Институт Философии и Мировой Культуры
9
подписчиков
Институт Философии и Мировой Культуры основан в 2021 году.…
Культурные «реверансы» имени Германн в Пиковой даме
Имена всегда имеют особое идейное звучание в тесте художественного произведения, отсутствие имени – его безымянность – то же есть определенное культурное звучание, обладающее характерным смыслом в пространстве эстетической композиции. Обратимся к имени главного героя известной повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», напрямую, не рассматривая название самого произведения, которое обладает намного большим значением, чем раскрывается в эпиграфе к произведению: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность...
Почему рукописи не горят, а любовь не приходит от сатаны.
Роман «Мастер и Маргарита» написан М. Булгаковым в сложное для России историческое время. Многие цитаты из романа «ушли в народ», а художественные образы стали негласной карикатурой на советское общество 1930-х гг. Известная цитата «рукописи не горят» – это часть реплики Воланда о сожженном произведении Мастера: «Простите, не поверю, – ответил Воланд, – этого быть не может. Рукописи не горят». Действительно, рукописи не горят – это факт творческого сознания, воплощающего собственную идею в пространстве литературного текста...
Сокровенность идеи в картине «Петроградская мадонна»
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин в 1920 году написал картину «Петроградская мадонна». Прикасаясь к эстетическому значению данного произведения искусства, придется оставить историческую меру всех событийных «маршрутов» трудной эпохи – голод, холод, расстрелы…, о них много написано, и что-либо добавить, значит превратить художественное полотно (картину) в политическую прокламацию ужаса гражданской войны. Трагедия исторического времени, в котором была написана «Петроградская мадонна», явилась страшным...
Умозрение красок «Купчихи за чаем»
Борис Михайлович Кустодиев в 1918 году летом пишет картину «Купчиха за чаем», натурщицей для произведения стала проживавшая в одном доме с русским художником баронесса Галина Адеркас. Исторический период, в котором создавалась картина, был тяжелым для России – Гражданская война, интервенция, разрушенная экономика, продовольствие по карточкам, голод, смерть. Б. М. Кустодиев в данный этап творческой жизни переживает страшную болезнь – у него парализованы ноги, практически все свои последние работы...
Неизвестность идеи в «Неизвестной» И. Н. Крамского
Знаменитый русский художник Иван Николаевич Крамской в 1883 году открывает миру русской живописи картину «Неизвестная». Название картины «Неизвестная» уводит зрителя от возможности с уверенностью произнести имя главной участницы художественной композиции, сам же образ девушки очень хорошо прописан на полотне в технике масляной живописи. Очевидность намерения художника привлечь внимание к тайне имени через название определена смысловым значением для зрителя, который должен мгновенно обратить пристальный...
«Девятый вал» в проявлении человеческой воли
Картина великого русского мариниста И. К. Айвазовского «Девятый вал» написана в 1850 году; на картине изображено действие ураганного шторма: высокие волны, гонимые ветром; просвечивающее солнце, сквозь летящие пенистые облака, и спасшиеся в кораблекрушении люди, обхватившие мачту разбившегося парусного корабля. Название картины «Девятый вал» отсылает зрительский взгляд к вспоминанию одной из морских легенд, в которой девятая волна шторма – самая ужасная и разрушающая, несущая возможную погибель (словно...
Бунт и история
Русский художник Василий Иванович Суриков в 1881 году представил культурному миру одно из своих великих произведений живописи на историческую тему – «Утро стрелецкой казни». Картина определена интересной и сложной композицией с раскрытием психологии художественно выразительных образов в историческом времени – царствование Петра I в конце XVII в. Рассмотрим пространственное отношение, образованное на картине Храмом Василия Блаженного и стенами Московского Кремля. Храм Василия Блаженного, заложенный...
Даймон Сократа – Демон Врубеля
Сократ в диалогах Платона говорил, что иногда его к рассуждению приводит явление в сознании, которое он называл даймон – по-гречески означает «божество». Даймон останавливал внешнее проявление жизни для Сократа, превращая античного мыслителя в застывшую скульптурную фигуру на длительное время в течение дня или ночи. В этот момент Сократ в пространстве культурного инобытия совершал в беседе с даймоном интеллектуальное прочтение мира человеческих поступков и людской жизни через категорию прекрасного, которую в искренности проявлений социальной реальности не находил...
