Найти в Дзене
❗️16 ОКТЯБРЯ ОТМЕЧАЕТСЯ 115 ЛЕТ РОССИЙСКОМУ КИНО 115 лет назад в России вышел первый отечественный фильм - "Понизовая вольница" ("Стенька Разин", "Стенька Разин и княжна", 1908 г.) В. Ромашкова. С этой даты принято отсчитывать историю российского кино. ✅ История создания фильма 28 октября 1908 года в петербургском театре «Аквариум» готовилась необычная премьера: ожившие фотографии ателье Александра Дранкова под музыку Ипполитова-Иванова должны были продемонстрировать зловещую историю бандита Степана Разина и юной княжны. Так в России появился художественный кинематограф. Фильм «Понизовая вольница» выходил под разными названиями — «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна», но по сути представлял собой экранизацию небольшого отрывка пьесы Василия Гончарова «Понизовая вольница». Изначально задумывалась полноценная театральная постановка, но по замыслу самого Гончарова для этой постановки потребовались «киноиллюстрации». Для их создания привлекли известного предпринимателя, хозяина фотоателье Александра Дранкова, так что идея создания кинокартины принадлежала ему, и Дранков фактически стал ее продюсером. Он уговорил директора Московской консерватории знаменитого композитора Михаила Ипполитова-Иванова написать музыку к фильму — так родилась увертюра «Вниз по матушке по Волге». Он же нашел и режиссера для картины, которым стал Владимир Ромашков. С технической точки зрения фильм может показаться простым: актеры двигаются перед камерой хаотично, беспричинно размахивают руками, их мимика часто не соответствует информационной наполненности картинки. При такой игре понять сюжет было бы очень сложно, поэтому съемочная группа ввела в повествование титры, которые появляются на экране между сценами. ✅Актерский состав На главную роль был приглашен артист драматической труппы Петербургского народного дома — популярный тогда Евгений Петров-Краевский, а образы его сподвижников воплотили другие актеры этой труппы. Картина длится всего семь минут, но снимали ее и готовили к показу несколько месяцев. Натурные съемки проходили летом 1908 года на озере Разлив недалеко от Петербурга. Надо сказать, что для первого кинематографического опыта в фильме было применено множество спецэффектов. Так, вместо княжны Разин высоко поднимает над головой и сбрасывает в воду искусно сделанный манекен. Кроме того, для массовки пригласили 150 человек, что было очень масштабно по тем временам. ✅Интересные факты Для популяризации картины предприимчивый Александр Дранков развернул целую рекламную компанию, выпуская специальные афиши, в которых подробно объяснялось все новаторство захватывающего зрелища. Не обошлось и без скандалов. Автор пьесы Николай Гончаров, поняв, что экранизированный фрагмент обретает немыслимую популярность, обратился в Союз драматических и музыкальных писателей с просьбой признать безграничность его авторских прав и охранять их во всех кинотеатрах страны. Каково же было его удивление, когда в ответ компетентный орган сообщил ему, что его сценарий является механическим и не подходит под определение «литературное произведение». Ко всему прочему союз заявил, что не будет защищать никакие авторские права, так как в принципе выступает против развития кинематографа, потому что его существование наносит непоправимый вред театральному искусству. Картина была воспринята неоднозначно: кто-то отмечал высокое качество технического воплощения, кто-то ругал бедные декорации, кто-то возмущался жестокостью сюжета. Однако фильм «Понизовая вольница» занял свое почетное место в русском кинематографе.
1 год назад
📅 17 октября о кино впервые заговорили языком патентных заявок. В эту дату в 1888 году Томас Эдисон объявил о намерении «создать для Глаза то, чем фонограф является для Уха». Он подал в американское бюро патентов предварительную заявку — из нее следовало, что прибор сразу будет воспроизводить изображение и звук, и «мы сможем увидеть и услышать целую Оперу так отчетливо, будто бы присутствовали на ней сами». Устройство под названием «кинетоскоп» к началу 1890-х разработал эдисоновский сотрудник Уильям Кеннеди Лори Диксон. Также он с другими сотрудниками создал камеру «кинетограф», а уже в 1894 году снял первый фильм с синхронной записью звука. Говорят, он сам в нем и сыграл — на скрипке. «Кинетоскоп» на несколько лет опередил изобретение братьев Люмьер, но Эдисон ошибся в главном: он не вывел изображение на экран. Вы бросали монетку в «кинетоскоп», и смотрели в глазок. Увидев это изобретение, отец братьев Люмьер сказал сыновьям: вы должны вытащить это изображение наружу. Сегодня «кинетоскоп» сравнивают с VR-очками — а еще он фигурировал в игре Bioshock Infinite. Разумеется, Томас Эдисон старался приписать открытия своих работников себе. Диксон прекратил сотрудничество с ним в 1911 году, и до последних дней прожил в безвестности. Лишь во второй половине XX века исследователи установили его роль в изобретении кино.
