело на чужбине, где его унижали и ни во что не ставили. Кто знает, может, непростое детство послужило обращению к мистике в дальнейшем творчестве писателя? Оценивая плоды своего собственного просвещения в гимназические годы, Гоголь в Авторской исповеди писал: «Я получил в школе воспитание довольно плохое, а потому не мудрено, что мысль об ученье пришла мне в зрелом возрасте, я начал с таких первоначальных книг, что стыдился даже показывать и скрывал все свои занятия». Свидетельствует В. И. Любич-Романович: «Пытка в школе для Гоголя тянулась в продолжение всего времени, пока он оставался в Нежине. Благодаря его неряшливости, мы все брезговали подавать ему руки при встрече в классах. Да и он сам, замечая это, не искал от нас доброго приветствия, стараясь всегда не замечать никого из нас. Он вечно оставался один. В конце концов, мы даже перестали брать в руки и те книги в библиотеке, которые он держал в руках, боясь заразиться какой-нибудь нечистью. Доктора, однако, находили его вполне здоровым физически, хотя и признавали за ним золотушный недуг. И при этой – то болезни он ещё постоянно сосал медовые пряники, ел сладости и пил грушевый квас, который был его любимым напитком. Гоголь или сам его приготовлял из мочёных лесных груш, или покупал его на городском базаре у баб – хохлушек, таких же неряшливых, как и он сам». В. И. Любич – Романович пишет: «Гоголь часто недоговаривал того, что хотел сказать, опасался, что ему не поверят и что его истина останется не принятой. Из-за этого он получил прозвище «мёртвой мысли», т. е. человека, с которым умрёт всё, что он создал, что думал, ибо он никогда не изрекал ни перед кем того, что мыслил. Скрытность эта сделала Гоголя застенчивым, молчаливым. Гоголь был молчалив даже в случаях его оскорбления». Пройдёт время, и отношение к Гоголю у соучеников изменится: все забудут и «карлу», и «пигалицу», и «мёртвую мысль», не забудет он сам… И кто знает, не этими ли глубоко спрятанными обидами подпитывался.
1 год назад
Охота на ведьм в Европе и России: история и мифы 5 декабря 1484 года была издана булла папы римского Иннокентия VIII под названием Summis desiderantes affectibus ("Всеми силами души"), которая призывала к самому жёсткому преследованию еретиков и ведьм. Хотя это была не первая булла на подобную тематику, именно она считается вдохновительницей охоты на ведьм, процветавшей в Европе на протяжении следующих двух веков. Жертвами этой охоты, по самым минимальным подсчётам, стали десятки тысяч человек, она охватила почти все европейские страны. До сих пор сохранилось множество мифов и заблуждений об этих процессах. Например, что за колдовство преследовали самых красивых женщин или что жертвами процессов были исключительно женщины. Также популярен миф, что ведьм преследовала только инквизиция. Предыстория Колдовство было известно с древнейших времен, и наказания за него присутствуют в сборниках законов уже самых первых из известных государств. Правда, понимание колдовства тогда ещё существенно отличалось от позднехристианского, и наказаниям подвергались только те колдуны, которые своими действиями наносили вред другому человеку. Средневековую Европу колдовство не очень интересовало, как и церковь. Дьявол ещё не стал центральной фигурой мировоззрения, и даже те люди, которые, как считалось, попадали под его влияние, считались жертвами его коварных козней, а не преступниками. К XIII веку в католической церкви наметился кризис, следствием чего стало появление огромного количества ересей, буквально захлестнувших Европу. Для борьбы с этими ересями первоначально и была учреждена инквизиция. Пионером борьбы с ведовством стал папа римский Иоанн XXII, живший в середине XIV века. Он очень активно участвовал в политических делах Европы и нажил себе немало врагов (например, он отлучил от церкви императора Священной Римской империи, который в ответ попытался возвести на святой престол своего антипапу), в связи с чем был очень подозрителен. Он инициировал дело против одного из епископов, который якобы пытался погубить его колдовством, и по его поручению инквизиция начала заниматься делами не только еретиков, но и колдунов. Правда, дела эти ещё не приняли характер массовой эпидемии. Начало организованной кампании против ведьм положила булла Иннокентия VIII, которая, как считается, была вдохновлена двумя инквизиторами — Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером, которые занимались в немецких землях расследованием ведовских дел и обнаружили огромное количество