Картина И. Репина «Бурлаки на Волге» – исконно русский мотив! Тяжесть впечатления от произведения определена не изображением «каторжного» труда и выразительностью лиц бурлаков, а созерцательным наблюдением за процессом реального действия самого художника, объединившего избранных персонажей на полотне через замысел художественной композиции «простой» народной жизни. Краткий экскурс письменного текста статьи не создает условия для развития полноты изложения данного жанра, обратимся к очевидному, но не слишком явному. Следует присмотреться к мачте корабля. Перевернутый флаг России на барке символизирует перевернутость русского мира, в котором народ есть лишь объект/предмет наблюдения, пусть и художественного. Вряд ли можно говорить об умышленной авторской «изнанки государственного стяга» на корабле, но метафизика культурного смысла раскрывает особый идейный план выразительности полотна «Бурлаки на Волге». Людей, лишенных государевой помощи, оставленных в стихии властного господского повеления, но верящих в свою русскую судьбу, преданных своей Отчизне по рождению и языку –раскрыты (преданы) через кисть художника в качестве мучеников и страдальцев от собственной культурной немощи. Вопрос простой – в чем был великий идейный замысел композиции полотна? Какая аудитория должна была всматриваться в юдоль бытия простого русского мужика через золотистый колорит солнечного света и полупрозрачного неба? Ответ полагается в прочтении авторского сознания. Поскольку раскрывать боль и тяжесть человеческой жизни в сфере образов искусства, взывая к нарочитой идее публичного выражения социальной жестокости – мотив хирурга-патологоанатома, разрезающего безжизненную плоть. Культурная реальность данного характерно-искусственного текста иная. Факт, что образы не вызывали реального сострадания, определен пространством, в котором картина нашла свое место – бильярдная комната великого князя Владимира Александровича, а продал ее за 3000 рублей сострадательный Репин, любивший вспоминать о картине к случаю: «А надо правдy сказать, что великому князю картина эта искренне нравилась. Он любил объяснять отдельные характеры на картине: и расстригу попа Канина, и солдата Зотова, и нижегородского бойца, и нетерпеливого мальчишку — умнее всех своих старших товарищей; всех их знал великий князь, и я слышал собственными ушами, с каким интересом он объяснял всё до самых последних намёков даже в пейзаже и фоне картины». Перевернутый русский мир, в котором власть, поигрывая в бильярд, наслаждалась бытовыми пейзажами русского страдания. Сам же Репин завершил свою жизнь в отделившейся после революции Финляндии, полагая себя изгнанником на чужбине (несмотря, на тот факт, что никто его не изгонял). И. Репин в 1922 году писал К. Чуковскому: «Какой небывалый праздник Вы делаете мне! Какое торжество! Какая радость старичку, доживающему свои дни на чужбине! Благодарю, благодарю бесконечно!.. Жду с нетерпением своей книжки» – речь идет о брошюре Ильи Репина «Бурлаки на Волге», которую редактировал К. Чуковский и которая была издана в Петрограде. Советская власть пророчила Репина в идеологи новой культуры реалистического искусства (по всей видимости, не без основания) и старалась вернуть великого живописца на Родину из чужбины, но Репин так и не вернулся. Художественный план Репина в русском искусстве определен эстетической значительностью его работ в живописи, но движение его судьбы определено практичным характером его культурной души.
В. М. Васнецов оставляет на картине один путь для Ильи Муромца: «Как пряму ехати — живу не бывати…»! Слова «живу не бывати» указывают на сферу небытия, к которой ведет прямая дорога, и которую иногда путают со смертью! Смерть – неизбежный удел любого живого существа, смерть не может напугать былинного русского богатыря. Куда более страшное пространство – небытия жизни! Небытие начинается с исчезновения культурного смысла, прямо как на картине – разбросанные, непогребенные кости, указывающие на забвение праха, поросшие мхом древние заветы... Богатырская сила необходима, чтобы заботой о родной земле возродить духовное величие народа, расчистить пространство от паутины разбойников-бесов. Илья Муромец не размышляет, по какому пути направить своего коня (движения: «налево» и «направо» – традиции не русского благочестия), он прочитывает высеченный на камне текст, стараясь понять причину искушения той «культурной руки», что вывела предложение трех дорог в направлении русской судьбы!