1 год назад
🎬 "ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ" Дзиги Вертова называют одним из лучших документальных фильмов на свете. За что такая честь? Свои лучшие фильмы Вертов снимал в эпоху, когда кино было совсем молодо, — в 1920-е годы. Почти никаких правил, совсем мало законов. В то время многие кинемато­графисты думали, что фильмы будущего окажутся максимально не похожи на другие искусства. Не будет больше вестернов и мелодрам, сложных декораций и трюков, игровое кино исчез­нет, а на его место придет что-то новое. Вертов был в числе тех, кто не просто верил в это новое, но и пытался его создавать. Он считал, что «художественный неигровой фильм» увлека­тельнее любой игровой картины, подобно тому, как реальность порой оказы­вается интереснее вымысла. В будущем игрового кино не будет, останутся только реальность, камера, оператор и монтажер. Прошло почти сто лет, и мы понимаем, что Вертов ошибался, по крайней мере — по поводу игрового кино. Тем не менее его картины продолжают привлекать к себе внимание не толь­ко историков кино. Почему? Вертов снял много. Не все в его наследии было удачно, но его лучшие картины — веселые, живые, динамичные, очень необычные и очень современные. Их увлекательно смотреть. www.culture.ru/...929
1 год назад
❗️ САМЫЙ ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ В МИРЕ – «Сцены в саду Раундхэй». Принято считать, что кинематограф появился в 1895 году. Но редко где встретишь упоминания о том, что в 1888 был снят самый первый фильм в мире – «Сцены в саду Раундхэй» («Roundhay Garden Scence»). Луи ле Принц Француз Луи ле Принц, автор этой кинокартины, использовал новую для того времени технологию: запись шла на бумажную пленку с нанесенной на нее фотоэмульсией. Длительность сцены всего 1,66 секунды, и на ней Луи запечатлел прогулку в саду сына, тещи с мужем и друга Харриета Хартли. Предлагаем вашему вниманию посмотреть эту уникальную картину. Обещаем, это не займет у вас много времени
1 год назад
РОЖДЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФА🎬 Всем известно, что под Новый год происходят чудеса... И настоящее чудо случилось 28 декабря 1895 года в Париже, в одном из залов «Гранд-кафе», который находится на бульваре Капуцинок. Наверное, ещё царило рождественское оживление на парижских улицах и бульварах, витрины и афиши привлекали внимание прохожих, в свете уличных фонарей порхали редкие снежинки... В этот зимний день, а точнее, был уже вечер, состоялся первый в истории киносеанс. Братья Луи Жан (1864-1948) и Огюст (1862-1954) Люмьер на аппарате собственной конструкции - «синематографе» - показали свои первые фильмы. Зрители, а их было всего тридцать пять человек, заплатив по одному франку, спустились в полуподвальный зал кафе, называемый «Индийский салон». В затемнённом зале стояли рядами стулья, на стене белел квадратик экрана, а младший брат, Луи Жан Люмьер хлопотал у странного деревянного ящика с ручкой и на треноге. И вот полумрак зала пронзил мерцающий луч, сеанс начался... Зрители были в восторге. Они увидели «живую фотографию»! Люди на экране двигались, ходили, улыбались, кормили ребёнка или плескались в море, джигитовали на конях, а струя воды из шланга вдруг окатила с головы до ног незадачливого садовника... На первом киносеансе братья Люмьер показали 10 фильмов. И каждый фильм продолжался не более минуты. Но именно с этих минут, с этой даты - 28 декабря 1895 года - начинается история всего мирового кинематографа. Родилась десятая муза... Что же увидели первые кинозрители? Предлагаем вашему вниманию первый фильм, показанный публике на большом экране - "Выход рабочих с фабрики Люмьер".
1 год назад