ведьм. Булла предписывала светским властям оказывать всяческую поддержку церкви в борьбе с искоренением колдовства. Охота на ведьм в России Россия, как и другие северные страны (например, в Дании и Норвегии, в те годы бывшими одной страной, за два века было казнено около 350 ведьм, тогда как в германских землях счёт шёл на десятки тысяч), оказалась практически незатронутой массовой истерией. Это не значит, что в России никогда не наказывали за колдовство, просто процессы эти были относительно редки и не носили характера кампании. Это были единичные проявления. Отчасти это было связано с иным пониманием самой сути ведовства. В противовес европейским представлениям о женщине — сосуде греха, в северных странах более популярным типом был колдун или ведун. На русском Севере ведьм вообще не знали, там их функции выполняли колдуны. Близкие к европейским представления о ведьмах были распространены только в самых западных районах, на территориях нынешних Польши и Украины. Вероятно, это было связано с тем, что в Скандинавию и Россию христианство пришло значительно позже, чем в западноевропейские страны, поэтому там более полно сохранились рудименты язычества. Языческие волхвы со временем трансформировались в сельских ведунов и знахарей. При этом в России не было ни богатой средневековой схоластической традиции, ни проработанной демонологии, выросшей из неё. Если в Европе было подлинно известно, что ведьма могла получить свой дар только от дьявола и поэтому само её существование было богопротивно, то в России могущество колдуна не объяснялось однозначно.
1 год назад
Легенда о Граале Из описания Кретьена де Труа не совсем ясно, что представляет собой Грааль — чашу или блюдо1: «Затем настал черёд грааля: В руках девица в зал внесла. ... Когда вошла, по всей палате Распространился свет тотчас, Он от грааля шёл, лучась Так, что все свечи стали бледны, ... Грааль, как истинное чудо, Из чистого был сделан злата, К тому же щедро и богато Усыпан россыпью камней. И не найти нигде ценней...» У Вольфрама это камень, принесённый ангелами на землю и обладающий чудесной силой:2 «Светлейших радостей исток, Он же и корень, он и росток, Райский дар, преизбыток земного блаженства, Воплощенье совершенства, Вожделеннейший камень Грааль...» Однако, в дальнейшем закрепилось представление о Граале, основанное на христианской легенде об Иосифе Аримафейском. Эта история стала основой сюжета "Романа о Граале" Робера де Борона. Согласно этому представлению, Грааль — это кубок для вина, которым пользовался Христос во время Тайной вечери (с канонической христианской т. зр. она считается первым обрядом евхаристии, т.е. кубок выполнял роль потира), и в который затем Иосиф Аримафейский собрал кровь снятого с креста Иисуса. Христианская основа легенд о Граале несомненна [...]. Но было бы ошибкой не видеть в этих легендах и кельтского субстрата – мифологического сосуда изобилия, типичного для дохристианских представлений коренных жителей Британских островов. Действительно, [...] в основных компонентах легенд о Граале их мифологический характер «бросается в глаза». Ведь, как писал видный чешский кельтолог Ян Филип, «в Ирландии магический котелок был символом изобилия и бессмертия и часто помещался на священном месте или в здании. При торжествах, известных под названием гобния, в котле варилось магическое пиво для питания и подкрепления божеств». Таких котелков найдено археологами немало, а самый знаменитый из них, так называемый Гундеструп, представляет собой значительный памятник средневекового прикладного искусства и хранится в Национальном музее в Копенгагене. 3 1.В руках девица в зал внесла. – Девица держит грааль двумя руками, т. е. вероятно, она несет предмет, имеющий форму блюда или корзины, а не сосуда. Устойчива ассоциация Грааля с обрядом евхаристии (с грааля Король-рыболов вкушает не «миног» и «кефалей» – лишь гостию), а в раннем христианском искусстве символом евхаристии было блюдо или корзина с хлебом и рыбой. 2. Вожделеннейший камень Грааль… - В отличие от Кретьена де Труа, у которого Грааль отождествляется с чашей евхаристии, Вольфрам изображает эту святыню как волшебный камень, обладающий целым комплексом свойств (подробнее см. в книге IX романа, объяснения Треврицента). В Граале Вольфрама слились мотивы христианские, восточные и сказочные. Эта множественность источников породила различные толкования мотива чудесного камня и приобщения к нему героя. В Граале видели и камень библейского пророка Даниила, и философский камень алхимиков, и талисман кельтских мифов, и даже «горюч камень» русских былин. Видимо, если, конечно, не в равной мере, то в той иди иной степени эти разнородные элементы присутствуют в Граале Вольфрама. Эта многозначность позволяет поэту сделать свой волшебный камень и символом приобщения к божеству, и чудесным талисманом, охраняющим человека от жизненных невзгод, и залогом мудрости и доброты
1 год назад
Крестовые походы кратко: причины, ход и последствия Причины крестовых походов в Святую Землю • Экономические проблемы Европы. Папа Урбан сообщил, что Европа уже не может прокормить саму себя и всех людей, живущих здесь. И именно поэтому он считал необходимым захватить богатые земли мусульман на Востоке; • Религиозный фактор. Папа считал неприемлемым тот факт, что христианские святыни (Гроб Господний) находятся в руках неверных – то есть, мусульман; • Мировоззрение людей того времени. Люди массово ринулись в крестовые походы прежде всего потому, что с помощью этого они искупят все свои грехи и попадут после своей смерти в Рай; • Жадность католической церкви. Папство желало не только обогатить Европу ресурсами, но прежде всего оно хотело наполнить свои кошельки новой землей и другими богатствами. На территорию Ближнего Востока крестоносцами было осуществлено восемь крестовых походов. Первый крестовый поход в Святую землю начался в 1096 и продолжался до 1099 года, собрал несколько десятков тысяч крестоносцев. В ходе первого похода, крестоносцами были созданы несколько христианских государств на Ближнем Востоке: Графство Эдесса и Триполи, Иерусалимское королевство, Княжество Антиохия. Второй крестовый поход начался в 1147 и продолжался до 1149 года. Этот крестовый поход завершился для христиан ничем. Но время этого похода, крестоносцы «создали» себе самого сильного врага христианства и защитника ислама – Саладина. После похода христиане потеряли Иерусалим. Третий крестовый поход: начался в 1189 году, конец –1192 год; известен тем, что в нем участвовал английский монарх Ричард Львиное Сердце. Ему удалось захватить Акру, Кипр, нанести несколько поражений Саладину, но он так и не смогу вернуть Иерусалим. Четвертый крестовый поход: начался в 1202 году и завершился в 1204. В ходе похода был захвачен Константинополь. На территории Византии крестоносцы также основали четыре государства: Княжество Ахейское, Латинскую империю, Герцогство Афинское и Королевство Фессалоники. Последствия крестовых походов на Восток • После крестовых походов начался упадок феодального общества в Европе, то есть начался распад феодальных устоев; • Изменилось мировоззрение европейцев, которые прежде считали, что народы Востока – варвары. Однако опыт показал, что они обладали богатой, развитой культурой, черты которой они переняли и себе. Арабская культура начала активно распространяться в Европе после походов; • Крестовые походы были серьезным ударом по экономическому состоянию Европы, однако открытие новых торговых путей пополнило казну; • Крестовые походы привели к постепенному и уже неминуемому упадку Византийской империи. После того как ее разграбили, она уже не могла оправиться от удара, спустя два столетия ее захватили мусульмане; • Италия стала главной торговой силой на Средиземном море, этому также способствовало падение Византии; • Обе стороны: христианский и мусульманский мир потеряли многое, в том числе человеческие потери. Причем люди погибали не только от войны, но и от болезней, в том числе чумы; • Положение католической церкви в обществе значительно пошатнулось, так как народ потерял в нее веру и увидел, что папство интересовали только собственные кошельки; • Зарождаются предпосылки к реформаторским (религиозным) движениям в Европе → зарождение протестантизма, гуманизма; • В христианском мире утвердился стереотип о враждебности к Пятый крестовый поход стартовал в 1217 году, а закончился в 1221. Он закончился полным поражением для крестоносцев и те были вынуждены покинуть Египет, который они так желали захватить. Шестой крестовый поход: начало – 1228 год, конец – 1229 год. Крестоносцам удалось вернуть Иерусалим, но между ними начались сильные раздоры из-за чего многие христиане стали покидать Святую Землю. Седьмой крестовый поход начался в 1248 году и закончился полным поражением для крестоносцев в 1254. Восьмой крестовый поход: начало – 1270 год, конец – 1272. Положение христиан на Востоке стало критическими, его усугубляли внутренние распри, а также вторжение монголов. В итоге крестовые походы закончились поражением.
1 год назад
Польские вампиры: кровавая правда или зловещий миф? Славянские вампиры — это не просто миф или элемент поп-культуры. Это часть древнейших народных верований, самое сердце славянских представлений о мире. О значении вампиров для славянской Европы в целом и Польши в частности лучше всего сказал выдающийся эксперт по славянской народной культуре Казимеж Мошиньский, который в 1930 году заявил, что «важный центр вампиризма еще до недавнего времени находился в бассейне реки Висла». И добавил с благоговейным трепетом: «Все, что славяне говорят об этих полудемонических существах, преисполнено невероятной дикости и жестокости». Что такое вампир в славянской мифологии? Герой самого известного и самого влиятельного произведения западной вампирической литературы, романа «Дракула» Брэма Стокера, — бледный тип, обреченный на вечную жизнь в своем замке, где он бродит по коридорам в затейливом костюме, алкая крови юных девственниц (впрочем, годятся и другие существа). Из-за крыльев, кровавого рациона и ночного образа жизни он больше похож на летучую мышь, нежели на настоящего вампира. Как становились вампирами? Существует множество способов стать после смерти упырем или вампиром. Согласно одному из самых распространенных народных поверий, будущий strzygoń (стрыгонь) рождается на свет с двумя душами. Считалось, что раньше стрыгоней было гораздо больше, но их число значительно уменьшилось после введения в Польше обряда конфирмации, ведь таким образом крестили и вторую душу тоже. При этом крайне важно, чтобы святая вода контактировала с телом ребенка, иначе обряд не сработает и ребенок имеет все шансы стать упырем (естественно, после смерти). Еще один верный признак будущего стрыгоня — родиться с двумя сердцами. Дополнительный ряд зубов или сросшиеся брови тоже говорят о многом. Ребенок, родившийся с зубами, – надежный кандидат в стрыгони. Согласно другому популярному народному верованию, упырями становятся те, кто умер внезапной смертью или — что еще хуже — покончил жизнь самоубийством. Судя по всему, в основе этих мифов лежит глубокая убежденность славян в том, что плохой человек останется плохим и после смерти. Как мы видим, процедура превращения в стрыгоня, упыря или вампира была довольно стандартной и… демократичной, ведь даже священники могли стать упырями. Так или иначе, славянские представления о вампирах, видимо, говорят нам следующее: корни зла скрыты глубоко под поверхностью реальности и на первый взгляд кажутся непостижимыми. Все тот же этнограф заметил тесную связь между мифами о вампирах и распространением эпидемических болезней в раннемодерной Восточной и Центральной Европе. Судя по всему, эти два феномена действительно связаны между собой, поскольку случаи охоты на вампиров часто следуют за вспышками эпидемий. По мнению Мошинского, при повышенной смертности от болезней в деревне или семье, а также при падеже скота, крестьяне откапывали тело первого умершего или человека, подозреваемого в вампиризме, и проводили целый ряд антивампирских обрядов.
1 год назад
В американский городок Салем, что в штате Массачусетс, ежегодно наведываются более ста тысяч приезжих. А влекут их сюда странные достопримечательности: Холм Виселиц, в наше время представленный жилыми кварталами, в которых, однако, по легенде, обитают призраки казнённых; Музей ведьм; Салемский подвал ведьм; Дом ведьм. Мрачные названия напоминают о трагических событиях конца далёкого XVII века. В 1692 году, в январе, в дом священнослужителя Сэмюэля Пэрриса, живущего в деревушке Салем, пришла беда: девятилетняя дочь преподобного и его одиннадцатилетняя племянница заболели. Девочки стали страдать припадками, прятались в тёмные места, бились в конвульсиях и издавали странные звуки, кривлялись. Через короткое время подобные симптомы появились ещё у нескольких деревенских девочек. Все они были подругами, которые под влиянием рассказов Титубы, темнокожей служанки священника, увлеклись оккультизмом и магией вуду. Обеспокоенный отец решил обратиться к местному доктору Григгсу. Лекарь не смог ни вылечить припадки, ни объяснить странную хворь, но диагноз поставил однозначный: колдовство. В XVII веке пуритане были убеждены, что с помощью колдовства можно наслать болезни и смерть. Поверья тех лет гласили, что ведьмам даёт силу сам дьявол. Чтобы излечить болезнь, следовало поймать виновную ведьму или ведьм и истребить их. Под давлением преподобного Пэрриса девочки, утверждавшие, что их мучили злые духи, начали давать показания. «Околдованные» указали имена первых жертв: служанка Титуба, деревенская нищенка Сара Гуд и искалеченная старуха Сара Осборн. Суды над ведьмами — ярчайший образ Средневековья. Абсурдные, страшные и абсолютно бессмысленные мероприятия поработали над имиджем эпохи – Средние века воспринимаются сейчас как мрачные времена. Но такие суды – не эксклюзив. Так или иначе, упоминания о странных процессах появляются почти в течение всей истории. Некоторые — только на уровне констатации факта «ведьма казнена», а некоторые оказывались подробно описаны. Одним из самых детальных и запротоколированных судов над ведьмами стал Салемский процесс. Сейчас о нем расскажем. 1692 год, город Салем, Северная Америка. С двумя девочками во время церковной службы происходит странный припадок — они падают на пол, начинают биться в конвульсиях и кричат на неизвестном языке. Это было уже достаточно недобрым знаком, но девочки заверили, что все окей – просто в церкви слишком душно. «Преступница» изобличена и наказана, конец истории? Нет. Речь ведь идет о колдовстве — ему никакие стены не помеха. А тут еще дело приобретает новый поворот: во время очередного припадка (и снова дело творится в церкви) девочки начинают называть имена ведьм. Этот набор тоже очень показательный, так как в число ведьм входят: Суд продолжал удивлять. Теперь в колдовстве обвинили священника. В ходе одной из проповедей он пытался объяснить горожанам, что пора бы остановиться, а то с поиском колдуний все с ума сошли. Но и ему припомнили грешок. Несколько лет назад священник благословлял солдат на войну с индейцами, но делал это неправильно, ведь все в этом побоище погибли. Кроме того, он являлся людям во снах и пугал их. И вообще он не священник, а колдун. Никакие аргументы преподобного не подействовали. «Казнить!»
1 год назад
Глобальное потепление связано с деятельностью человека и происходит с беспрецедентной скоростью Беспрецедентные изменения Изменение климата, вызванное деятельностью человека, уже сегодня приводит к многочисленным случаям экстремальной погоды во всех регионах планеты. Более того, по данным ученых, меняется вся климатическая система Земли, и эти изменения сказываются на состоянии атмосферы, океанов, ледовых покровов и поверхности Земли. Многие из этих изменений беспрецедентны, а некоторые тенденции – например, рост уровня океана – в ближайшие века или даже тысячелетие невозможно обратить вспять. Он напомнил, что международное сообщество согласилось удержать глобальное повышение температуры на уровне не более 1,5 градуса, однако уже в ближайшее время, если не принять срочных мер, этот порог будет перейден. «Мы должны действовать решительно, чтобы не допустить этого», – предупредил Гутерриш. Он отметил, что в преддверии конференции по климату, которая состоится в Глазго в ноябре, все страны, а особенно входящие в Группу двадцати, должны подтвердить свою приверженность борьбе с изменением климата, в том числе примкнуть к коалиции «нулевых выбросов». Как указывается в отчете, выбросы парниковых газов в результате деятельности человека были основной причиной потепления глобального климата примерно на 1,1 градуса по шкале Цельсия в период с 1850 по 1900 годы. Ожидается, что в ближайшие 20 лет этот уровень в среднем достигнет или превысит 1,5 градуса. «Этот отчет – трезвая оценка того, какой будет реальность в ближайшие десятилетия, – говорит сопредседатель рабочей группы экспертов Валери Массон-Дельмот. – Теперь мы имеем гораздо более четкую картину прошлого, настоящего и будущего климата Земли, что очень важно для понимания того, куда мы движемся, что мы еще можем сделать и как нам следует подготовиться к будущим изменениям». Согласно прогнозам ученых, в ближайшие десятилетия климатические изменения будут нарастать во всех регионах планеты, в частности, будут увеличиваться периоды длительной жары и сокращаться холодные сезоны. При глобальном потеплении на два градуса по шкале Цельсия пострадает, прежде всего, сельское хозяйство и усилится нагрузка на системы здравоохранения. Но дело не только в повышении температуры. Изменение климата приводит к множеству непрогнозируемых последствий в самых разных сферах, в том числе: ● Изменение климата усиливает круговорот воды, что в одних регионах приводит к интенсивным осадкам и связанным с этим наводнениям, а в других – к экстремальным засухам. ● Изменение климата влияет на характер выпадения осадков. В высоких широтах вероятность выпадения осадков увеличивается, в то время как на территории большей части субтропиков происходит их уменьшение. ● В прибрежных районах в XXI веке будет продолжаться тенденция подъема уровня моря, что, в свою очередь, будет способствовать более частым и сильным наводнениям в низинных районах и эрозии почвы. Экстремальные изменения уровня моря, которые раньше происходили один раз в 100 лет, будут происходить ежегодно ближе к концу нынешнего века. ● Дальнейшее потепление усилит таяние вечной мерзлоты, потерю снежного покрова и сокращения ледников в Арктике. ● Изменения в состоянии мирового океана вызовут более частые приливы теплых течений, что отразится на экосистеме океана и на положении людей, которые живут за счет рыбной ловли. ● Отдельные аспекты изменения климата могут отразиться на жителях городов, которые почувствуют потепление климата, а также столкнутся с наводнениями из-за сильных осадков и повышения уровня моря в прибрежных регионах.
1 год назад
@Кристаллическая энергия" “Проведите линию от Флориды до Бермудских островов, вторую — от Бермудских островов до Пуэрто-Рико, а третью — обратно во Флориду через Багамские острова. В этом районе, известном как Бермудский треугольник, произошло большинство случаев бесследного исчезновения людей, <...> которые выходят далеко за рамки законов случайности”, — писал в 1964-м американский автор Винсент Гэддис. Именно он первым стал использовать словосочетание "Бермудский треугольник". Куда большую известность термин приобрел благодаря усилиям американского полиглота и преподавателя языков Чарльза Берлица. В 70-х он выпустил серию книг, ставших бестселлерами, в которых утверждал, что загадочный участок моря связан с Атлантидой. В дальнейшем эта теория была расширена последователями, которые, среди прочего, предполагали, что жители мифического города использовали некую "кристаллическую энергию", с помощью которой топили корабли и самолеты. Другие версии исчезновения людей — похищение инопланетянами и разрыв в пространстве-времени, в который проваливались неудачливые путешественники. Научные гипотезы Однако теория продолжала жить, тем более что корабли и самолеты в указанном районе действительно пропадали. Среди известных случаев — бесследное исчезновение американского грузового судна "Циклоп" с 306 людьми на борту (1916 год), "звена 19", состоящего из пяти самолетов ВМС США (1945), и военного транспортника C-119 с десятью членами экипажа (1965). Исследователи попытались дать этим и другим событиям научные обоснования. Одно из них — воздействие метана, который, поднимаясь со дна, делает воду менее плотной, что приводит к затоплению судов. Или попадание молнии в метановый пузырь, который всплыл прямо перед кораблем. Этот горючий газ в больших количествах находится на морском дне — правда, по всему земному шару, и больше нигде подобных инцидентов не происходило "Нет никаких свидетельств того, что таинственные исчезновения происходят в Бермудском треугольнике с большей частотой, чем в любом другом большом, хорошо изученном районе океана", — говорят в NOAA. Наконец, именно в районе Бермудского треугольника сосредоточена треть океанских судов, находящихся в частной собственности у американцев. И многие владельцы банально не соблюдают правила навигации. А потому высокая концентрация "таинственных исчезновений" в этом районе вполне объяснима.
1 год назад